Вегетарианство как нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

5. Определено, что особенность русской философии  заключается в том, что в  ней всегда было представлено  антиномичное восприятие природы,  не позволявшее ни абсолютизировать  наличное ее состояние, ни уничижительно  относиться к ней лишь как  к среде и ресурсам. «Экологический  менталитет» русского человека  таков, что он не стремится  по-восточному слиться с природой, став ее органической частью, поскольку осознает свою особую  духовную миссию, которая выделяет  его из животного и растительного  царства. В то же время использовать  природу сугубо инструментально  лишь как средство, среду своего  обитания считает безнравственным  и недостойным. Из этого противоречия  и рождается нравственное отношение  к природе, которое, прежде  всего, заключается не в одном  лишь благоговении перед природой, но в умении видеть также  и «темное», хаотическое, деструктивное ее начало. Исходя из этого, нравственное задание для человека русская философия усматривает в глубинных нравственных интенциях самого человека, в идее преображения человека и природы, ее одухотворения, а не опирается только на внешние социально-культурные и политико-экономические факторы. Таким образом, отечественной философской традиции свойственно теургическое исотериологическое отношение к природе, которое отличается как от утилитарного подхода, принятого в экологической этике, так и от созерцательного, принятого в религиозно-эстетических парадигмах Востока.

6. Показано, что одной из основных причин  экологического кризиса является  безнравственное отношение человека  к природе. Духовно-нравственное  преображение,- ценностная переориентация  самого человека в его отношении  к миру, к земле, к труду должно  привести к конкретным позитивным  результатам. В этом смысле  реальную альтернативу современным  экологическим проектам, преимущественно,  основанным на западноевропейском  представлении об отношении природы  и человека, представляет русская  нравственная философия, в том  числе, и философия космизма, демонстрирующая  подход, который учитывает особенности  национального мировосприятия, и  в то же время исходит из  неких универсальных нравственных  первооснов человеческой природы.  Исследование показало, что на  современном этапе развития нужна  не экологизация сознания, культуры, экономики, сегодня нужна этизация  самой экологии, ее нравственное  преображение. Поэтому именно нравственность  имеет решающее значение.

7. Отношение  к телу можно рассматривать  как частный случай нравственного  отношения к природе. Несмотря  на то, что физическая культура  и спорт остаются на периферии  культуры, их духовно-нравственный  потенциал огромен. В этом смысле  важное значение приобретает  преображение тела как духовно-нравственная  задача человека.

Методология исследования. Реализация основного  замысла исследования при определяющем этико-философском анализе предполагает синтетическую методологию, сочетающую исследования в области различных  гуманитарных наук: комплексный подход к проблеме, учитывающий универсальный  характер морали, пронизывающий все  сферы духовно-практической деятельности человека; компаративный анализ западной и отечественной философии, использование  традиционных методов исследования человека и окружающей среды, накопленных  гуманитарной

13 , экологией, экологической этикой; сравнительный метод, позволяющий  сопоставить отношение к природе  в западной и отечественной  философии.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается  в раскрытии новых измерений: русской нравственной философии, которые  могут быть продуктивными при  решении? современных экологических  проблем. Результаты исследования , могут  иметь прикладное значение для формирования нравственно ориентированного экологического сознания, могут быть использованы в учебном, процессе в преподавании- курсов и спецкурсов, прежде всего; по этике, социальной философии^, культурологии, а также по другим философским и религиоведческим дисциплинам, в практической деятельности общественных, государственных и природоохранных организаций. .

Апробация работы. Основные положения диссертации  нашли отражение в публикациях  автора и его докладах на научных  конференциях:

Всероссийская; научно-практическая: конференция. «Инновационные пути повышения специальной работоспособности  в спорте» (Воронеж, 2008), 4-ая Международная  конференция.1 «Человек в современных  философских концепциях» (Волгоград, 2007), Международный симпозиум «Онтология и антропология гуманизма» (Владимир,, 2006), Международный симпозиум «Вода - основа жизни, природы и экономики» (Воронеж, 2005:(

Диссертация была обсуждена на кафедре философии  Воронежской-государственной лесотехнической  академии;

Структура диссертации. Данная работа состоит  из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и библиографии.

Заключение  диссертации кандидат философских наук Удалова, Надежда Егоровна

Выводы 2-й главы

Итак, из вышесказанного видно, какие идеи, имеющие экологическое содержание, являлись определяющими для русской философской ментальности. Главной идеей является идея преображения. Эта нравственная, по своей сути, идея реализуется на двух уровнях — на уровне человека и на уровне природы. В основе идеи преображения лежит несоответствие сущего и должного, что в переводе на космологическую проблематику означает несоответствие наличного природного бытия его совершенному образу.

Антиномическое отношение к природе, не позволяющее ни абсолютизировать ее наличное непреображенное состояние, ни нигилистически относиться как к чему-то низшему, с особой силой и остротой чувствовал Н.Ф. Федоров, который предложил программу преображения наличного строя бытия. Таков нравственный императив его этики, в котором человек оказывается ответственным и за воскрешение умерших предков, и за преобразование природы.

Соответственно, возникают идеи регуляции природы, которые в отличие от техногенного волюнтаризма западной цивилизации  не предполагают насильственного вторжения  в недра земли и хищнического использования ее ресурсов, но стремятся  к одухотворению природы, доведению  ее до разумного и нравственного  уровня, соответствующего человеку. В  переводе на язык экологического сознания — это значит не простое сбережение и охрану природных ресурсов для  их же потребления, а решение более  кардинальных, метафизических задач, связанных с онтологическим переустройством самого наличного порядка природного бытия.

Идея  преображения пронизывает буквально  все слои и уровни русской философии и культуры. С особой силой это проявляется в философии и литературе. Уже в творчестве Д.В. Веневитинова, Ф.И. Тютчева и славянофилов эта идея получает свое первоначальное звучание. Особое значВДие имеет нравственная философия Ф.М. Достоевского, в которой имеет место острое неприятие смертного начала природы как неистинного и явлено стремление к реализации высших духовных принципов существования человека. Это устремление находит свое достойное продолжение в творчестве Андрея Платонова.

Философские построения B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Б.П.Вышеславцева и др. наглядно демонстрируют, что отечественные мыслители занимались, прежде всего, нравственными проблемами человека, рассматривая его метафизическую сущность в контексте природно-космических проекций. Поэтому особое значение имеет философия хозяйства, в которой с наибольшей силой проявляется преображающая деятельность человека.

Философия русского космизма показала, что эти идеи, высказанные первоначально в теоретическом плане, обретают практические очертания. Эти идеи не утопичны, они соответствуют общей эволюционной логике, в которой человек не просто этап и звено, а высший духовный принцип, призванный на то, чтобы осуществить глобальную духовную цель эволюции — одухотворения и преображение природы.

Эти идеи, безусловно, имеющие религиозный  характер, в тоже время'не лишены и  практического эмпирического значения. Естественнонаучное направление космизма, генетически связанное с философско-религиозным, продемонстрировало гигантские практические успехи (например, успехи космонавтики).

Современные философы, гуманитарии, естественники, озабоченные проблемами состояния природы, все больше склоняются к идеям и решениям, предложенным русскими мыслителями еще в XIX веке. Это видно по конференциям, монографиям, диссертациям, отдельным исследованиям,

•я» i количество и качество которых  с каждым годом увеличивается  и улучшается. Это свидетельствует  в пользу того, что научное сообщество России, возможно, вступило на путь своей  интеллектуальной, философской, духовной традиции, на котором возможно решать наболевшие проблемы современности  более эффективно и продуктивно.

Заключение

Тема  нравственного отношения к природе  имеет следующие измерения. Большинство  ученых,философов, различных исследователей склонны трактовать современный  экологический кризис как следствие  недостаточности нравственного  начала в отношениях человека и природы. Философы экологического кризиса обратили серьезное внимание общественности на вопросы этического характера, которые, как правило, игнорировались, когда  речь шла об отношении к природе.

При всей очевидности и необходимости  этизации экологии этот процесс носит  сложный и неоднозначный характер. Существующие сегодня в огромном обилии экологические программы  и проекты, как правило, остаются малоэффективными. Это происходит из-за недостаточностифилософского подхода к экологическим проблемам. Философия способна адекватно проанализировать сущность и причины кризиса и предложить реальные меры по улучшению ситуации.

Этико-философский  анализ, предпринятый в данной работе, позволил установить, что в контексте  европейской культуры (там, где и  появился сам экологический кризис) сложилось несколько типов экологического мышления:

1. Экологический  нигилизм. Эта позиция характерна  для потребительского и равнодушного  отношения к природе, которое  сложилось в контексте промышленной  культуры. Это характерно для  технократического - i и обыденного  мышления.

2. Экологический  детерминизм. Эта позиция характерна  для экоцентристского мышления, возводящего служение природе  в определенный культ.

3. Экологическая  этика. Учение об этических  отношениях человека к природе,  основанных на восприятии природы  как субъекта морали, что предполагает  решение многих проблем, в том  числе, вопрос о сохранении  ресурсов, об ограничении потребностей  человека и т.д.

В работе дается критическая оценка всем сложившимся  типам отношений между этикой и экологией, выявляется противоречивость и ограниченность существующих ныне подходов (в том числе, и экологической  этики).

Рассмотрев  различные способы отношения  к природе, сложившиеся в контексте  западноевропейской культуры, можно  выявить следующие тенденции:

1. В  рамках христианской традиции  вырабатывается двойственное отношение  к природе, что не позволяет  нравственное отношение к природе  основывать исключительно на  религиозных началах.

2. Наука  порождает инструментальное отношение  к природе, которое и привело,  в конечном счете, к экологическому  кризису. Попытки построить научную  экологическую этику оказываются  безуспешными, так как не принимают  в расчет собственно человека, его антропологические особенности,  его духовно-нравственную, метафизическую  природу.

3. В  XX веке появилась философия экологического  кризиса, которая делает философию основным методом решения экологических проблем. В круг проблем попадают вопросы техники и хозяйства, тем самым расширяется контекст восприятия экологической проблематики до онтологической.

В современной  ситуации особую актуальность приобретают  нравственные построения отечественных  философов XIX-XX вв. Философия общего дела Н.Ф. Федорова, философия богочеловеческого процесса B.C. Соловьева, философия хозяйства С.Н. Булгакова, тождество макро-и микрокосмоса П.А. Флоренского, философия творческого процесса Н'!А. Бердяева. Построения русских космистов содержат в себе ряд ценных, с экологической точки зрения, идей.

Главная идея русской философии - идея преображения мира и человека — может рассматриваться  как этико-экологическая парадигма  для современного общества и культуры в целом.

В условиях смысловой и духовной исчерпанности  существующих сегодня теорий преодоления  экологического кризиса, при продолжении  самого кризиса целесообразно обратиться к некоторым идеям отечественной  нравственной философии для того, чтобы обогатить современное  состояние экологической культуры. Идея преображения ставит перед человеком  высокую нравственную задачу, ограничивая, с одной стороны, рост потребительских  потребностей, с другой, заставляя  более вдумчиво и сочувственно относиться к наличной природе и предлагая  посильные меры по обузданию хаотических  ее проявлений.

Особенность русского отношения к природе  объяснил C.JI. Франк в работе «Русское мировоззрение», указав на то, что для  отечественного религиозного мышления аутентичной является формула: «Не  природа, но человек». Это накладывает существенный оттенок на все полотно философии, культуры и обыденной жизни, в которых этот принцип воспроизводится стабильно и постоянно.

Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность