Вегетарианство как нравственная ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад

Краткое описание

В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕГЕТАРИАНСТВО КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.docx

— 165.74 Кб (Скачать файл)

В русской  философии нет только благоговения перед природой, здесь выявляется и «темная» ее сторона — источник деструктивных, хаотических процессов, которая требует активно-преобразовательной деятельности со стороны человека. В русской философии особо  остро чувствовалась двойственность, антиномичность природы (друг/враг), на основе чего и возникла самобытная мысль, отличающаяся от иных традиций, где это противоречие ощущалось  не столь сильно. В иных философских системах преобладал лишь один член антиномии: либо природа «враг», нечто отчужденное, и тогда к ней — соответствующее отношение; либо природа «друг», и тогда — только благоговение, восхищение, уподобление и растворение в ней. И то, и другое — неверно. Н.Ф. Федоров чувствует острое противоречие и решает его оптимальным образом. Поэтому мыслитель ставит перед человеком радикальную нравственную задачу для того, чтобы при ее выполнении человечество поднималось на более высокую стадию своего бытия.

Здесь обнаруживаются точки расхождения  в отношении к природе в  русской философии и в западной экологической этике, где преобладает  утилитарный подход, связанный с  охраной природы как источником благ для человека. Идеи русской  философии могут расширить границы  восприятия сознания современного человека, и поэтому в работе предпринята  попытка обратить внимание на нравственное отношение к природе, принятое в  русской философии.

Современное экологическое сознание, преимущественно  основывающееся на западных философских  идеях отношения к природе  и на западной экологической ситуации, с этой точки зрения, должно быть критически осмыслено. Во многом различное  отношение к природе в России и на Западе основывается на различии в понятиях «этика» и «нравственность». Если этика - это теоретическая рефлексия  над основами морального сознания, предполагающая инструментальный путь регуляции человеческого поведения  в обществе («категорический императив» Канта -вершина этого подхода), то нравственность, понимаемая в традициях русской философии - это живое знание («живознание») добра и зла, предполагающее моральный абсолютизм, сверхбиологическое понимание природы человека и необходимость преображения своего наличного несовершенного состояния. Соответственно и отношение к природе будет различным.

На  Западе — это, преимущественно, экологическая  этика, занимающаяся воспитанием правильного  отношения к природе, сохранением  природных ресурсов, в России - это  нравственное отношение к природе, стремящееся к одухотворению  и преображению ее наличного состоянии. С точки зрения русской классической философии, нравственное — не только бережливое, уважительное, благоговейное, заботливое, любовное отношение к  миру (эмпирической реальности), но, прежде всего, предполагающее его преображение. В этом - отличие нравственной философии, принятой в русбкой традиции, от всех видов эмпирической этики, основанных на неметафизическом восприятии действительности, в том числе, и природной. Экологическая этика, являющаяся продуктом западноевропейского природоохранного отношения к действительности, не имеет идею духовного преображения природы в своей основе и в этом плане должна быть критически осмыслена.

Понятно, что и этика и нравственность - понятия, имеющие один евро-христианский исток и на глубинном уровне совпадающие. Это европейская этика, принципиально  отличающаяся от даосско-конфуцианской  и буддийской. Однако, сложившиеся  историко-культурные и философские  различия России и Запада все же накладывают свой оттенок на это  различие в понятиях этика и нравственность, пренебрегать которыми при компетентном анализе, конечно, нельзя.

В этом смысле понятно, что экологическая  этика - не панацея. Но речь не идет о  свертывании экологических программ в России. Однако, в контексте  идей, предложенных русскими философами, нужно очень четко и ясно видеть границы и возможности современного экологического движения и с большей уверенностью развивать отечественные философские идеи.

Цель  нашего исследования заключалась не в том, чтобы искусственно показать преимущества русской нравственной философии перед западной экологической  этикой. Задача была в другом - показать, что в основании отношения  к природе, принятом в русской  философии и западной этике, лежат, действительно, различные духовные и метафизические установки, игнорировать которые нельзя. Задача философии — выявить их и обратить на них самое серьезное внимание ученых, политиков, педагогов, общественности — всех тех, кому не безразлична судьба человечества и своего отечества.

Список  литературы диссертации кандидат философских наук Удалова, Надежда Егоровна, 2009 год

1. Августин. О Граде Божием. Кн. XIV XXII / Августин. - СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ - Пресс, 1998. - 347 с.

2. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия / И.И. Агапова. М.: Юрист, 2002. - 190 с.

3. Адо  П. Плотин или Простота взгляда  / П. Адо, Ю.А. Шичалина. М.: Греко-латинский кабинет, 1991. - 259 с. >. Алексеев В.П. Очерки экологии человека / В.П. Алексеев. — М.: Наука, 1993.- 189 с.

4. Анчел Е. Этос и история / Е. Анчел. М.: Мысль, 1988. - 126 с. 7. Апресян Р.Г. Философия и этика: сб. науч. тр. к 70-летию академика

5. А.А.  Гусейнова. М.: Альфа. - М., 2009. - 800 с. 3. Аристотель. Метафизика / Аристотель. Соч.: в 4-х т. - М.: Мысль, 1984. -Т. 4. - С. 136- 141.

6. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюзис» и «натура») / А.В. Ахутин. М.: Наука, 1988. - 217 с.

7. Барбур Иен. Этика в век технологии / Иен Барбур. М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. — 380 с.

8. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма / Н.В. Башкова М.: UPSS, 2007. - 251 с.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья Ренессанса / М.М. Бахтин — М.: Художественная литература, 1990. 340 с.

10. Белл Д. Социальные рамки информационного  общества / Д. Белл // Новая технократическая  волна на Западе: сб. ст.; переводы  — М.: Прогресс, 1986. 451 с.

11. Бганба В.Р. Социальная экология: учеб. пособие для студентов вузов / В.Р. Бганба. М.: Высшая школа, 2004. - 308 с.

12. Бганба В.Р. Экология и мораль / В.Р. Бганба. Сухуми, 1991. — 151 с.

13. Библер B.C. Цивилизация и культура. Философские размышления в канун XXI в. / B.C. Библер. М.: Российский гуманитарный ун-т, 1993. -215 с.22. ""Бобров Р.В. Экология критерий нравственности / Р.В. Бобров // Лесн.хоз-во. 1992. - № 11. - С. 152 - 168.

14. Борейко В. Прорыв в экологическую  этику / В. Борейко. Киев: Киевский  эколого-культурный центр, 2005. —  208 с.

15. Борн М. Моя жизнь и взгляды  / М. Борн. М.: Прогресс, - М.: 1973. -176 с.

16. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. New York: Chalidze publications, 1982.— 321 с.

17. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. 'Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с.

18. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.

19. Буркхардт Я. Культура Возрождения  в Италии / Я. Буркхардт. М.: Юристь, 1996.-580 с.

20. Буслов К. Социальные аспекты  экологии / К. Буслов и др. —  Минск: 'Наука и техника, 1983. 232 с.

21. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 265 с.

22. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук; Соч. в 2-х т.; Т. 1. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1977. - 590 с.

23. Васильев С.М. Морально-этическая норма. Война. Окружающая среда / С.М. Васильев. М., 1989. - 254 с.

24. Вебер М. Протестантская этика  и дух капитализма / М. Вебер. // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. С. 181 - 191.

25. Веневитинов Д.В. Второе письмо о философии / Веневитинов Д.В. // Стихотворения. Проза. Письма. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1985. — 319 с.

26. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В.И. Вернадский М.: Наука, 1965. - 374 с.

27. Визитей Н.Н. Физическая культура личности: (проблемы человеческой телесности: методологоические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н.Н. Визитей Кишинев: Штиинца, 1989. -107 с.

28. Водопьянов П.А. Великий день гнева. Экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, 1993. Мн.:

29. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы / Б.А. Воронович. — М.: Мысль, 1982. 72 с.

30. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев. — М.: Республика, 1994. 368 с.

31. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология / Н.К. Гаврюшин // Вопросы Философии. 1995. - № 3. - С. 53 - 60.

32. Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (К.Э. Циолковский и мифология технократии) / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 125 - 132.

33. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания / П.П. Гайденко // Вопросы истории естествознания и техники. 1995. - № 1. - С. 44 - 87.

34. Гайденко П.П. Введение / П.П. Гайденко, В.В. Петров // Философия природы в античности и в Средние века. М. Прогресс-Традиция, 2000. -С. 318-329.

35. Гальперин С. Русский космизм и Алексей Лосев / С. Гальперин // Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 1. — М.: Наследие, 1996. -С. 155 - 158.

36. Философия бессмертия и воскрешения.  Вып. 2. — М.: Наследие, 1996. -С. 5 - 64.

37. Гегель. Философия права / Гегель. М.: Мысль, 1990. - 524 с.

38. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф.И. Гиренок. М.: Наука, 1997.-230 с.

39. Гиренок Ф.И. Экология как косноязычие культуры / Ф.И. Гиренок // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. - 1995. - № 2. - С. 44 - 51.

40. Гирусов Э.В. Система "общество природа": Проблемы социальной .„экологии / Э.В. Гирусов. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 с.

41. Глобальные проблемы и общечеловеческие  ценности: Сборник.; пер. с англ. и  фр. / Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева; ввод. ст. Ю.А. Шрейдера. — М.: Прогресс, 1990. 495 с.

42. Голик Н.В. Универсальность этического / Н.В. Голик // Эстетика и этика в изменяющемся мире: материалы межд. науч. конф. к 25-летию каф.эстетики и этики Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Санкт — .Петербург, 2009. - С. 13 - 15.

43. Грант Д.П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее  // Новая технократическая волна  на Западе / Д.П. Грант. М.: Прогресс, 1986.-С. 20-22.

44. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. - № 3. - С. 90 - 103.

45. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии / М.Н. Громов. М.: ИФРАН, 1997. - 289 с.

46. Громов М.Н. Идея преображения в истории русской философии и „.культуре / М.Н. Громов // Русская философия о преображении человекаи мира: материалы межвуз. науч. конф. Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 23 -28.

47. Гуревич П.С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса / П.С. Гуревич // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С.101-109.

48. Даренский В.Ю. Этика как philosophia prima / В.Ю. Даренский // Эстетика и этика в изменяющемся мире: материалы межд. науч. конф. к 25-летию каф. эстетики и этики Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — Санкт Петербург, 2009. - С. 36 - 50.

49. Дорст Ж. До того как умрет  природа / Ж. Дорст. М.: Прогресс, 1968. — 405 с.62. -Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. — М.:1. Наука, 1977.-334 с.

50. Залыгин С. Экология и культура / С. Залыгин // Новый мир. 1992. - №  9. — С. 3 - 12.

51. Зеньковский, В.В. История русской  философии / В.В. Зеньковский. Т. 1.-Л.: Эго, 1991.-222 с.

52. Зимбули А.Е. Отношение человека к природе как нравственная "Проблема / А.Е. Зимбули // Русская философия о преображении человекаи мира: материалы межвуз. науч. конф. Воронеж: ВГЛТА, 2007. - С. 43 -50.

53. Зимбули А.Е. Лекции по этике: учеб. пособие. / А.Е.Зимбули. Вып. 2. - СПб.: Петербургский ин-т печати, 2006. — 264 с.

54. Ильин И.А. Путь к очевидности. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин. М.: Эксмо, 2007. - 270 с.

55. Инэда К. Экологическая проблематика  в контексте буддизма / К. Инэда  // Глобальные проблемы и общечеловеческие  ценности. — М.: Прогресс, "1990. С. 289 - 308.с

56. Ионас Г. Принцип ответственности.  Опыт этики для технологическойоцивилизации  / Г. Ионас. — М.: Айрис пресс, 2004. — 360 с.

57. Кантор К.М. Четвертый виток истории / К.М. Кантор // Вопросы "философии. 1996 ~ № 8. - С. 19 - 41.

58. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. — М.: Интерпракс, 1995. 35 с.

59. Кацура А.В. Ценностные мотивы в экологической проблематике / А.В. Кацура // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981.-С. 182-200.74. ""Киреевский И.В. Разум на пути к истине / И.В. Киреевский. М.: Наука,2002.-260 с.

60. Клаузура Ноосферы: сб. тез. и ст. по естественнонауч. обоснованию общечелов. этики. — М.:Ноосфера , 1990. — 37 с.

61. Коваленко В.А. Экология и аксиология культуры / В.А. Коваленко // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. — Курск, 1995.-С. 12-14.

62. Козловски П. Этика капитализма;  Эволюция и общество: Критика социобиологии / П. Козловски. СПб.: Экономическая школа, 1996. -Т58 с.

63. Коммонер Б. Замыкающийся круг / Б. Коммонер. — Л.: Мысль, 1974. —  260 с.

64. Коновалова Л.В. Прикладная этика / Л.В. Коновалова // Биоэтика и экоэтика. Вып. 1 -М.: ИФРАН, 1998.

65. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы) / Л.М. Косарева. -М.: Наука, 1989. 15 с.

66. Косарева Л.М. Проблема становления современной науки в западной 'историографии науки / Л.М. Косарева // История становления наукинекоторые проблемы). Реферативный сб. — М.: ИНИОН АН СССР, 1981.-С. 73-80.

67. Кошелева В. Экология и нравственность / В. Кошелева // Общественные науки  и современность. 1993. — № 1. - С. 153 - 162.

68. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность / П.А. Кропоткин // Этика: Избранные труды. — М.: Политиздат, 1991. — 280 с.

69. Круть И.В. Экологические коллизии России / И.В. Круть // Вопр. философии. 1995. - №3. - С .60 - 65.

70. Крушанов А.А. Экологические возможности естествознания / А.А. Крушанов // Судьбы естествознания: современные дискуссии. — М.: ИФРАН, 2000. С. 61 - 67.

71. Культура и экология: Поиск путей  становления новой этики / А.Ф.Зотов  и др. М.: Интеллект, 1996. - 239 с.

72. Кун Т. Структура научных революций / Кун Т. М.: Прогресс, 1977. -300 с.88. --Купревич В.Ф. Долголетие: реальность мечты / В.Ф. Куиревич> // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С. 347-352.

73. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура / В.А. Кутырев // Вопросы философии. — 1996. — № 11. С. 23 - 32.

Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность