Меры административного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………….5

Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...….9
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21

Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания…………………………………………………………………………74

Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….………………….81

Заключение…………………………………………………………………..……84 Список использованных источников и литературы. Нормативно-
правовые акты………………..……………………………………………….…...87

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ - меры административного наказания.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

Пресекающие меры:

- требования  прекратить противоправные действия;

- непосредственное физическое воздействие;

- применение  специальных средств;

- административное  задержание лица;

- применение  оружия;

- запрет  эксплуатации транспортных средств  в технически неисправном состоянии;

- запрет  или ограничения строительных  ремонтных работ и иные меры.

Меры административно-процессуального обеспечения. Это группа принудительных мер применяется в связи с обнаружением признаков правонарушения. Они реализуются в процессе правоохранительной деятельности милиции и других полномочных органов, которая включает осуществление контрольно-надзорных функций, выявление правонарушений, составление протоколов, личный досмотр, изъятие вещей и документов, т. е. совершение таких действий, которые необходимы для обеспечения своевременного объективного рассмотрения дел об административном правонарушении.

Среди мер административного принуждения выделяют наиболее важную группу принудительных мер, именуемых административными наказаниями.

Административные наказания, являющиеся темой настоящего исследования - это мера административной ответственности, применяемые к лицам виновным в совершении административных правонарушений.

Таким образом, административные наказания занимают особое место среди мер административного принуждения, определяемое его юридической природой.

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Кодекс формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1 КоАП РФ, можно выделить его характерные признаки, как меры:

-    юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства;

-         государственного принуждения;

-         предупреждения правонарушений и преступлений;

- психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.8

Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

Очень важным является тот момент, что по своей правовой природе административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ. Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).

Таким образом, административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения и можно выделить основные характерные черты административного наказания:

1. Административное  наказание - это форма государственного  реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.

  1. Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
  2. Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество.
  3. Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей.
  4. Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
  5. По степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний.
  6. Административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

 

1.2. Цели административного наказания

 

Статья 3.1 КоАП РФ устанавливает следующие цели административного наказания:

1. Административное наказание  является установленной государством  мерой ответственности за совершение  административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего  административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.9

 

В ч.1 ст.3.1 КоАП РФ содержатся нормы, раскрывающие цели административного наказания:

  1. специальное предупреждение (частная превенция);
  2. общее предупреждение (общая превенция).

Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

В определенной степени административное наказание, достигая цели частной и общей превенции административных правонарушений, в какой-то мере реализует функции профилактики преступлений.

В ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ законодатель закрепил международно-правовой принцип гуманизма административных наказаний. Согласно которому административное наказание должно применяться в пределах цивилизованных стандартов в отношении физического лица, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий и в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.10 Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Административные наказания в первую очередь носят наказательный или иными словами карательный характер, т.е. они содержат юридическую обязанность виновного в совершении административного правонарушения понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Кроме того, административным наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть этих санкций состоит в принудительном воздействии на сознание правонарушителей со стороны компетентных органов государства и на понуждение их к совершению действий по исполнению наложенного на них наказания. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правовые ограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа, он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что административные наказания осуществляют цели общей и частной превенции, им присущ принцип гуманизма, административные наказания носят наказательный и воспитательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

 

2.1. Система административных наказаний

 

Статья 3.2 КоАП РФ содержит систематизированный перечень различных по характеру и правовым последствиям административных наказаний, что создает правовую основу для реализации принципа индивидуализации в процессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Кодекс устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

5) лишение  специального права, предоставленного  физическому лицу;

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина  или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное  приостановление деятельности.11

Все девять наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему, которая включает разные по содержанию, тяжести и иным признакам карательные санкции.

В КоАП РФ перечень наказаний дан подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее строгих к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал своеобразную иерархическую «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. Значение этого велико, ведь когда административные нормы содержат альтернативные санкции, это позволяет субъектам административной юрисдикции при определении меры наказания за правонарушение избирать такую меру, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.12

Таким образом из вышесказанного вытекает следующее: система административных наказаний - перечень различных по степени тяжести и другим показателям видов административных наказаний.

Единство этой системы обусловлено:

Во-первых, тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.

Во-вторых, эта система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.

В-третьих, рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.

В-четвертых, она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы.

 

    1. Классификация мер административного наказания.

 

Все административные наказания в теории административного права принято подразделять по различным критериям на следующие виды:

1. По содержанию  карательного воздействия выделяют:

а) меры морально-правовые (предупреждение);

б) меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);

в) меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);

г) меры организационного характера (лишение прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

2. В зависимости  от последствий их применения:

а) меры исправительно-воспитательного воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

б) меры, создающие невозможность совершения других правонарушений (конфискация, возмездное изъятие).

3. В зависимости  от длительности состояния наказанности:

а) единовременные (разовые) административные наказания (штраф, предупреждение, конфискация, возмездное изъятие, административное выдворение);

б) длящиеся административные наказания, т.е. растянутые во времени (административный арест, дисквалификация, лишение специального права).

4. В зависимости  от субъекта ответственности:

а) применяемые исключительно в отношении физических лиц (лишение специального права, арест, дисквалификация, административное выдворение);

б) применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам (предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие, административное приостановление деятельности).

5. В зависимости  от порядка применения:

а) административные наказания, применяемые только в судебном порядке (конфискация, возмездное изъятие, арест, лишение специального права, дисквалификация, административное приостановление деятельности);

б) административные наказания, которые могут быть назначены судьями (судами), исполнительными органами (должностными лицами), а также иными субъектами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями и др.);

в) административные наказания, применяемые в административном порядке (предупреждение, штраф и в особых случаях – административное выдворение за пределы России).

Информация о работе Меры административного наказания