Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
1 Барбур
И. Этика в век технологии /
И. Барбур. — М.: Библейско-богословский
институт св. апостола Андрея, 2001.
- С. 71. регулирующей отношения
В поисках «новой концепции философии природы» возникает много различных теорий. В том числе весьма популярны сегодня идеи коэволюции, человекоразмерности естественнонаучных концепций. Не менее популярны сегодня идеи экологически скорректированной экономики (экологической экономики). Но в силу того, чтог эти концепции, так или иначе, ориентированы прагматически, в конечном счете, они тоже не способны в полной мере осознать нравственную глубину проблематики взаимоотношения человека и природы.
Современные исследователи все чаще говорят о необходимости философского ответа на вызовы биологии, философского осмысления мира живого. Раздробление знания привело к упадку философии и нынешнему глобальному кризису, считает В. Хёсле. Именно философия, по его мнению, и должна сказать в сложившейся ситуации решающее слово3. И не просто философия, а нравственная философия. «Отношение к природе оказывается диагнозом нравственного развития человека»4.
В этом смысле целесообразно обращение к корпусу идей отечественной нравственной философии, которая смогла проникнуть в такие пласты человека и природы, которые не были замечены ни ортодоксальной религией, ни эмпирической наукой.
2 Лисеев И.К. Экологическая этика в условиях новой экологической культуры / И.К. Лисеев // Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова. — М.: Альфа-М, 2009. - С. 725.
3 Хёсле В. Философия и экология / В. Хёсле. - М.: Институт философии РАН; Отв. Ред.В.С. Степин; Пер. с нем А.К.Судакова.-М.: Ками, 1994. - С. 5.
4 Зимбули А.Е. Отношение человека к природе как нравственная проблема / А.Е. Зимбули // Русская философия о преображении человека и мира: Материалы межвузовской научной конференции - Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 47.
Сегодня вопрос со стороны философии к научному сообществу, политической элите, образованным и культурным- слоям, всем тем, кто всерьез озабочен глубиной экологического кризиса, может быть сформулирован таким образом: «Какие экологи способны понять поставленную русскими философамизадачу преображения через человека всей несовершенной природы?»3
Углубление
нравственного компонента в вопросах
взаимоотношения человека с природой,
формирование нравственного образа
мышления для преодоления утилитарно-
Степень изученности проблемы. Современные отечественные и зарубежные исследования уделяют много внимания экологическим проблемам. Д.С. Лихачев один из первых в нашей стране обратил внимание на эту проблему в статье «Экология - проблема нравственная» (1991).
В 2005 г. создана «Глобальная этическая обсерватория ЮНЕСКО» (Global. Ethics Observatory). В 2003 году состоялась лекция Генерального секретаря ООН по вопросам^ глобальной этики* на тему «Сохранились ли у нас всеобщие ценности?» Плодотворно работают современные зарубежные теоретики экологической этики, такие как Л. Уайт-мл., Р. Атфилд, Т. Риган, Ролстон III. X., Б. Калликотт, К. Инэда, П. Тейлор, Э. Линзи, X. Ролстон и др. С этими именами связано создание наиболее значимых концепций экологической этики, обусловленных нарушением природного равновесия в результате интенсификации антропогенной деятельности. Безусловный приоритет в формировании новой парадигмы мышления, приведшей к появлению экологического мышления, принадлежит А. Швейцеру.
5 Фетисов В.П. Почему выбрана эта тема / В.П.Фстисов // Русская философия о преображении человека и мира: Материалы межвузовской научной конференции - Воронеж: ВГЛТА, 2007. — С.
5.
В последние годы проводятся конференции, семинары, выходят книги, учебники, создаются организации6.
Проблема
взаимоотношений этики и
К исследованиям, раскрывающим глубинные религиозные, культурные, социальные, природоохранные пласты экологической проблематики, можно отнести работы О. Леопольд, Ж. Дорст, П. Сингер, И. Барбур и др.
Современные
отечественные исследования посвящены
изучению и осмыслению различных
сторон- проблемы взаимоотношения этики
и экологии. Здесь затрагивается
достаточно широкий круг тем: общефилософские
вопросы о восприятии природы; специфика
религиозного отношения к, природе,
принятого в православии; критический
анализ радикальной экологизации сознания
вне этических основ; влияние
религиозно-нравственного
6 Организации:
Киевский эколого-культурный
Тема
философского восприятия природы в
европейской культуре основательно
исследуется в работах А.В.
В марксистской
этике советского периода был
достаточно остро поставлен вопрос
о нравственном отношении человека
к природе. Здесь имела место
как позитивная критика утилитарного
отношения к природе, так и
неприятие «сентиментально-
Выпущено^
значительное количество учебников
по экологии, антропоэкологии, экологической
этике, экологическому гуманизму, экологической
культуре в целом, что свидетельствует
о широком вхождении
Однако, в большинстве работ, посвященных тем или иным аспектам взаимоотношения этики и экологии, вопросы нравственного отношения к природе, как правило, остаются без должного внимания. Имеющиеся исключения не составляют правила9. Исследуются социологические,
7 См.: Марксистская этика (М., 1980); Цанн Ф.В., Белоусов П.А. Отношение к природе как социально-нравственная проблема.(Воронеж, 1987); Лаптев И.Д. Экологические проблемы (М.: 1982) и др.
8 См.:
Р.Г. Апресян «Экологическая
9 В
Воронежской лесотехнической
Русская философия ХЕХ-ХХ вв. содержит большой и плодотворный пласт идей, имеющих самое непосредственное отношение к вопросам нравственного отношения к природе. Можно сказать, что именно русские философы были во многом инициаторами в постановке многих нравственных проблем в европейской философии, среди которых отношение человека к окружающей среде, к природе занимали важное место. Различные парадигмы нравственного отношения к природе в русской философии представлены, прежде всего, идеями Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, И.А Ильина, П.А. Кропоткина, А. Платонова и др. Эти подходы требуют своего исследования и осмысления.
Вопросы
нравственного отношения к
Таким
образом, возникает определенный исследовательский
пробел в данной теме, что и послужило
мотивом к написанию
Объект исследования: русская философия ХТХ-ХХ вв. и современная экологическая этика.
Предмет исследования: человек и природа в системе нравственных отношений.
Цель
исследования: выявление специфики
нравственного отношения
Задачи исследования:
•
исследование способов отношения к
природе, сложившихся в
• рассмотрение причин экологического кризиса в рамках научно-технической парадигмы;
• выявление нравственных коллизий экологической этики;
• исследование идеи преображения в русской философии;
•
рассмотрение вопроса о восприятии
природы в философии русского
•
анализ современных отечественных
•
исследование прикладных аспектов нравственного
отношения к природе и
Научная
новизна диссертационного исследования
заключается в целостном этико-
Положения, выносимые на защиту:
1. В
ходе исследования было
2. В
истории европейской
3. Выявлено,
что современная экологическая
наука становится частью
4. Выработка
нравственной- парадигмы взаимоотношения
человека и природы,
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность