Вегетарианство как нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

1 Барбур  И. Этика в век технологии / И. Барбур. — М.: Библейско-богословский  институт св. апостола Андрея, 2001. - С. 71. регулирующей отношения человека  с землей, животными, Природой  в целом, пока еще нет»2. Есть  индивидуальная этика, есть общественная, мораль, но вот этики, которая  бы учитывала всю сложность  и неоднозначность взаимодействия  человека с природой, действительно  пока что нет и. свидетельством  этому является непрекращающийся  экологический кризис, который все  чаще трактуется как глобальный.

В поисках  «новой концепции философии природы» возникает много различных теорий. В том числе весьма популярны сегодня идеи коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций. Не менее популярны сегодня идеи экологически скорректированной экономики (экологической экономики). Но в силу того, чтог эти концепции, так или иначе, ориентированы прагматически, в конечном счете, они тоже не способны в полной мере осознать нравственную глубину проблематики взаимоотношения человека и природы.

Современные исследователи все чаще говорят  о необходимости философского ответа на вызовы биологии, философского осмысления мира живого. Раздробление знания привело  к упадку философии и нынешнему  глобальному кризису, считает В. Хёсле. Именно философия, по его мнению, и должна сказать в сложившейся ситуации решающее слово3. И не просто философия, а нравственная философия. «Отношение к природе оказывается диагнозом нравственного развития человека»4.

В этом смысле целесообразно обращение  к корпусу идей отечественной  нравственной философии, которая смогла проникнуть в такие пласты человека и природы, которые не были замечены ни ортодоксальной религией, ни эмпирической наукой.

2 Лисеев И.К. Экологическая этика в условиях новой экологической культуры / И.К. Лисеев // Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова. — М.: Альфа-М, 2009. - С. 725.

3 Хёсле  В. Философия и экология / В.  Хёсле. - М.: Институт философии РАН; Отв. Ред.В.С. Степин; Пер. с нем А.К.Судакова.-М.: Ками, 1994. - С. 5.

4 Зимбули А.Е. Отношение человека к природе как нравственная проблема / А.Е. Зимбули // Русская философия о преображении человека и мира: Материалы межвузовской научной конференции - Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 47.

Сегодня вопрос со стороны философии к  научному сообществу, политической элите, образованным и культурным- слоям, всем тем, кто всерьез озабочен глубиной экологического кризиса, может быть сформулирован таким образом: «Какие экологи способны понять поставленную русскими философамизадачу преображения через человека всей несовершенной природы?»3

Углубление  нравственного компонента в вопросах взаимоотношения человека с природой, формирование нравственного образа мышления для преодоления утилитарно-технократического  отношения человека к природе  — таковы наиболее острые проблемы, стоящие сегодня и перед этикой, и перед экологией.

Степень изученности проблемы. Современные  отечественные и зарубежные исследования уделяют много внимания экологическим  проблемам. Д.С. Лихачев один из первых в нашей стране обратил внимание на эту проблему в статье «Экология - проблема нравственная» (1991).

В 2005 г. создана «Глобальная этическая  обсерватория ЮНЕСКО» (Global. Ethics Observatory). В 2003 году состоялась лекция Генерального секретаря ООН по вопросам^ глобальной этики* на тему «Сохранились ли у нас всеобщие ценности?» Плодотворно работают современные зарубежные теоретики экологической этики, такие как Л. Уайт-мл., Р. Атфилд, Т. Риган, Ролстон III. X., Б. Калликотт, К. Инэда, П. Тейлор, Э. Линзи, X. Ролстон и др. С этими именами связано создание наиболее значимых концепций экологической этики, обусловленных нарушением природного равновесия в результате интенсификации антропогенной деятельности. Безусловный приоритет в формировании новой парадигмы мышления, приведшей к появлению экологического мышления, принадлежит А. Швейцеру.

5 Фетисов В.П. Почему выбрана эта тема / В.П.Фстисов // Русская философия о преображении человека и мира: Материалы межвузовской научной конференции - Воронеж: ВГЛТА, 2007. — С.

5.

В последние  годы проводятся конференции, семинары, выходят книги, учебники, создаются  организации6.

Проблема  взаимоотношений этики и экологии в,философской традиции Запада занимает существенное место. Этико-философские  основы экологической.' ситуации в контексте  философии техники и хозяйства  основательно промыслены в трудах Г. Йонас, М. Хайдеггера, В. Хёсле и др., в результате чего сформировалась философия экологического кризиса — наиболее влиятельное направление современной мысли.

К исследованиям, раскрывающим глубинные религиозные, культурные, социальные, природоохранные  пласты экологической проблематики, можно отнести работы О. Леопольд, Ж. Дорст, П. Сингер, И. Барбур и др.

Современные отечественные исследования посвящены  изучению и осмыслению различных  сторон- проблемы взаимоотношения этики  и экологии. Здесь затрагивается  достаточно широкий круг тем: общефилософские  вопросы о восприятии природы; специфика  религиозного отношения к, природе, принятого в православии; критический  анализ радикальной экологизации сознания вне этических основ; влияние  религиозно-нравственного фактора  на становление экологической культуры. К числу наиболее авторитетных исследовательских  трудов по экологической проблематике как этического, так и общефилософского характера относятся работы Р.Г. Апресяна, В.Е. Борейко, В.Т. Ганжина, Ф.И:Гиренка, А.А. Горелова, А.А. Гусейнова, Н.Д. Зотова-Матвеева, В. Кошелевой, И.К. Лисеева, В.В. Мантатова, Ю.Г. Маркова, В.Н. Назарова, А.С. Панарина, К.М. Петрова, Н.Ф. Реймерс, С.Г. Семеновой, А.А. Сычева, А.Д. Урсул, В.П. Фетисова, В.Н. Шердакова, А.В: Яблокова, В.А. Левина и др.

6 Организации:  Киевский эколого-культурный центр  (1989); Международный макроэтическийпроект «Мировой этос» (Weltethos) Г. Кюнгл; Выставка «Экология и нравственность» (Библиотека химико-биологического факультета, Сыктывкар, 2003); библиотечная программа «Экология и нравственность» (Вологда, 1999); коллективные исследования: «Экология и нравственность: грани взаимодействия» (сост. О.В. Покровская. - М.: 1990); Конференции: Байкальская конференция ЮНЕСКО "Экологическая этика и образование для устойчивого развития" (г. Улан-Удэ, 2006 г.); «Православие, экология, нравственность» (М.: 2004).

Тема  философского восприятия природы в  европейской культуре основательно исследуется в работах А.В. Ахутина, ГТ.П. Гайденко, И.К. Лисеева, Р.С. Карпинской, А.П. Огурцова и др. Экологическая проблематика оказывается органично вписанной в контекст философии природы - одной из наиболее фундаментальной ветви европейской философии.

В марксистской этике советского периода был  достаточно остро поставлен вопрос о нравственном отношении человека к природе. Здесь имела место  как позитивная критика утилитарного отношения к природе, так и  неприятие «сентиментально-утопического»  подхода7.

Выпущено^ значительное количество учебников  по экологии, антропоэкологии, экологической  этике, экологическому гуманизму, экологической  культуре в целом, что свидетельствует  о широком вхождении экологической  культуры в образовательный процесс8.

Однако, в большинстве работ, посвященных  тем или иным аспектам взаимоотношения  этики и экологии, вопросы нравственного  отношения к природе, как правило, остаются без должного внимания. Имеющиеся  исключения не составляют правила9. Исследуются  социологические,

7 См.: Марксистская этика (М., 1980); Цанн  Ф.В., Белоусов П.А. Отношение к природе как социально-нравственная проблема.(Воронеж, 1987); Лаптев И.Д. Экологические проблемы (М.: 1982) и др.

8 См.: Р.Г. Апресян «Экологическая этика». Программа дисциплины (2006); В.Н. Руденкин  «Глобалистика и экополитика» (М.: 2004); Ю.Г. Марков «Социальная экология: взаимодействие общества и природы:  Учеб. Пособие» (Новосибирск, 2001); А.А.  Горелов «Социальная экология: [учебное  пособие]» (М.: 2005); З.С. Алябьева, A.M. Белянкина, С.Б. Быстрицкая «Основы антропоэкологии: Учеб. Пособие» (СПб.: 2000); А. Чернов "Экология и нравственность" ("Введение в обществознание" 8-9 классы) (М.: 2002).

9 В  Воронежской лесотехнической академии  под руководством проф. В.П. Фетисова  с 1996 по 2006 год было проведено  одиннадцать межвузовских научно-практических  конференций, посвященных различным  аспектам современного духовно-нравственного  состояния России. В частности,  в сборниках «Экология и нравственность»  (1998), «Нравственные основы предпринимательской  деятельности» (1996); «Россия накануне XXI века: новые вехи» (1999), «Философия  о смерти и бессмертии человека (2001); «Нравственная философия в  России: состояние и перспективы» (2005); «Русская философия о преображении  человека и мира» (2007) и др. глубоко  и всесторонне затрагивались философскиевопросы безнравственного отношения человека к природе и духовных причинах современного экологического кризиса. В этих обсуждениях принимало участие большое количество ученых - естественников и гуманитариев как из Воронежа, так и из других регионов России. Эти конференции помогли достичь взаимопонимания между учеными относительно сущности кризисных процессов, происходящих в сегодняшней России, что позволило наметить пути практических решений имеющихся проблем в вопросе нравственного отношения к природе. психологические;, культурологические, педагогические аспекты проблемы, а нравственные вопросы, решаются исключительно в рамках экологической этики, которая сама еще должна быть философски и нравственно оправдана.

Русская философия ХЕХ-ХХ вв. содержит большой  и плодотворный пласт идей, имеющих  самое непосредственное отношение  к вопросам нравственного отношения  к природе. Можно сказать, что  именно русские философы были во многом инициаторами в постановке многих нравственных проблем в европейской философии, среди которых отношение человека к окружающей среде, к природе занимали важное место. Различные парадигмы нравственного отношения к природе в русской философии представлены, прежде всего, идеями Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, И.А Ильина, П.А. Кропоткина, А. Платонова и др. Эти подходы требуют своего исследования и осмысления.

Вопросы нравственного отношения к природе, выявленные в контексте русской  философии, не являются достаточно проработанными современной философской мыслью и поэтому не являются востребованными- ни в образовательных, ни в экологических, ни в политических, ни в каких иных программах и проектах. При этом интересна именно уникальность отношения к природе, принятая в русской философской традиции, которую принято называть этикоцентричной.

Таким образом, возникает определенный исследовательский  пробел в данной теме, что и послужило  мотивом к написанию диссертационной  работы.

Объект  исследования: русская философия  ХТХ-ХХ вв. и современная экологическая  этика.

Предмет исследования: человек и природа  в системе нравственных отношений.

Цель  исследования: выявление специфики  нравственного отношения человека к природе в русской философии XIX-XX вв. и парадигмы современной  экологической этики.

Задачи  исследования:

• исследование способов отношения к  природе, сложившихся в западноевропейской философской культуре: от античности до наших дней;

• рассмотрение причин экологического кризиса  в рамках научно-технической парадигмы;

• выявление нравственных коллизий экологической  этики;

• исследование идеи преображения в русской  философии;

• рассмотрение вопроса о восприятии природы в философии русского космизма;

• анализ современных отечественных философских концепций, основывающихся на постулатах русской классической философии;

• исследование прикладных аспектов нравственного  отношения к природе и возможностей духовного и физического преображения, реализуемого в спорте.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостном этико-философском  анализе, посредством которого нравственные интенции русской философии, отражающие нравственное отношение человека к  природе, были рассмотрены в контексте  современной экологической проблематики. В результате чего было предложено усиление нравственного потенциала существующей экологической этики  за счет привлечения интеллектуального  и духовного потенциала русской  философии, чьи эвристические ресурсы  в вопросах нравственного отношения  к природе в настоящее время  должным образом не изучены и  практически не востребованы. Рассмотрены  такие проблемы, как место гомеостазиса в экологической этике, выявлены существенные отличия экологической  этики от натуралистической, сформулированы различные варианты экологической  этики, выявлены интеллектуальные и  духовные параллели между русской философией космизма и современной философской мыслью.

Положения, выносимые на защиту:

1. В  ходе исследования было установлено,  что одной из проблем современной  экологической культуры является  невозможность преодолеть противоречие  между крайностями радикального  экоцентризма и экологического  нигилизма. Эти установки возникают  в результате недостаточного  понимания специфики нравственного  взаимоотношения человека и природы.

2. В  истории европейской философской  культуры, начиная с античных  времен, сформировалось несколько  парадигмальных принципов отношения  этического и экологического, которые  являются непродуктивными типами  решения проблемы отношения человека  к природе. Первый тип можно  назвать: этика вне экологии  — такова характеристика некоторых  религиозных принципов отношения  к природе, имевших место в  истории христианства. Второй тип:  экология вне этики — это  характерно для научного, биоцентристского  мышления, делающего акцент исключительно  на ^ естественнонаучных измерениях  проблемы, и не принимающий в  расчет факторы духовно-нравственного  плана. Третий тип реализуется  в экологической этике, которую  за отсутствием явных позитивных  сдвигов можно причислить к  утопическому типу. Экологическая  этика сама еще нуждается в философском осмыслении и нравственном оправдании.

3. Выявлено, что современная экологическая  наука становится частью глобальной  этики, в которой вопросы экологической  этики (наряду с биоэтикой) занимают центральное положение. Однако, очевидна недостаточность исключительно тех аксиологических парадигм, которые сформированы в рамках экологической этики, предполагающей по преимуществу сохранение природных ресурсов с целью выживания человека. В этом плане значительно повышается роль отечественной нравственной философии, которая способна предложить новые сценарии развития антропологической, этической и экологической проблематики, выходящие за пределы узко-эмпирического понимания природы. и

4. Выработка  нравственной- парадигмы взаимоотношения  человека и природы, предполагающей  трансформацию нравственного сознания, представляется наиболее актуальной  в решении современных экологических  проблем. Для этого необходимо  понимать существенное различие  между понятием «этика», сформулированного  на базе классической западноевропейской  рационалистической философии и  понятием «нравственность», более  приемлемого для традиций отечественной  философии. В этом смысле имеется  парадигмальное несходство «экологической  этики», основанной на канонах  западной философии и «нравственного  отношения к природе», имеющего ^ место в русской философии.

Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность