Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:03, аттестационная работа

Краткое описание

Общественные отношения в сфере административной ответственности, правовые нормы, регулирующие указанные отношения. Виды административных наказаний и меры ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Административная ответственность: понятие, особенности.
Законодательные основы административной ответственности
2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие, признаки, состав административного правонарушения (субъекты, субъективная сторона, объекты, объективная сторона)
3. Условия освобождения от административной ответственности
4. Понятие и виды административных наказаний, их общая характеристика
5. Назначение административных наказаний
6. Административная ответственность организаций (юридических лиц)
7. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
8. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг
9. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
10. Административные правонарушения против порядка управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 135.71 Кб (Скачать файл)

    2) обладающие признаками, характеризующими  специальные обязанности: а) водитель  автомашины; б) судоводитель маломерного  судна; в) призывник, военнообязанный;  г) иностранец  и лицо без  гражданства;  д) лицо, имеющее разрешение органа внутренних дел на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов; е) родители и лица, их заменяющие;

    3) имеющие признаки, касающиеся физического  состояния лица: а) лицо, больное  венерическим заболеванием, б) лицо, совершившие поступок в состоянии  опьянения;

    4) обладающие признаками, характеризующими  прошлое поведение лица: а) поднадзорный, б) лицо, совершившее административный  проступок повторно.

    В некоторых случаях лица, совершившие  административные правонарушения, несут  дисциплинарную ответственность за правонарушения - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава  ОВД и др.

    Субъективная  сторона правонарушения (проступка) характеризует прежде всего внутреннее психическое отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.

    К ее признакам относятся вина (в  форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются по тем  же правовым  основаниям, что и  в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным  относится вина (в форме умысла или неосторожности),  к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность. 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Условия освобождения от административной ответственности.
 

    Существует  несколько оснований освобождения от административной ответственности. Если придерживаться формального юридического подхода, то терминология “освобождение  от юридической ответственности” содержится в двух статьях КоАП.

    Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности  за совершение административного правонарушения предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ.

    Основанием  освобождения от административной ответственности  в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является характер правонарушения и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержание этих понятий, но логично, что ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за  административные  правонарушения  (ст. 4.2  КоАП РФ), в личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.

    Условиями освобождения от административной ответственности  по этой статье являются: наличие в  действиях (бездействие) нарушителя состава  административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного  воздействия); принятие решения об освобождении от административной ответственности  органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

    Освобождение  от административной ответственности  возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения; принятие решения органом (должностным  лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.

    Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.

    Основаниями освобождения от административной ответственности  являются обстоятельства, исключающие  неправомерность действия (бездействия). Имеются в виду крайняя необходимость (ст. 2.7). В альбоме схем Коренева А.П. эти обстоятельства указаны как  основания освобождения от административной ответственности, что на наш взгляд более верно, потому что потому что юридические последствия идентичны. Отличие лишь в мотивировке и основании освобождения от административной ответственности. Таким образом к обстоятельствам, освобождающим от административной ответственности относятся: невменяемость правонарушителя, крайняя необходимость, необходимая оборона, малозначительность правонарушения, целесообразность применения мер общественного воздействия.

         Лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое наказание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охоты является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав.

    Не  подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Понятие и виды административных наказаний, их общая  характеристика.
 

    Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

    КоАП РФ формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1, можно выделить его характерные признаки, как меры:

    - юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства;

    - государственного принуждения;

    - предупреждения правонарушений и преступлений;

    - психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.2

    Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

    Очень важным является тот момент, что административными наказаниями могут считаться только те принудительные меры, которые названы в ст. 3.2 КоАП РФ. Такие меры административного принуждения, как временное лишение права пользования библиотечным фондом, отзыв лицензии и ряд иных не могут быть признаны административными наказаниями и применяться в порядке производства по делу об административном правонарушении.

    Административные наказания применяются за нарушение норм не только административного, но и конституционного, трудового, экологического, гражданского, семейного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

    Административные наказания по смыслу ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ устанавливаются нормативными актами и применяются путем издания специальных индивидуальных актов. Юридическая наука различает два вида правовых актов с административными санкциями. Первые – нормативные правовые акты: законы, устанавливающие санкции за определенные административные правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст. 3.2. Иные федеральные законы, за исключением КоАП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливать каких-либо иных административных наказаний. Однако федеральный законодатель вправе расширить этот перечень, но только путем внесения соответствующих изменений в действующий КоАП РФ. Вторая группа актов с административными санкциями – правоприменительные акты. Это постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административных наказаний виновным в совершении правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

    Названные виды актов различаются не только содержанием, но и субъектами, которыми принимаются, а также другими признаками. Нормативные акты, устанавливающие административные наказания, принимаются только законодательными органами и только в форме законов. Акты применения санкций принимаются специально уполномоченными субъектами, перечень и подведомственность которых закреплены нормами гл. 23 КоАП РФ. Такие акты принимаются в форме постановлений. В случаях, когда акт издает судья, то это акт правосудия, если же акт принимается исполнительным органом государственной власти либо его должностным лицом, то такой акт является актом государственной администрации.3

    Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы. 

    За  совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) дисквалификация;

    9) административное приостановление деятельности.4

    1. Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания: КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.

    По  содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.

    Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

    О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно конкретным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

    Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности, - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.

    Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия назвать предостережением.

    В качестве санкции норм Особенной части КоАП РФ предупреждение альтернативно административному штрафу, и данное соотношение позволяет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, реализовывать предоставленную законодателем возможность избрать тот или иной вид административного наказания с учетом личности виновного и обстоятельств административного правонарушения.

    2. Административный штраф является денежным взысканием. Штраф как мера принуждения известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид взыскания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.

    Штраф по своей природе имеет имущественный характер и реализуется в виде денежного взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, оказывая воздействие не только на сознание, но и на имущественное положение виновных.

    Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключением ч. 2 ст. 20.25, содержат такую санкцию как штраф.

Информация о работе Административная ответственность