Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:19, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является: проследить закономерности эволюции теорий экономического роста от их зарождения до современного этапа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать зарождение теоретических взглядов на проблемы экономического роста и их развитие в рамках классической школы
Проанализировать развитие теоретических взглядов на закономерности экономического роста в рамках кейнсианского течения и возникших на ее основе более поздних теорий
Проанализировать неоклассическую теорию экономического роста
Проанализировать эндогенные теории экономического роста и модели новой волны, которые сосредоточились на происхождении технического прогресса и детальной разработке структуры возникновения и реализации инноваций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕРКАТИЛИСТОВ И КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 5
2.КЕЙНСИАНСКАЯ И НЕОКЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 12
3.НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА 25
4.НОВЫЕ ТЕОРИИ РОСТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Одной из популярных тем стали попытки объяснить различия роста и причину стабильно высокого роста через эндогенные технологические изменения, международную торговлю и открытость стран. Для этого использовали разные варианты: с акцентом на участии в международном разделении труда, распространении технологий посредством торговли, непосредственного движения технологий и их заимствования менее развитыми странами и т.д. Здесь можно назвать модели Гроссмана и Хелпмана [Grossman, Helpman, 1991], Барро и Сала-и-Мартина [Вагго, Sala-i-Martin, 1995], Базу и Вейла [Basu, Weil, 1998], Лукаса [Lucas, 1993], Вентуры [Ventura, 1997], Зейра [Zeira, 1998] и др.
Особое направление образуют модели, связывающие технологические изменения и рост населения, в основе которых лежат мальтузианские идеи об ограниченности размера населения уровнем развития и технологические изменения. Среди таковых особый интерес представляют работы Кремера [Kremer, 1990], Хансена и Прескотта [Hansen, Prescott, 1998], Галора и Вейла [Galor, Weil, 1998], Джонса [Jones, 1999].
Еще одну особую группу
Помимо перечисленных, существует широкий спектр моделей, рассматривающих разные аспекты экономической политики и политического устройства (в частности, связи демократии и экономического роста), связи роста и безработицы, циклов, рыночной структуры, загрязнения окружающей среды и т.д. Следует заметить, что в значительной степени большинство моделей, развивающих какой-либо достаточно узкий аспект, отталкиваются от базовых моделей, причем как от неоклассических, так и от базовых моделей эндогенных технологических изменений. [15, c.36-37]
Как уже отмечалось выше, новый виток в разработке теории экономического роста пришелся на 80-90-е гг., что позволило говорить о «новой теории роста». В ней нашли отражение влияние несовершенной конкуренции и роль возможных изменений нормы прибыли. А главное – научно-технический прогресс (НТП) стал рассматриваться как эндогенный, т. е. порождаемый внутренними причинами фактор экономического роста. Впервые в формализованных экономико- математических моделях американских экономистов П. Ромера и Р. Лукаса (США) выдвинута гипотеза об эндогенном характере важнейших производственно-технических нововведений, основанных на вложениях в технологический прогресс и в человеческий капитал. Модели эндогенного роста внешне похожи на неоклассические, но значительно отличаются от них исходными предпосылками и выводами. В традиционных неоклассических теориях роста утверждается, что экономический рост является результатом накопления физического капитала, увеличения рабочей силы и технологического прогресса, который повышает продуктивность труда и капитала. Темп роста населения, норма амортизации и темп технологического прогресса в неоклассических теориях являются экзогенными переменными. При этом, в данных теориях, без технологического прогресса макроэкономические величины на душу населения остаются постоянными. Предельный доход капитала, в связи с его свойством сокращающейся отдачи, снижается по мере движения к устойчивому равновесному состоянию до тех пор, пока он не сравняется с нормой выбытия и ростом населения, после чего экономический рост останавливается. Только наличие фактора экзогенного технологического прогресса позволяет объяснить продолжительный рост доходов на душу населения. Неоклассические теории роста ограничиваются предположением о том, что технологический прогресс имеет экзогенный характер, зависит только от времени и реально слабо связан с процессами внутри моделируемой системы. Недостаток данных моделей заключается в том, что они не дают информации о причинах роста, не содержат рекомендаций о возможных способах ускорения технологического прогресса, а значит и роста экономики в целом. Тем самым политика экономического роста, по сути, лишается своей основы, поскольку ключевой фактор роста вследствие своего экзогенного характера оказывается в роли «манны небесной», на которую государственная политика не может воздействовать. Исходя из модели Солоу, государство с помощью инструментов экономической политики (таких как изменение налогов, госрасходов) не имеет возможности оказывать длительное влияние на темп роста. Воздействие государства на экономический рост возможно только через влияние на норму сбережения. Теории эндогенного экономического роста преодолевают данный недостаток неоклассических теорий. Прежде всего, они отвергают неоклассическую посылку об убывающей предельной производительности капитала, допускают возможность эффекта масштаба производства в рамках всей экономики и часто акцентируют внимание на влиянии внешних эффектов на рентабельность капиталовложений. Положительные внешние эффекты выступают в качестве важнейшей предпосылки. Значение этих эффектов заключается в следующем: 1. внешние эффекты, возникающие в результате обучения работников в процессе производственной деятельности, способствуют тому, что технологический прогресс выступает в качестве внутреннего фактора моделей эндогенного роста; 2. внешние эффекты нейтрализуют уменьшение предельного продукта капитала, способствуя долгосрочному росту дохода на душу населения; 3. внешние эффекты проявляются в том, что возрастающая отдача от научных и технологических инноваций достается не только тем, кто их осуществляет, но и всему обществу.
В
теориях эндогенного роста
Поэтому теории эндогенного роста в отличие от неоклассических выступают за активное вмешательство государства в процесс развития. Множество данных теорий можно разделить на две группы. К первой группе относятся теории, в которых человеческий капитал выступает как важнейшая детерминанта экономического роста.
Это теории П. Ромера (1986 г.) и Р. Лукаса (1988 г.).
Подход П.Ромера базируется на предпосылке положительных экстерналий (внешних эффектов) в производстве. Они возникают как результат обучения работников в процессе производственной деятельности, данная идея была предложена еще К. Эрроу как концепция «обучение посредством практики». Они эндогенизируют технический прогресс, препятствуют сокращению уровня доходности капитала в экономике, способствуя тем самым длительному росту дохода на душу населения. Наряду с этим экстерналии имеют особенность, заключающуюся в том, что их интернализация не всегда может быть осуществлена в рамках частных взаимоотношений внутри экономической системы. Вследствие этого субъекты экономики, действующие на рынках в условиях конкуренции, зачастую из-за возникновения внешних эффектов не приходят к Парето – эффективной аллокации ресурсов. Это дает отправную точку для государственных инвестиций, имеющих целью непосредственное воздействие на темп роста.
Теория эндогенного роста тем самым излечивает существенный недостаток традиционной неоклассической теории роста, при которой равновесная траектория роста существовала объективно.
Ключевым фактором эндогенного роста в теории Пола Ромера выступает переменная, которая называется "знания" или "информация". При этом допускается, что информация, содержащаяся в изобретениях и открытиях, доступна всем и все могут пользоваться ею в одно и то же время. В теории Ромера предполагается, что суммарный объем человеческого капитала остается на рассматриваемом промежутке времени неизменным. Возможно лишь его перераспределение между сферой производства и сферой НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в соответствии с функцией предпочтения потребителей. Основная идея теории Ромера состоит в следующем: "существует обмен между потреблением сегодня и знаниями, которые могут быть использованы для расширения потребления завтра". Он формулирует эту идею как "технологию исследований", которая производит "знания" из прошлого потребления. Таким образом, темп экономического роста находится в теории Ромера в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания. Реально это означает, что сфера научных исследований влияет на экономику не только непосредственно через прикладные идеи и разработки. Само ее существование является необходимым (но не достаточным) условием экономического роста, поскольку обеспечивает накопление человеческого капитала. Из теории Ромера следует, что страны с большим накопленным объемом человеческого капитала будут иметь более высокие темпы экономического роста. Следовательно, в соответствии с этой теорией развитие свободной международной торговли также будет способствовать повышению темпов роста, поскольку обмен продукцией расширяет границы экономической системы и ведет, таким образом, к увеличению суммарного человеческого капитала.
В отличие от теории Ромера, в теории Роберта Лукаса накопление человеческого капитала это активный экономический процесс, требующий определенных ресурсов и выступающий причиной альтернативных издержек.
Модель Роберта Лукаса рассматривает возможность постоянного экономического роста на основе накопления персонифицированного человеческого капитала, которое осуществляется в особом секторе образования.
Сектор образования представляет собой элемент экономической системы, производящий человеческий капитал в соответствии с определенной производительностью (технический параметр), долей времени обучения от общего объема времени каждого индивидуума (а значит, и общества в целом) и средним уровнем имеющегося на данный момент человеческого капитала (внешний эффект). Средний уровень человеческого капитала введен как внешний эффект и в производственную функцию сектора конечной продукции, но это не имеет решающего значения для реализации эндогенного роста. Время образования является результатом индивидуального выбора каждого репрезентативного потребителя, который, максимизируя будущий доход, выбирает оптимальное соотношение между временем обучения и временем работы. В целом в модели проводится максимизация долгосрочного уровня потребления при оптимальном накоплении физического и человеческого капитала, соответственно оптимальной доли времени, отведенной потребителем каждому сектору.
Введение человеческого капитала в базовую неоклассическую модель экономического роста Солоу улучшает как теоретические положения модели, так и результаты эмпирической проверки. Условная (относительная) конвергенция в контексте модели Мэнкью — Ромера — Вейла с человеческим капиталом выглядит более обоснованной и реалистичной, чем в обычном варианте неоклассической модели.
Однако основные результаты базовой неоклассической модели остаются без изменений, устойчивый экономический рост зависит от внешнего технического прогресса, в то же время норма сбережений, институциональные и поведенческие параметры на него не влияют. Следовательно, устойчивый экономический рост остается экзогенным по своему характеру.
Эндогенный вариант модели с включением и оптимизацией только репродуцируемых факторов дает результат, аналогичный простейшей модели эндогенного экономического роста — АК-модели. Вариант АК-модели — это очевидное упрощение, результат полной идентичности двух видов капиталов и их накопления, но, как и модель обучения на практике, этот подход дает дополнительное обоснование для трактовки АК-модели.
Двухсекторная модель Роберта Лукаса с включением особого сектора накопления человеческого капитала — сектора образования, является моделью эндогенного экономического роста. Постоянный устойчивый рост с зависимостью от субъективных параметров возможен здесь на основе накопления персонифицированного человеческого капитала. Таким образом, накопление человеческого капитала может быть источником постоянного роста. Введение внешнего эффекта является в данной модели усиливающим фактором эндогенного экономического роста, но не его основой.
Модель Лукаса определяет значимость человеческого капитала как фактора, накопление которого на основе индивидуального решения об объеме образования может быть источником постоянного роста, наряду с собственно техническим прогрессом и его развитием. [15, c.104-106]
Модель Лукаса углубляет мысль об образовании человеческого капитала и использует многосекторное представление Узавы. В противовес модели Ромера, в которой технические знания как положительная производственная экстерналия представлены не более чем побочный продукт инвестиционных решений, накопление человеческого капитала в подходе Лукаса – это активный экономический процесс, который потребляет ресурсы, выступает причиной альтернативных издержек, являясь последовательной составной частью индивидуальных решений хозяйствующих субъектов об оптимизации. Дополнительно к обычному потребительскому выбору между текущим и будущим потреблением домохозяйства также принимают решения об оптимальном распределении ресурсов между инвестициями в физический и человеческий капитал. Еще одна ветвь теории эндогенного роста концентрируется на предпринимательской деятельности в области исследований и развития (R&D). В этой модели, в которой представлена рыночная форма монополистической конкуренции, фирмы вследствие своей инновационной деятельности временно достигают монопольной прибыли.
Практически никем в современных теориях роста не оспаривается главенствующая роль человеческого капитала среди детерминант роста. Расширение неоклассической модели роста отделило сектор, производящий товары потребительского характера и физический капитал, от образовательного сектора, который производит новый человеческий капитал. Данный подход ярко представлен в упоминавшихся выше моделях Узавы и Лукаса. Допущения в их моделях состоят в том, что образовательный сектор относительно интенсивен в человеческом капитале: так человеческий капитал преподавателей передается (производится) в человеческий капитал студентов.
В качестве важного результата развития общества представляется достижение высокого соотношения человеческого капитала по отношению к физическому, следовательно, более высокий уровень его в производстве и увеличение темпов роста. Страны, имеющие в избытке человеческий капитал, инвестируют прежде всего в физический капитал, и, следовательно, высокое соотношение человеческого к физическому капиталу результируется в высокий уровень реальных инвестиций в ВВП.
Лукас предполагает, что люди могут выбирать один из двух путей использования (рабочего) времени: участвовать в текущем производстве или накапливать человеческий капитал. По сути, именно распределение времени между данными альтернативными путями определяет темп экономического роста. Например, уменьшение времени, затрачиваемого на производство товаров, ведет к сокращению текущего выпуска продукта, но в то же время при этом ускоряются капиталовложения в человека и, таким образом, увеличивается рост выпуска продукта. Таким образом, характерной особенностью теорий данной группы является включение фактора образования и человеческого капитала в производственную функцию. [5]
Во второй группе теорий ключевым фактором роста являются НИОКР. Так, в теории Дж. Гроссмана и Е.Хэлпмана получена оценка эндогенного влияния наукоемких инноваций на темпы экономического роста.
Модель экономического роста с увеличением разнообразия потребительских товаров Гроссмана — Хелпмана показывает возможность эндогенного роста на основе горизонтальной формы научно-технического прогресса при разработке новых типов потребительских благ Возможность постоянного роста индекса потребления и полезности потребителя здесь достижима без увеличения физического объема выпуска и объема физического капитала, только за счет развития нематериального производства.