Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6

1.1 Сущность и понятие источника права 6

1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21

2.1 Материальные источники права 21

2.2 Идеальные источники права 28

2.3 Формально-юридические источники права 34

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Источники права Республики Беларусь.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

 

Определенную роль в правовых системах разных стран играет нормативный  договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной  деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы  поведения. В отечественной и  зарубежной практике нормативные договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе нормативных  договоров нередко строятся взаимоотношения  между государствами и государственными образованиями - субъектами федерации, всегда - между государствами, образующими  конфедерацию. В качестве примера  можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922г.[ Манов Б.Г. Выполнение международных  договоров на внутригосударственном  уровне. Адвокат. 2002. №1 - стр. 67.]

 

Среди многочисленных форм (источников) права важное место  занимают нормативные акты государственных  органов. Под нормативно актами понимаются выраженные в письменной форме решения  компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы[ Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998 - стр. 76.]. Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные  и бесчисленные социальные связи  в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать  ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Нормативный  акт характеризуется такими признаками: утверждается или санкционируется  уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением; имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа; включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие; принимается в соответствии с определенной процедурой; имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования; придает воле народа официальный характер. Нормативными актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания. Нормативно-правовые акты как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем же эти преимущества?

 

Во-первых, в том, что у  издающих их государственных органов  гораздо больше координационных  возможностей, чем у всех иных нормотворческих  институтов, для выявления и отражения  в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

 

Во-вторых, в том, что благодаря  четким, традиционно сложившимся  правилам изложения содержания нормативно-правового  акта он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

 

В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и  определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и  практики, легко ссылаться при  разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением. Нормативный акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют. И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых - предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее, персонально неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к персональным определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу. И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его исполнения (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т. п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления. Аналогичным образом обстоит дело в сфере применения норм не только уголовного права, но и других отраслей права.

 

Нормативно-правовые акты следует  отличать от актов разъяснения или  толкования правовых норм. Различие заключается  в характере, содержании и целях  издания. Если нормативно-правовые акты устанавливают либо изменяют со-держание правовых норм, то акты разъяснения  или толкования, как видно из их названия, направлены, прежде всего, на разъяснение смысла, содержания принятых нормативно-правовых актов, а также  пределов действия ранее установленных  норм. Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или  группы: законы и подзаконные акты. Основание их классификации - юридическая  сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный  акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т. е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов. Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые ме-стными органами государственной власти, вверху иерархии - нормативно-правовые акты (законы, статуты и т. п.), издаваемые представительными высшими органами. Эти акты - законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

 

Наряду с нормативно-правовыми  актами государственных органов  в системе форм (источников) права  определенное место занимают нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями. Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и решения любых партийных  органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют  юридической силы. Таковую они  могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений  по одному и тому же вопросу. Во-вторых, в случае предварительной или  последующей санкции (разрешения) государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее распространены последующие  санкции, благодаря которым в  случае необходимости каждый отдельный  акт общественной организации приобретает  юридический характер, а также  придание юридической силы актам  общественных организаций на основе специально изданного для этого  закона или иного законодательного акта. Понятие закона раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий  в научной и практической деятельности.

 

Традиционно в романо-германской правовой семье закон понимался  как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой (после  Конституции), принимаемый в определённом порядке представительными органами и подписанный главой государства. Однако с течением времени постепенно происходило перераспределение  власти между исполнительными и  законодательными органами некоторых  государств со смещением акцентов в  сторону исполнительной власти. Последняя  присвоила себе часть законодательных  функций, получив право в некоторых  случаях или постоянно издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Такая практика обосновывается тем, что функции исполнительной власти не сводятся лишь к осуществлению  предписаний, установленных законодателем. В связи с вышеуказанными обстоятельствами такой признак закона, как его  верховенство, уже не кажется столь  незыблемым, как это предполагалось ранее. Вследствие этого мнения учёных разошлись в определении понятия  и содержания категории "закон". Существует несколько подходов к  определению закона. Его рассматривают  в широком и узком, в формальном и материальном смысле. Причём каждый автор по-своему наполняет содержанием  эти подходы к пониманию закона. Так, например, М.Н.Марченко отмечает, что, во-первых, "закон в странах  романо-германского права рассматривается  не только в узком, своём изначальном  смысле, как акт, исходящий от высшего  законодательного органа страны и обладающий высшей юридической силой, но и в  более широком контексте. А именно - как собирательный термин и понятие, которыми обозначаются все законодательные  акты, исходящие от уполномоченных на их издание центральных и местных, законодательных и исполнительно-распорядительных государственных органов"[ Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2002 - №5 - стр. 45.

 

], а во-вторых, "закон  в собственном его понимании  не всегда и не во всех  странах романо-германского права  является актом высшего законодательного  органа страны - парламента".

 

Наряду с вышеперечисленными формами права ещё за юридические  источники права можно принять  научные труды юристов - в Древнем  Риме учебники выдающихся юристов по праву имели силу нормы права, священные книги и акты церкви - в частности долгое время на Руси семейное и многие другие подотрасли права не регулировались монаршей практикой, но были регламентированы Стоглавым Собором, церковными уставами, священными текстами. В ортодоксальных мусульманских странах Коран вообще почитается за конституцию.

 

Праву свойственно изменятся, и менять способы своего внешнего выражения. Приведённые источники  также не являются вечными и единственно  возможными способами закрепления  воли государства. С развитием правовых систем, преобразованием общества, сменой вех человечества будут одновременно манятся и формы права как  вечные спутники жизни государств и  народов, связавших свою жизнь с  ним.

 

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Согласно действующей  Конституции Республики Беларусь представительный и законодательный орган Республики Беларусь Парламент - принимает законы и постановления. Президент имеет  право не позднее чем в двухнедельный  срок со дня получения закона, принятого  Палатой представителей и одобренного  Советом Республики либо принятого  Палатой представителей в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его  со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президент  не возвращает какой-либо закон подписанным  или со своими возражениями в течение  двух недель после того, как он был  ему представлен, закон считается  подписанным. Закон не считается  подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в  Парламент Республики Беларусь в  связи с окончанием сессии. Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается  Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том  случае, если он не будет подписан Президентом  в этот срок. Президент имеет право  в таком же порядке вернуть  для повторного голосования со своими возражениями отдельные положения  закона. В этом случае до вынесения  соответствующего решения Палатой  представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом с оговоркой о несогласии с отдельными положениями этого закона и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента. Подписанные Президентом тексты законов хранятся в Секретариате Палаты представителей. Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам. Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

 

Декреты Президента могут  быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании  Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты  и временные декреты имеют  силу закона.

 

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных  органов и должностных лиц. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может  вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание  декрета. Не допускается делегирование  полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и  дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных  законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его  исполнении; изменение порядка выборов  Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных  прав и свобод граждан. Закон о  делегировании законодательных  полномочий Президенту не может разрешать  ему изменение этого закона, а  также предоставлять право принимать  нормы, имеющие обратную силу.

 

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в  силу особой необходимости без делегирования  на то законодательных полномочий.

 

Конституция определяет компетенцию  различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими  те или иные конкретные решения или  же различные нормативно-правовые акты. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь очерчивается общий круг вопросов, по которым правительство может  издавать свои постановления и распоряжения, проведения в пределах Республики Беларусь единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление  управления государственной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществление  мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбы с преступностью. Кроме данного  круга вопросов, по которым правительство  издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами, указами  Президента Республики Беларусь. В  Конституции особо оговаривается, что порядок деятельности правительства, а значит, и порядок (процедура) издания  правительственных актов устанавливаются  конституционным законом.

Информация о работе Источники (формы) права