Источники (формы) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6

1.1 Сущность и понятие источника права 6

1.2 Соотношение понятий источника и формы права 15

ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 21

2.1 Материальные источники права 21

2.2 Идеальные источники права 28

2.3 Формально-юридические источники права 34

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Вложенные файлы: 1 файл

Источники права Республики Беларусь.docx

— 102.62 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрение круга международных  договоров Республики Беларусь, выступающих  источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и  гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка международно-правовых гарантий защиты прав и свобод человека является необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным условием формирования правового  статуса личности. Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Организацией Объединенных Наций содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство.

 

В современном международном  праве сложилась развернутая  система договоров, призванная присущими  международному праву средствами защищать человека и гражданина от различных  посягательств на его права и  свободы. Эта система, включает и  такие многосторонние международные  договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин 1979г.. Международная конвенция  о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании  за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании  за него 1973г. Права и свободы человека - область, в которой взаимодействие международного и внутригосударственного права уже принесло свои плоды. Французская  декларация прав человека и гражданина 1789г. оказала существенное влияние  на содержание принятой Генеральной  Ассамблеей ООН многие десятилетия  спустя Всеобщей декларации прав человека 1948г., которая в свою очередь послужила  основой для разработки одной  из глав Конституции Республики Беларусь. Значение проблемы обеспечения прав и свобод человека в государствах - участниках Содружества Независимых  Государств трудно переоценить. Участники  Соглашения о создании Содружества  Независимых Государств, подписанного 8 декабря 1991 г., приняли на себя обязательство  гарантировать своим гражданам  независимо от их национальности или иных различий права и свободы. Каждая из высоких договаривающихся сторон - указывается в ст. 2 Соглашения - гарантирует гражданам других сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

 

Устав Содружества Независимых  Государств, перечисляя цели содружества, назвал одной из них обеспечение  прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права и  документами СБСЕ. Главами государств СНГ в сентябре 1993 г. принята Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана  Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство  обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в этой Конвенции. Наблюдение за ее выполнением согласно ст. 34 Конвенции  поручается Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции.

 

Наряду с международными договорами Республики Беларусь, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам международного частного права относятся двусторонние и  многосторонние международные договоры Республики Беларусь, которые включают предназначенные для применения в сфере отношений гражданско-правового  характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом и  отношений международного гражданского процесса материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы. Например, двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам подписанные  Республикой Беларусь:

 

1) Договор между Республикой  Беларусь и Литовской Республикой  о правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам, подписан 20.10.1992 г., вступил в силу 11.06.1993г.;

 

2) Договор между Республикой  Беларусь и Китайской Народной  Республикой о правовой помощи  по гражданским и уголовным  делам, подписан 11.01.1993 г., вступил  в силу 29.11.1993г.;

 

3) Договор между Республикой  Беларусь и Республикой Польшей  о правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам,  подписан 26.10.1994 г., вступил в силу 30.06.1995г.;

 

4) Договор между Республикой  Беларусь и Латвийской Республикой  о правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам, подписан 21.02.1994 г., вступил в силу 18.06.1995г.;

 

5) Договор между Республикой  Беларусь и Социалистической  Республикой Вьетнам о правовой  помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным, трудовым  и уголовным делам, подписан 14.09.2000 г., вступил в силу 17.10.2001г.;

 

6) Договор между Республикой  Беларусь и Литовской Республикой  о передаче лиц, осужденных  к лишению свободы, для отбытия  наказания и лиц, в отношении  которых применены меры медицинского  характера, подписан 12.07.1996 г., вступил  в силу 20.11.1998г.;

 

7) Договор между Республикой  Беларусь и Китайской Народной  Республикой о выдаче, подписан 22.06.1995 г., вступил в силу 07.05.1998 г.;

 

8) Конвенция о правовой  помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным и  уголовным делам, подписана в  рамках Содружества Независимых  Государств 22.01.1993 г., вступила в силу 19.05.1994г.;

 

9) Протокол к Конвенции  о правовой помощи и правовых  отношениях по гражданским, семейным  и уголовным делам от 22.01.1993 г., подписан 28.03.1997г., вступил в силу 17.09.1999г.;

 

10) Постановлением Верховного  Совета Республики Беларусь от 11.03.1994 г. оформлено правопреемство  Республики Беларусь в отношении  Договора между СССР и Финляндской  Республикой о правовой защите  и правовой помощи по гражданским,  семейным и уголовным делам,  подписанного 11.08.1978г.

 

Вышеназванные договоры о  правовой помощи регулируют вопросы  правоспособности и дееспособности граждан и юридических лиц  на территории иностранного государства, прав наследования, правоотношения в  имущественных и трудовых делах, выполнения судебных поручений, признания  и исполнения решений учреждений юстиции, взаимодействия судебно-следственных органов и другие. Сотрудничество с иностранными государствами в  области оказания правовой помощи осуществляется Республикой Беларусь и на основе международных многосторонних конвенций. Республика Беларусь является участницей Конвенции по вопросам гражданского процесса, подписанной 01.03.1954г. в Гааге. Названная Конвенция предусматривает  исполнение судебных поручений, вручение документов по гражданским и торговым делам, исполнение судебных решений  о взыскании судебных издержек и  расходов, бесплатную выдачу выписок  из актов гражданского состояния. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29.09.1996г. № 386 Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о взыскании за границей алиментов, принятой в рамках ООН 20.06.1956года. Данная Конвенция призвана облегчить любому лицу, находящемуся на территории государства-участника, взыскание алиментов, которые оно  имеет право получать от другого  лица, находящегося на территории другого  государства-участника Конвенции. Названная  Конвенция вступила в силу для  Республики Беларусь 14.12.1996г. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 03.02.1997г. №121 Республика Беларусь присоединилась к Европейской конвенции об информации, о зарубежном праве от 07.06.1968г. и  Дополнительному протоколу к  Европейской конвенции об информации, о зарубежном праве от 15.06.1976г., цель которых - взаимная помощь в предоставлении юридическим органам информации о зарубежном праве, о судебном производстве в гражданских и коммерческих областях. Указанная Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 02.10.1997г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, принятой в рамках Гаагской конференции международного частного права 15.11.1965 г. Целью Конвенции является ускорение процедуры оказания взаимной судебной помощи относительно вручения судебных и внесудебных документов в оптимальные сроки, без какой-либо легализации документов или выполнения подобных формальностей (Указ Президента Республики Беларусь от 07.04.1997г. № 229). Названная Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 01.02.1998г. Оформлено присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию, принятой в рамках Гаагской конференции международного частного права 25.10.1980 г. (Указ Президента Республики Беларусь от 29.10.1997г. № 553). Цель Конвенции - оказание гражданам государств-участников правовой помощи в судах по гражданским и торговым делам. Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 01.03.1998г. Республика Беларусь является участником Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей, принятой в Гааге 25.10.1980 г. (Закон Республики Беларусь от 13.11.1997г. "О присоединении к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей"). Данная Конвенция, направленная на обеспечение соблюдения права на проживание и общение с ребенком, создает механизм наиболее быстрого возвращения незаконно вывезенных или задерживаемых детей в государство обычного места жительства; регулирует процедуру сотрудничества компетентных органов; предусматривает создание систем сотрудничества между государствами-участниками Конвенции с тем, чтобы предотвратить похищение и продажу детей; предусматривает создание контрольного механизма для обеспечения выполнения норм данной Конвенции. Конвенция для Республики Беларусь вступила в силу 01.04.1998г. Во исполнение положений вышеназванных конвенций выполнение функций Центрального органа возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведя исследование на тему: «Источники (формы) права», сделаем  выводы.

 

Для того чтобы стать реальностью  и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной  и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в  одних случаях называют формой или  формами права, в других - источниками, а в третьих - их именуют одновременно и формами, и источниками права.

 

Источниками права признаются те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые  объективно вызывают необходимость  издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы  в целом. Термин «источник права» имеет также философский смысл, который указывает на то, какие  по своему характеру философские  идеи (либеральные, консервативные и  пр.) легли в основу той или  иной правовой системы. Под источником права понимается и объективированное  закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных  органов, решениях судов, договорах, обычаях  и иных источниках.

 

На протяжении длительной истории существования права  как социального института развивались  и изменялись взгляды на форму  права. И связано это было с  разными условиями и потребностями  того или иного этапа общественного  развития, прежде всего в Европе. Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто  общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем. В XVIII-XIX веках резко усилилась  дискуссия о соотношении естественного  и позитивного (законодательного) права. Однако уже в XX веке по критерию формы  права исчезает разница между  естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования  человека, и другими правовыми  положениями. Форма становится единой для всех сфер права - объективированное  закрепление получают все правила  поведения в актах и иных источниках.

 

Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права - внешней и  внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в актах и  иных источниках объективированные  правила поведения, а внутренняя - эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в  конкретной норме, устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как  системы. Необходимо отметить, что в  отечественной теории права развивается  еще один подход к определению  формы права - информационный. Словом, существовали разные подходы к определению  форм права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Наиболее распространенным является вывод, что понятие форма  права - это синоним понятия источника  права.

 

Все когда-либо имевшие место  формы (источники) права перечислить  трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие. Это - правовые обычаи; нормативно-правовые акты; правовые договоры; прецеденты; правовые доктрины. Религиозные нормы, как думают многие, в современном мире уже не являются тем «законом свыше», который детально регламентировал человеческую жизнь  в прошлом. Но это не совсем так. И  нормы религии до сих пор регулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они стоят на первом месте среди источников права. Хорошо прослеживается влияние религиозных  норм на правовую систему Индии. Индусская  религия представляет собой систему  правил детально регламентирующих всю  общественную жизнь, предписывает определенный образ поведения, исключая возможность  разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки  срастаются с нормами права.

 

Важными источниками римского права были деловые обыкновения - правила, вырабатывавшиеся деловой  повседневной практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для  романо-германского права характерным  источником в течение длительного  времени (XIII - XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права  выступают Коран - священная книга  ислама, сунна, или традиции, связанные  с посланием Аллаха, иджма, или  «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии.

 

Следует особо отметить, что представления об источниках права, также как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились  в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив  какую-либо практическую значимость, сохранили  лишь историческую ценность. Среди  последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие  обязательную силу для судей и  фактически выступавшие в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся  в Древнем Риме народными собраниями и сенатом. Разумеется, источники  права варьировались и варьируются  в зависимости не только от этапов развития общества, государства и  права, но и от особенностей самих  правовых систем.

 

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся  в обществе в результате его многократного  и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших  источников права. Так, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям: а) содержать в себе нормы, которые  основываются на правовом убеждении  и проявляются в более или  менее частом применении; б) не противоречить  разумности; в) не нарушать добрых нравов; г) не иметь в своем основании  заблуждения. О наличии правового  обычая, можно говорить лишь тогда, когда «в основании однообразно  повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение. Исторически  правовой обычай как источник права  предшествует всем другим источникам права. Впервые он возник на переходном этапе от первобытно-общинной, догосударственной  организации общества к государственной  в результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися государственными структурами. В древних государственно-организованных обществах правовой обычай занимал  ведущее положение. В настоящее  время правовые обычаи занимают незначительное место в системе источников права  большинства стран. Однако их не следует  недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих  в масштабе крупных регионов или  в масштабе страны (обычаи торгового  мореплавания, обычаи портов, международные  обычаи и др.).

Информация о работе Источники (формы) права