Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
5. Определено,
что особенность русской
6. Показано,
что одной из основных причин
экологического кризиса
7. Отношение
к телу можно рассматривать
как частный случай
Методология
исследования. Реализация основного
замысла исследования при определяющем
этико-философском анализе
13 ,
экологией, экологической
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии новых измерений: русской нравственной философии, которые могут быть продуктивными при решении? современных экологических проблем. Результаты исследования , могут иметь прикладное значение для формирования нравственно ориентированного экологического сознания, могут быть использованы в учебном, процессе в преподавании- курсов и спецкурсов, прежде всего; по этике, социальной философии^, культурологии, а также по другим философским и религиоведческим дисциплинам, в практической деятельности общественных, государственных и природоохранных организаций. .
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и его докладах на научных конференциях:
Всероссийская;
научно-практическая: конференция. «Инновационные
пути повышения специальной
Диссертация
была обсуждена на кафедре философии
Воронежской-государственной
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, приложения и библиографии.
Заключение диссертации кандидат философских наук Удалова, Надежда Егоровна
Выводы 2-й главы
Итак,
из вышесказанного видно, какие идеи,
имеющие экологическое
Антиномическое отношение к природе, не позволяющее ни абсолютизировать ее наличное непреображенное состояние, ни нигилистически относиться как к чему-то низшему, с особой силой и остротой чувствовал Н.Ф. Федоров, который предложил программу преображения наличного строя бытия. Таков нравственный императив его этики, в котором человек оказывается ответственным и за воскрешение умерших предков, и за преобразование природы.
Соответственно,
возникают идеи регуляции природы,
которые в отличие от техногенного
волюнтаризма западной цивилизации
не предполагают насильственного вторжения
в недра земли и хищнического
использования ее ресурсов, но стремятся
к одухотворению природы, доведению
ее до разумного и нравственного
уровня, соответствующего человеку. В
переводе на язык экологического сознания
— это значит не простое сбережение
и охрану природных ресурсов для
их же потребления, а решение более
кардинальных, метафизических
Идея преображения пронизывает буквально все слои и уровни русской философии и культуры. С особой силой это проявляется в философии и литературе. Уже в творчестве Д.В. Веневитинова, Ф.И. Тютчева и славянофилов эта идея получает свое первоначальное звучание. Особое значВДие имеет нравственная философия Ф.М. Достоевского, в которой имеет место острое неприятие смертного начала природы как неистинного и явлено стремление к реализации высших духовных принципов существования человека. Это устремление находит свое достойное продолжение в творчестве Андрея Платонова.
Философские построения
B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева,
П.А. Флоренского, Б.П.Вышеславцева и др.
наглядно демонстрируют, что отечественные мыслители
Философия русского космизма показала, что эти идеи, высказанные первоначально в теоретическом плане, обретают практические очертания. Эти идеи не утопичны, они соответствуют общей эволюционной логике, в которой человек не просто этап и звено, а высший духовный принцип, призванный на то, чтобы осуществить глобальную духовную цель эволюции — одухотворения и преображение природы.
Эти
идеи, безусловно, имеющие религиозный
характер, в тоже время'не лишены и
практического эмпирического
Современные философы, гуманитарии, естественники, озабоченные проблемами состояния природы, все больше склоняются к идеям и решениям, предложенным русскими мыслителями еще в XIX веке. Это видно по конференциям, монографиям, диссертациям, отдельным исследованиям,
•я» i количество и качество которых с каждым годом увеличивается и улучшается. Это свидетельствует в пользу того, что научное сообщество России, возможно, вступило на путь своей интеллектуальной, философской, духовной традиции, на котором возможно решать наболевшие проблемы современности более эффективно и продуктивно.
Заключение
Тема
нравственного отношения к
При
всей очевидности и необходимости
этизации экологии этот процесс носит
сложный и неоднозначный
Этико-философский
анализ, предпринятый в данной работе,
позволил установить, что в контексте
европейской культуры (там, где и
появился сам экологический кризис)
сложилось несколько типов
1. Экологический
нигилизм. Эта позиция характерна
для потребительского и
2. Экологический
детерминизм. Эта позиция
3. Экологическая
этика. Учение об этических
отношениях человека к природе,
В работе дается критическая оценка всем сложившимся типам отношений между этикой и экологией, выявляется противоречивость и ограниченность существующих ныне подходов (в том числе, и экологической этики).
Рассмотрев различные способы отношения к природе, сложившиеся в контексте западноевропейской культуры, можно выявить следующие тенденции:
1. В
рамках христианской традиции
вырабатывается двойственное
2. Наука
порождает инструментальное
3. В
XX веке появилась философия
В современной ситуации особую актуальность приобретают нравственные построения отечественных философов XIX-XX вв. Философия общего дела Н.Ф. Федорова, философия богочеловеческого процесса B.C. Соловьева, философия хозяйства С.Н. Булгакова, тождество макро-и микрокосмоса П.А. Флоренского, философия творческого процесса Н'!А. Бердяева. Построения русских космистов содержат в себе ряд ценных, с экологической точки зрения, идей.
Главная
идея русской философии - идея преображения
мира и человека — может рассматриваться
как этико-экологическая
В условиях
смысловой и духовной исчерпанности
существующих сегодня теорий преодоления
экологического кризиса, при продолжении
самого кризиса целесообразно
Особенность русского отношения к природе объяснил C.JI. Франк в работе «Русское мировоззрение», указав на то, что для отечественного религиозного мышления аутентичной является формула: «Не природа, но человек». Это накладывает существенный оттенок на все полотно философии, культуры и обыденной жизни, в которых этот принцип воспроизводится стабильно и постоянно.
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность