Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
.
Т. А. Покуленко. ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние
времена жестокость заявляла о себе
и в суровых межчеловеческих
отношениях (апогей которых — каннибализм),
и в безжалостном отношении к
природе. По мере исторического процесса
нравы межличностных отношений
смягчались, в то время как бездушие
по отношению к природе
Впрочем, частичным оправданием нашего нравственного сознания может послужить то, что чувство вины за жестокое отношение к природе человек все же испытывал. Но оно, не осознаваясь, как таковое, сублимировалось в проявлениях повышенного сентиментализма по отношению к ней. И прежде всего по отношению к живой природе — мода на бантики у кошек и собак, «гневные» осуждения живодеров — изготовителей шапок из собак и т. п. Видимо, законы нравственного равновесия требовали, чтобы бездушность в одном (в главном) компенсировалась избытком нравственных эмоций в другом (в частностях). Как бы там ни было, нельзя более равнодушно взирать на существующую жестокость по отношению к природе. Необходим пересмотр узаконенных традицией правил обращения с природой.
В первую очередь это касается, на наш взгляд, обычая мя-соедения. Альтернативное направление — вегетарианство — пополняется сейчас на практике все новыми сторонниками. Однако существует насущная потребность в теоретических, в том числе нравственных, обоснованиях этого движения. Один из возможных подходов к решению этого вопроса — обращение к истории теории вегетарианства. Одну из попыток применения такого подхода и представляет данная работа.
Известно,
что вегетарианство — это учение
и образ жизни, не допускающие
употребление в пищу мяса животных.
Образно вегетарианство можно представить
в виде большой матрешки, состоящей
по крайней мере из трех других, отличающихся
по строгости диеты и
И в
древности и сегодня
Нравственная
«изюминка» проблемы «современная экологическая
ситуация и вегетарианство» заключена
в значении для общества определенного
решения этой проблемы. Современная
экологическая реальность, требующая
более широкого понимания общественного
значения природопользования (включающего
в себя не только всесторонний учет
настоящего, но и более отдаленную
перспективу), заставляет посмотреть на
вегетарианство как на нравственно
оправданную, ориентированную на будущее
альтернативу преобладающему способу
питания. Действительно, повсеместное
принятие вегетарианства по нравственно-экологическим
мотивам, с одной стороны, способствовало
бы и сохранению природы, и прямому
сохранению диких видов животных,
все еще употребляемых в пищу,
и перемещению обитания домашних
«мясных» животных в естественную среду
с вытекающим отсюда сохранением
биологической ценности их генофонда,
а с другой стороны, благоприятствовало
бы оздоровлению нравов в современном
обществе (постепенное уничтожение
двойной бухгалтерии
Более
полно представить весь круг нравственных
вопросов, возникающих сегодня в
связи с проблемой
1 Диоген
Лаэртский. О жизни, учениях
и изречениях знаменитых
2 Цит. по: Уильяме X. Этика пищи... М., 1893. С. 15.
3 Там же.
4 Там же. С. 16.
По убеждению Пифагора, отказ от мяса особенно необходим Людям, занимающимся политикой. «Если они стремятся быть справедливыми в высшей степени, то отнюдь не должны причинять вред и низшим животным. Как убедят они других людей поступать справедливо, если известно, что сами они с ненасытной алчностью пожирают близких человеку созданий? Ведь благодаря общению с нами, одинаковым условиям существования и взаимной привязанности эти животные... связаны с нами братским союзом» [1]. В передаче Овидия призыв Пифагора отречься от «нечистой» пищи звучит так:
1 Цит. по: Уильяме X Этика пищи... С. 16.
Смертные, бойтесь тела осквернять непотребною пищей!..
Расточая дары, земля нам кроткую пищу
Производит и яств без убийства и крови подносит.
О что за ужас внутрь чужую внутренность прятать
И, глотая тела, утучнять ненасытное тело,
И животному жить другого животного смертью!..
Той же все пребывает душа, но в разные образы входит.
Так чтоб не быть доброте побежденною алчностью брюха,
Бойтесь, вешаю я вам, изгонять родимые души
Злобным убийством, и кровь да не будет кровью питаться [2].
2 Овидий. XV книг превращений. Пер. А. Фета. М , 1887. С. 741.
Судя по этим свидетельствам, порицание мясной пищи Пифагором связано с нравственным осуждением убийства. Это подтверждают и слова Порфирия о том, что Пифагор «избегал и убийств и убийц: не только воздерживался от животной пищи, но даже сторонился поваров и охотников» [3]. Воспринимая животных как родственные человеку существа, Пифагор усматривал связь между употреблением мясной пищи и ожесточением человеческого сердца, перешагивающего барьеры сострадания. И соответственно отказ от мяса, по Пифагору, это путь к нравственному очищению и установлению справедливости в межчеловеческих отношениях.
3 Порфирий.
Жизнь Пифагора//Диоген
Горячо
восставал против злоупотреблений
мясной пищей и Сенека. Он призывал
своих современников к
4 См.: Сенека Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 274.
Важная страница в этике вегетарианства принадлежит Плутарху. Неиспорченное нравственное чувство человека не может смириться с гибелью существ, столь близких нам, утверждает мыслитель. «Мы не можем заявлять особенных прав на животных, существующих на суше, которые питаются одинаковой пищей, вдыхают тот же воздух и пьют ту же воду, как и мы; при их умерщвлении они смущают нас своими ужасающими криками и заставляют стыдиться нашего поступка» [5]
5 Цит. по: Уильяме X. Этика пищи... С. 58.
Плутарх
убежден, что питание мясом —
это проявление варварской жестокости
человека, совершающего напрасное, дикое
убийство. Человек «употребляет мясо
не из нужды или необходимости, так
как видит, что ему предоставлен
свободный выбор между травами
и плодами, богатство которых
неистощимо, но из сластолюбия и
пресыщения. Он приискивает себе нечистую
и неудобную пищу, покупаемую ценой
умерщвления живых существ, и
этим выказывает себя более жестоким,
нежели самые кровожадные из диких
зверей. Кровь, мясо дикого животного
могут прилично питать коршуна, волка
и змею, для людей это неуместные
кушанья» [1]. В другом месте эта
же мысль звучит более определенно:
«Вы называете хищными и
Призывая к гуманному, бескорыстному отношению к животным, Плутарх отмечает, в частности, что нравственный человек заботится о своих лошадях и собаках не только пока они молоды, но и тогда, когда они уже не способны к работе. По Плутарху, в животных не должно видеть только средства, инструменты для осуществления человеческих целей. Людям не пристало «обращаться с живыми существами, как с обувью и другими домашними вещами, которые выбрасывают, когда они износились от употребления» [4].
У Плутарха мы встречаем и идею, позднее развитую И. Кантом, что сострадание к другим существам необходимо «хотя бы только для упражнения в человеколюбивом обращении с людьми». Общий же пафос учения Плутарха сконцентрирован в его изречении: «Закон и правосудие касаются только человечества; но доброта и благоволение могут простираться на существа всевозможных видов» [5].
1 Plutarch';, Moralia. In fifteen volumes. Cambridge. Massachusetts. L, 1968. Vol. XII. P. 525.
2 Ibid. P. 547.
3 Ibid. P. 549.
4 Цит. по: Уильяме Х. Этика пищи... С. 61.
5 Там же. С. 60.
В средние
века вегетарианcкого как феномен
существовало преимущественно в
виде монашеского аскетизма
Мыслителей
V — XVI веков нравственные основания
питания интересуют мало. Заслуга
возрождения гуманистических
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность