Курс лекций по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologija_upravlenija.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Как видно, управленческие задачи затрагивают не только мыслительный процесс, но и личность руководителя. Поэтому необходимой предпосылкой для выбора нужного метода является рефлексия, т. е. осознание значимых аспектов, а также попытки включения их в определенные отношения. Успешность поиска решения задач находится в прямой зависимости от характера рефлексивно-личностной оценки значимости задач. А это, в свою очередь, зависит от направленности человека, от его потребностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения. Но человек не только сознательно принимает решения. Зачастую его поступки определяются не его планами, а его проблемами, которые глубоко засели в подсознании.

 

2. Этапы выработки управленческих решений

Процесс выработки управленческих решений закономерно проходит несколько  стадий.

Начало процесса выработки  решения определяется характером проблемной ситуации, которую невозможно разрешить  стандартными и привычными способами. После осознания данного факта  следует сознательно затормозить  естественное решение «хвататься»  за первую приходящую на ум возможность разрешить проблему. Дело в том, что, во-первых, далеко не всегда первая мысль, приходящая в голову, является самой удачной, а во-вторых, нужно сначала уточнить стратегию движения. Следующий этап — выработка критериев оптимального решения, что отсекает ряд внешне привлекательных, но невыгодных решений. После этого идет накопление и рассмотрение возможных альтернатив и сравнение их с признаками идеального» решения. Заключительный этап — реализация решения и контроль за его внедрением в жизнь.

 

Рис. 2 – Этапы выработки управленческих решений

 

 

 

 

3. Влияние людей  друг на друга в процессе  принятия решений

Существуют три основных механизма влияния людей друг на друга сообщение, убеждение и  внушение.

Влияющим в сообщении  оказывается сама ин формация, воспринимая которую человек корректирует свое поведение, формирует мнение, на основе данной информации принимает соответствующее решение.

При убеждении человек  организует подачу ин формации таким  образом, Чтобы повлиять на изменение  ценностей, установок и т. п. других людей. В этом случае или приводят систему доказательств, подтверждающих данное положение, или обращаются к мнению авторитетных людей.

Самыми опасными для  принятия решения являются внушающие  воздействия. Они могут быть различными. Элементы внушения присутствуют в любой коммуникации: это и имидж, и особенности организации подачи материала, и невербальные средства и общение, и многое другое. Но существует и особая форма внушающих воздействий, которая не посредственно касается принятия решений. Это — психологическая манипуляция.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его  к изменению отношения к чему- либо, принятию решёний и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. Человек действует как - марионетка, убежденная, что сама ведет кукловода, а не на оборот. Обязательным условием манипуляции является сохранение адресатом иллюзии самостоятельности принятия решений, а не «наведение» их из вне. При этом адресат признает себя ответственным за свои поступки.

Каковы же психологические  основания для манипуляции? Ф. Перлз  утверждает, что в каждом из нас  есть два начала, которые условно  можно назвать «собака сверху»  и «собака снизу». «Собака сверху»  — это активное начало, выраженное в стремлении командовать, подчинять, давить авторитетом. «Собака снизу» — пассивное на выражающее нашу потребность подчиняться, соглашаться, слушаться. Каждое из этих начал может проявляться либо манипулятивно, либо творчески.

Э. Шостром выделяет восемь основных схем манипуляций. Он утвёрждает, что в каждом из нас сидит манипулятор, даже несколько видов, один из которых  преобладает.

1. ДИКТАТОР. Он безусловно  преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты  — короче, делает все, чтобы  управлять своими жертвами Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги.

2. ТРЯПКА. Обычно жертва  Диктатора и его прямая противоположность.  Тряпка развивает большое мастерство  во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки — Мни тельный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

З. КАЛЬКУЛЯТОР. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой — перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, делатель рек ламы, Шантажист.

4. ПРИЛИпАЛА. Полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности:

Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивёнец, Беспомощный, Человек  с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому...».

5. ХУЛИГАН. Преувеличивает  свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с  помощью угроз разного рода. Разновидности:

Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана — Сварливая Баба («Пила»).

6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Преувеличивает  свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором  смысле столкновение с ним  куда труднее, чем с Хулиганом.  Вы не сможете бороться со  Славным Парнем. Удивительно, но  в любом конфликте Хулигана  со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с тру дом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. ЗАЩИТНИК. Противоположность  Судье. Он чрезмерно подчеркивает  свою поддержку и снисходительность  к ошибке Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

Разобравшись, какие бывают манипуляторы, рас смотрим, как они  действуют. Э. Шостром выделяет четыре типа манипуляторных систем:

1. АКТИВНЫЙ манипулятор  пытается управлять другими с  помощью активных методов. Он  ни за что не станет демонстрировать свою слабость, а будет играть роль человека, полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он становится «собакой свёрху», опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними. Его любимая техника — обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.

2. пАССИВНЫЙ манипулятор — противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая «собаку снизу». В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И лучшие его помощники — вялость и пассивность.

З. СОРЕВНУЮЩИЙСЯ манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку «выигрываний» и «проигрываний». Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь — это постоянная битва, а люди — соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «собаки сверху» и »собаки снизу» и являет собой смесь пассивного и активного манипулятора.

4. БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ манипулятор.  Он играет в безразличие, в  индифферентность. Старается уйти, устраниться от контактов. Его  девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны; он то Сварливая Баба, то Мученик, то Беспомощный. На самом деле ему не наплевать, и даже очень не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В «безразличность» часто играют супружеские пары. Игра «Угрожать разводом» служит прекрасным примером того, как манипулятор старается завоевать партнера, а отнюдь не разойтись с ним.

Философия активного  манипулятора зиждется на том, чтобы  главенствовать и властвовать во что бы то ни стало. Философия пассивного манипулятора — никогда не вызывать раздражения. Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой. Философия индифферентного манипулятора — отвергать заботу.

 

Контрольные вопросы  к теме 6.

1. Раскройте суть управленческих действий и управленческих решений.

2. Какие типы управленческих решений вы знаете?

3. Какие психологические критерии эффективности управленческих решений выделяют?

4. Какие этапы выработки  управленческих решений вы знаете?

5. Назовите принципы выработки и принятия управленческих решений.

6. Как сказывается  влияние людей друг на друга  в процессе принятия решений?

Литература:

1. Вудкок М. Раскрепощенный  менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис.  – М., 1991.

2. Зигерт В. Руководить  без конфликта / В.  Зигерт, Л.Ланг. – М., 1990.

3. Шахова В.А. Система работы с кадрами управления. М., 2000.

 

Тема 7.

 Руководство  и лидерство

 

Учебные вопросы:

1. Влияние и власть  в организациях.

2. Психологические особенности личности лидера

3. Стили принятия решений в управленческой деятельности.

6. Отношения лидера и его коллектива.

7. Лидерство и руководство,  стили лидерства и руководства.

 

1. Влияние и власть в организациях

Влияние как важнейшая  составляющая процёсса взаимодействия между людьми, является психологической  основой лидерства. Чтобы стать лидером и оставаться им, человеку мало обладать потенциальной властью, надо пользоваться ею, постоянно. Оказывать влияние на других людей, навязывать им свою волю и проводить через них свои решения, превращать этих других в своих последователей. Влияние в процессе общения взаимно. Но применительно к лидерству говорят, о так называемом не симметричном влиянии, которое возникает, когда один человек влияет на другого значительно сильнее. Причем, это влияние должно сохраняться на протяжении длительного периода времени.

Разумеется, прежде чем  навязать кому-то свою волю, необходимо обладать некоторой властью. Власть же может опираться на различные  ресурсы, возможности, действия, объекты  и т. д. Они могут быть идеальными (воля, характер, организаторские способности и т. п.) или материальными (деньги, средства поощрения или принуждения) на которых основывается процесс Влияния одного индивида на другого или группу. Выделяют три основные группы таких ресурсов:

1) Средства влияния,  не зависящие от конкретного  человека, являющегося лидером, но связанные с его официальной позицией, ролью или положением в обществе. Официальное положение уже включает в себя законную власть, в рамках которой человек может заставлять другого действовать в определенном направлении. Обладающий властью чело век может позволить себе, действуя в соответствии с законом, наказывать или поощрять тех лиц, которых считает нужным. При этом под наказанием и наградой понимаются достижение или лишение каких-то преимуществ в социальной иерархии, получение «материальных выгод», физическое насилие или отсутствие такового. Лидер, достигающий той или иной официальной позиции, получает средства контроля над распределением различных благ, имеет в распоряжении определенные средства насилия, а также поддержку закона или обычая, который обязывает граждан подчиняться этому лидеру.

2) Средства влияния,  определяющиеся личностью лидера. Именно поэтому многие люди, стремящиеся  к власти, большое внимание уделяют  своему имиджу, который подчеркнет  положительные стороны личности: ее качеств, ее поступков, ее биографии и т. п., и завуалирует отрицательные. Последователи лидера как бы приобщаются к этим положительным чертам, качествам, биографии (по принципу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Эти средства и основанное на них влияние являются самым важным в отношениях лидера и последователей.

З) Влияние, осуществляемое с помощью конкретной речи или  речей. Здесь речь идет об искусстве  лидера убеждать, находить нужные слова  для того, чтобы люди угадали в  нем человека, который сможет удовлетворить их потребности, реализовать ценности и идеалы, представлять их мировоззрение. Различные речи, произнесенные одним и тем же человеком, могут быть более или менее удачными, оказывать на слушателей (или Зрителей) большее или меньшее влияние. Хорошую речь можно пост роить либо Правильно строя аргументы, используя правила риторики и других научных разработок на эту тему, либо используя в речи определенные сигналы на которые публика будет автоматически реагировать определенным.

Все виды влияния тесно связаны между собой, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Власть награды и  наказания это наиболее простой  тип влияния. Однако чтобы Влияние  осуществлялось в полной мере, объект Влияния должен осознавать, что достижение значимых для него целей зависит от субъекта влияния. Влияющий же, в свою очередь, чтобы достичь нужного эффекта, дол жен Правильно определять цели того, кого он контролирует. Со стороны Влияющего также влияние будет осуществляться только тогда, когда его затраты (предлагаемая награда, затраты физических усилий и т. д.) будут, с его точки зрения, в его пользу.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии управления"