Курс лекций по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologija_upravlenija.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Подобный Внешний контроль как стратегия влияния имеет  серьезные недостатки. Он вызывает только послушание, основанное на расчете  или некритическом восприятии информации. Поведение человека (группы) изменится при первой Возможности, если он (группа) попадет под более сильное или постоянное постороннее влияние, поэтому лидер дол жен постоянно следить за последователями. Кроме того, влияние, основанное на насилии, чревато тем, что у объекта влияния неминуемо возникнут негативные чувства по отношению к влияющему. Агрессия, даже если она доброжелательная, все равно вызывает протест. А если человек подвергся хотя бы раз наказанию, то может возникнуть враждебность, а иногда даже ненависть. Влияние, основанное на награде и на насилии, неэффективно и требует множества усилий со стороны влияющего.

Влияние различается  и в группах разного уровня. Лидер в малой группе пользуется иными составляющими власти, нежели тот человек, который стоит, например, во главе корпорации.

Эти отличия позволили  американскому психологу В. Стоуну выделить два самостоятельных типа лидерства:

1. Лидерство «лицом  к лицу», осуществляемое в небольших  группах, где все участники  процесса имеют возможность непосредственно взаимодействовать между собой.

2. «Отдаленное лидерство», важнейшей чертой которого является  то, что общение лидеров с последователями  редко осуществляется непосредственно  в личных контактах.

Именно в последнем  случае важнейшим становится выработка имиджа, образа лидера, который вдохновляет последователей. Последователи с лидером общаются не напрямую, а через посредников.

Однако особенность  даже официально закрепленной власти состоит в том, что подчиненные  должны ее признавать. Если работники не воспринимают указаний и руководящей роли менеджера, то фактически у него нет власти. Поэтому выработка оптимального восприятия приказов является более правильным методом общения подчиненного и руководителя. Следовательно источник власти может быть рассмотрен с двух точек зрения: с официальной, при которой власть перемещается от высшего, первого руководителя, через все уровни менеджмента; власть как процесс воздействия на подчиненных, при этом степень их восприятия или отказа от исполнения заданий может быть различной.

Некоторые менеджеры  в настоящее время дела ют упор на официальную, формальную власть при  воздействии на рабочих. Но даже если они вынуждены использовать властный метод руководства, он должен легко  поддаваться корректировке, маневру с точки зрения его реализации, исполнения. Опытные менеджеры предпочитают напоминать об ответственности, задачах, обязанностях работников, не предъявляя своих полномочий жестко и резко. Этот подход легко реализуется при использовании такой формы власти, как законная: работник верит, что менеджер вправе отдавать приказы, а его долг заключается в их четком исполнении.

Власть в организации  естественно опирается на законы и контракты. Законы требуют от работодателя выплачивать необходимый минимум  зарплаты и ограничивать объем и длительность ручного труда. договор с профсоюзами устанавливает ряд ограничений на действия руководителя, в том числе и на перечень дисциплинарных наказаний работников. Контракт предполагает условия индивидуального договора с работником.

М. Х. Мескон выделяет следующие  формы власти в менеджменте: наряду с формой власти, основанной на принуждении (законная власть), менеджер может применить  власть, основанную на воз награждении; экспертную власть, построенную на разумной вере подчиненного в правильность действия руководителя; власть эталонную, воздействующую на подчиненного силой личных качеств или способностей лидера.

Власть имеет много  различных ограничений — прямых и косвенных, внешних и внутренних. Политические, юридические, этические, моральные, социальные и экономические требования ограничивают реализацию власти.

Специфика феномена лидерства

Переменные, определяющие природу лидерства.

    • личность лидера, его происхождение процесс социализации и способы выдвижения;
    • характеристики последователей;
    • отношения между лидером и последователями;
    • контекст, в котором лидерство имеет место;
    • результат взаимодействия между лидером и последователями в определенных ситуациях.

 

2. Психологические особенности личности лидера

При анализе феномена Лидерства особое Внимание уделяется личности лидера. Личность в системе управления означает наличие комплекса качеств, которые менеджер может развивать, если собирается стать настоящим лидером коллектива. Большинство из них стали бы более успешными в случае последовательного, добросовестного совершенствования своих лидерских и личностных качеств. Наиболее важными личностными характеристиками в этом отношении являются:

    • личностные черты лидера;
    • представления лидера о себе самом;
    • потребности и мотивы, влияющие на поведение;
    • система важнейших убеждений;
    • стиль принятия решений;
    • стиль межличностных отношений;
    • устойчивость к стрессу.

Личностные  черты лидера.

Именно качества личности привлекали исследователей при анализе  феномена лидерства. Теория черт лидера (и ее разновидности) возникла под Влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, пытавшегося объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями и т. д. Основной идеей Ф. Гальтона было убеждение в том, что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличающими его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт ему не удалось.

Американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых  различными исследователями как  лидерские. Среди них были названы  инициативность, общительность, чувство  юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т. д. Но ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65 % названных черт были упомянуты лишь однажды, 16—20 % — дважды, 4—5 % — трижды и лишь 5 черт были названы четыре раза. Не удалось достаточно точно и уверенно найти такой набор личных качеств, который непременно имеется у всех или хотя бы у подавляющего большинства руководителей, успешно решающих организационные задачи.

Тем не менее, установлено, что на успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность.

Лев Гумилев основной характеристикой лидера считал пассионарность, У пассионарных личностей стрёмление изменить окружающее превышает инстинкт самосохранения. Хотя пассионарии составляют очень небольшой процент общества, они появляются во всех сферах общества.

Выделяют наиболее характерные  черты мышления, присущие лидерам: гибкость—догматизм, продуктивность, скорость и аналитичность мышления.

Гибкость-догматизм. Для догматического лидера чрезвычайно важны традиции, правила, принципы при восприятии новой информации и при принятии решения. Гибкость мышления тесно связана с его склонностью к получению новой информации. Если он получает широкую информацию, то он оперирует болеё адекватными объемными образами, позволяющими мыслить большим набором категорий. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность.

Продуктивность  мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Ведь лидер весьма часто стоит перед задачей быстрого и самостоятельного принятия решения, выработки принципиально нового подхода к проблеме, без опоры на советников и экспертов.

Скорость мышления. Тугодум просто в силу естественного отбора не может стать лидером. К сожалению, в категорию тугодумов попадают и те люди, которые привыкли тщательно анализировать все решения которые они принимают. В жизни это качество их, как правило, не подводит, но выбиться в лидеры серьезно мешает.

Аналитичность мышления. Если у лидера нет склонности к анализу ситуации, но имеется тенденция воспринимать ее поверхностно как данное, в ее абсолютном значении «хорошо или < то ошибочность поведения во многом предопределена. Такой лидер долго не сохранит свои властные позиции. Важно помнить, что лидерство — это, прежде всего, отношение учителя и ученика. Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера — и образец для подражания, и предмет уважения. Поэтому немалую роль в его успехе или неудачах играет нравственный облик.

Представления лидера о себе самом. Лидер в любой ситуации за редким исключением ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривают образ «Я» политика, который соответствует общей сумме восприятия, мыслей и чувств человека по отношению к себе: физическое Я, сексуальное Я, семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я.

Физическое  Я — это представление лидера о состоянии своего здоровья, физической силе ил слабости. Осознание своей силы и здоровья, как правило, придает лидеру больше уверенности в поведении. Если такого осознания нет, то должна быть весьма значительная компенсация, например, в умственных способностях.

Сексуальное Я — тесно связано с лидерскими способностями. Прежде всего, это связано с основной мужской ролью — вести за собой семью, принимать ответственные решения, рисковать при необходимости, словом, ощущать себя ведущим в группе подчиняющихся людей. Лидер-женщина также демонстрирует данные мужские качества, поэтому воспринимается подчиненными как мужчина.

Семейное Я — большое значение на формирование личности оказывают отношения в родительской семье. В структуре личности лидера есть под структура Родителя, такого, какими были родители, когда данный человек был ребенком Схема меж личностных отношений «лидер—подчиненный» в значительной мере определяется более ранней схемой отношений «отец—ребенок»

Социальное  Я – лидер должен быть способен к совместной работе с другими, должен научиться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их лучших качеств, должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебными группами людей, с лидерами других групп.

Психологическое Я – составляют представления о своем внутреннем мире, фантазиях, мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах, конфликтах.

Преодолевающее  конфликты Я содержит представление лидера о своей способности к творческому преодолёнию конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем.

Адекватное осознание  лидерских составляющих Я-концепции  позволяет руководителю более четко  реализовать основные управленческие функции:

планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

Потребности и мотивы, влияющие на поведение  лидера.

Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор  потребностей, каждая из которых появляется определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавлёния, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главные из которых являются:

– потребность во власти;

– потребность в контроле над событиями и людьми;

– потребность в достижении;

– потребность в принадлежности к какой-то группе и получении  одобрения.

Потребность во власти.

Выделяют три типа причин, по которым власть для лидера желанна:

– чтобы доминировать над другими и (или) ограничивать действия других;

– чтобы другие люди над ним не доминировали и (или) не вмешивались в его дела;

– чтобы реализовать  свои цели, для которых требуются  усилия многих людей.

Если потребность во власти не реализована, или реализована  не в полной мере, то может возникнуть опасность низкой самооценки, что для лидера губительно. Поэтому для коррекции самооценки он зачастую прибегает к бессознательной компенсации.

Потребность в личностном контроле над событиями и людьми проявляется к жесткому руководству и находится в противоречии с потребностью в достижении. В первом случае акцент делается на соперничество, и эффективность деятельности зависит от одного человека, а во втором на сотрудничество с подчиненными и эффективность деятельности зависит от работы команды.

Потребность в достижении проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение. Психологи выделяют два мотива, связанные с потребностью в достижении:

– мотив достижения успеха;

– мотив избежание  провала.

Потребность лидера в аффилитации, т.е. в принадлежности к группе и получении одобрении, проявляется в заботе о близких отношениях с другими людьми.

Лидерство и  руководство

Для того чтобы четко  определить проблему лидерства в  управлении, необходимо развести понятия  «управление», «руководство» и «лидерство».

Под управлениеi4i принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей*. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, при чем именно та ее часть, в различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий  «руководство» и «лидерство»  связано с существованием в любой  организации двух типов отношений  — формальных и не формальных. Лидерство  — это процесс воздействия  на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии управления"