Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
В русской
философии нет только благоговения
перед природой, здесь выявляется
и «темная» ее сторона — источник
деструктивных, хаотических процессов,
которая требует активно-
Здесь
обнаруживаются точки расхождения
в отношении к природе в
русской философии и в западной
экологической этике, где преобладает
утилитарный подход, связанный с
охраной природы как источником
благ для человека. Идеи русской
философии могут расширить
Современное
экологическое сознание, преимущественно
основывающееся на западных философских
идеях отношения к природе
и на западной экологической ситуации,
с этой точки зрения, должно быть
критически осмыслено. Во многом различное
отношение к природе в России
и на Западе основывается на различии
в понятиях «этика» и «нравственность».
Если этика - это теоретическая рефлексия
над основами морального сознания,
предполагающая инструментальный путь
регуляции человеческого
На Западе — это, преимущественно, экологическая этика, занимающаяся воспитанием правильного отношения к природе, сохранением природных ресурсов, в России - это нравственное отношение к природе, стремящееся к одухотворению и преображению ее наличного состоянии. С точки зрения русской классической философии, нравственное — не только бережливое, уважительное, благоговейное, заботливое, любовное отношение к миру (эмпирической реальности), но, прежде всего, предполагающее его преображение. В этом - отличие нравственной философии, принятой в русбкой традиции, от всех видов эмпирической этики, основанных на неметафизическом восприятии действительности, в том числе, и природной. Экологическая этика, являющаяся продуктом западноевропейского природоохранного отношения к действительности, не имеет идею духовного преображения природы в своей основе и в этом плане должна быть критически осмыслена.
Понятно, что и этика и нравственность - понятия, имеющие один евро-христианский исток и на глубинном уровне совпадающие. Это европейская этика, принципиально отличающаяся от даосско-конфуцианской и буддийской. Однако, сложившиеся историко-культурные и философские различия России и Запада все же накладывают свой оттенок на это различие в понятиях этика и нравственность, пренебрегать которыми при компетентном анализе, конечно, нельзя.
В этом
смысле понятно, что экологическая
этика - не панацея. Но речь не идет о
свертывании экологических
Цель нашего исследования заключалась не в том, чтобы искусственно показать преимущества русской нравственной философии перед западной экологической этикой. Задача была в другом - показать, что в основании отношения к природе, принятом в русской философии и западной этике, лежат, действительно, различные духовные и метафизические установки, игнорировать которые нельзя. Задача философии — выявить их и обратить на них самое серьезное внимание ученых, политиков, педагогов, общественности — всех тех, кому не безразлична судьба человечества и своего отечества.
Список литературы диссертации кандидат философских наук Удалова, Надежда Егоровна, 2009 год
1. Августин. О Граде Божием. Кн. XIV XXII / Августин. - СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ - Пресс, 1998. - 347 с.
2. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия / И.И. Агапова. М.: Юрист, 2002. - 190 с.
3. Адо
П. Плотин или Простота
4. Анчел Е. Этос и история / Е. Анчел. М.: Мысль, 1988. - 126 с. 7. Апресян Р.Г. Философия и этика: сб. науч. тр. к 70-летию академика
5. А.А. Гусейнова. М.: Альфа. - М., 2009. - 800 с. 3. Аристотель. Метафизика / Аристотель. Соч.: в 4-х т. - М.: Мысль, 1984. -Т. 4. - С. 136- 141.
6. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюзис» и «натура») / А.В. Ахутин. М.: Наука, 1988. - 217 с.
7. Барбур Иен. Этика в век технологии / Иен Барбур. М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. — 380 с.
8. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма / Н.В. Башкова М.: UPSS, 2007. - 251 с.
9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья Ренессанса / М.М. Бахтин — М.: Художественная литература, 1990. 340 с.
10.
Белл Д. Социальные рамки
11. Бганба В.Р. Социальная экология: учеб. пособие для студентов вузов / В.Р. Бганба. М.: Высшая школа, 2004. - 308 с.
12. Бганба В.Р. Экология и мораль / В.Р. Бганба. Сухуми, 1991. — 151 с.
13. Библер B.C.
Цивилизация и культура. Философские
14.
Борейко В. Прорыв в
15. Борн М. Моя жизнь и взгляды / М. Борн. М.: Прогресс, - М.: 1973. -176 с.
16. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. New York: Chalidze publications, 1982.— 321 с.
17. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. 'Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с.
18. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.
19.
Буркхардт Я. Культура
20. Буслов К. Социальные аспекты экологии / К. Буслов и др. — Минск: 'Наука и техника, 1983. 232 с.
21. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 265 с.
22. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук; Соч. в 2-х т.; Т. 1. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1977. - 590 с.
23. Васильев С.М. Морально-этическая норма. Война. Окружающая среда / С.М. Васильев. М., 1989. - 254 с.
24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. С. 181 - 191.
25. Веневитинов Д.В. Второе письмо о философии / Веневитинов Д.В. // Стихотворения. Проза. Письма. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985. — 319 с.
26. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В.И. Вернадский М.: Наука, 1965. - 374 с.
27. Визитей Н.Н. Физическая культура личности: (проблемы человеческой телесности: методологоические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н.Н. Визитей Кишинев: Штиинца, 1989. -107 с.
28. Водопьянов П.А. Великий день гнева. Экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, 1993. Мн.:
29. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы / Б.А. Воронович. — М.: Мысль, 1982. 72 с.
30. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. — М.: Республика, 1994. 368 с.
31. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология / Н.К. Гаврюшин // Вопросы Философии. 1995. - № 3. - С. 53 - 60.
32. Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э. Циолковский и мифология технократии) / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 125 - 132.
33. Гайденко П.П.
Христианство и генезис новоевропейского
34. Гайденко П.П. Введение / П.П. Гайденко, В.В. Петров // Философия природы в античности и в Средние века. М. Прогресс-Традиция, 2000. -С. 318-329.
35. Гальперин С. Русский космизм и Алексей Лосев / С. Гальперин // Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 1. — М.: Наследие, 1996. -С. 155 - 158.
36.
Философия бессмертия и
37. Гегель. Философия права / Гегель. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
38. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф.И. Гиренок. М.: Наука, 1997.-230 с.
39. Гиренок Ф.И. Экология как косноязычие культуры / Ф.И. Гиренок // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. - 1995. - № 2. - С. 44 - 51.
40. Гирусов Э.В. Система "общество природа": Проблемы социальной .„экологии / Э.В. Гирусов. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 с.
41.
Глобальные проблемы и
42. Голик Н.В. Универсальность этического / Н.В. Голик // Эстетика и этика в изменяющемся мире: материалы межд. науч. конф. к 25-летию каф.эстетики и этики Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Санкт — .Петербург, 2009. - С. 13 - 15.
43.
Грант Д.П. Философия,
44. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. - № 3. - С. 90 - 103.
45. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии / М.Н. Громов. М.: ИФРАН, 1997. - 289 с.
46. Громов М.Н. Идея преображения в истории русской философии и „.культуре / М.Н. Громов // Русская философия о преображении человекаи мира: материалы межвуз. науч. конф. Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 23 -28.
47. Гуревич П.С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса / П.С. Гуревич // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С.101-109.
48. Даренский В.Ю. Этика как philosophia prima / В.Ю. Даренский // Эстетика и этика в изменяющемся мире: материалы межд. науч. конф. к 25-летию каф. эстетики и этики Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — Санкт Петербург, 2009. - С. 36 - 50.
49. Дорст Ж. До того как умрет природа / Ж. Дорст. М.: Прогресс, 1968. — 405 с.62. -Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. — М.:1. Наука, 1977.-334 с.
50. Залыгин С. Экология и культура / С. Залыгин // Новый мир. 1992. - № 9. — С. 3 - 12.
51.
Зеньковский, В.В. История
52. Зимбули А.Е. Отношение человека к природе как нравственная "Проблема / А.Е. Зимбули // Русская философия о преображении человекаи мира: материалы межвуз. науч. конф. Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 43 -50.
53. Зимбули А.Е. Лекции по этике: учеб. пособие. / А.Е.Зимбули. Вып. 2. - СПб.: Петербургский ин-т печати, 2006. — 264 с.
54. Ильин И.А. Путь к очевидности. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин. М.: Эксмо, 2007. - 270 с.
55.
Инэда К. Экологическая
56.
Ионас Г. Принцип
57. Кантор К.М. Четвертый виток истории / К.М. Кантор // Вопросы "философии. 1996 ~ № 8. - С. 19 - 41.
58. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. — М.: Интерпракс, 1995. 35 с.
59. Кацура А.В. Ценностные мотивы в экологической проблематике / А.В. Кацура // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981.-С. 182-200.74. ""Киреевский И.В. Разум на пути к истине / И.В. Киреевский. М.: Наука,2002.-260 с.
60. Клаузура Ноосферы: сб. тез. и ст. по естественнонауч. обоснованию общечелов. этики. — М.:Ноосфера , 1990. — 37 с.
61. Коваленко В.А. Экология и аксиология культуры / В.А. Коваленко // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. — Курск, 1995.-С. 12-14.
62.
Козловски П. Этика
63. Коммонер Б. Замыкающийся круг / Б. Коммонер. — Л.: Мысль, 1974. — 260 с.
64. Коновалова Л.В. Прикладная этика / Л.В. Коновалова // Биоэтика и экоэтика. Вып. 1 -М.: ИФРАН, 1998.
65. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы) / Л.М. Косарева. -М.: Наука, 1989. 15 с.
66. Косарева Л.М. Проблема становления современной науки в западной 'историографии науки / Л.М. Косарева // История становления наукинекоторые проблемы). Реферативный сб. — М.: ИНИОН АН СССР, 1981.-С. 73-80.
67.
Кошелева В. Экология и
68. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность / П.А. Кропоткин // Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат, 1991. — 280 с.
69. Круть И.В. Экологические коллизии России / И.В. Круть // Вопр. философии. 1995. - №3. - С .60 - 65.
70. Крушанов А.А. Экологические возможности естествознания / А.А. Крушанов // Судьбы естествознания: современные дискуссии. — М.: ИФРАН, 2000. С. 61 - 67.
71. Культура и экология: Поиск путей становления новой этики / А.Ф.Зотов и др. М.: Интеллект, 1996. - 239 с.
72. Кун Т. Структура научных революций / Кун Т. М.: Прогресс, 1977. -300 с.88. --Купревич В.Ф. Долголетие: реальность мечты / В.Ф. Куиревич> // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С. 347-352.
73. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура / В.А. Кутырев // Вопросы философии. — 1996. — № 11. С. 23 - 32.
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность