Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 10:34, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В условиях постоянного реформирования, систематизации и модернизации законодательства Российской Федерации, в регулировании административно-правовых отношений произошли и продолжают происходить значительные изменения. Они связаны, прежде всего, со стремлением государства упорядочить и привести в соответствие с международным законодательством и происходящими изменениями в обществе, законодательство об административных правонарушениях.
Введение………………………………………………………….……………….5
Глава1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. Понятие административного наказания и его место в системе
мер административного принуждения.……………………………………...….9
1.2. Цели административного наказания …………………….………..21
Глава 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ………..………..…25
2.1.Система административных наказаний ………………………….…25
2.2. Классификация мер административного наказания….…………..…26
2.3 Виды административных наказаний и их применение………….….29
2.4 Основные и дополнительные виды административного
наказания…………………………………………………………………………74
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ ……………….……………………………………………………75
3.1. Принципы назначения административных наказаний ………..….75
3.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие администра-
тивную ответственность ………………………………………..……………….78
3.3. Сроки давности применения административных наказаний
и административной наказанности………………………….………………….81
Заключение…………………………………………………………………..……84 Список использованных источников и литературы. Нормативно-
правовые акты………………..……………………………………………….…...87
Административно-деликтный закон, не делая исчерпывающего указания на то, кем конкретно применяется предупреждение, исходя из общих принципов производства по делам об административных правонарушениях, закрепил, по сути, правомочие налагать предупреждение за теми органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законом рассматривать дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается данное административное наказание. Таким образом, предупреждение применяется широким кругом органов административной юрисдикции, в том числе судами.19
В качестве примера можно привести статистические данные ИЦ ГУВД по Тюменской области, согласно которым за период с 01.01.2010 г. по 25.08.2010 г. было выявлено 579533 административных правонарушения.
Из них по Тюменской области рассмотрено судами 27804 административных правонарушения, органами внутренних дел – 78396, административными комиссиями – 4536. Из общего количества административных правонарушений вынесено решений о применении административного наказания в виде предупреждения – 63381 решение.20
Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Административным штрафом является денежное взыскание. Штраф реализуется в виде взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, определенной суммы денежных средств, оказывая, таким образом, воздействие не только на сознание, но и на имущественное положение виновных. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В письме Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России.
Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса (за исключением ч.2 ст.20.25), а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
О популярности административного штрафа как наказания говорят некоторые цифры. По данным судебной статистики за 2005 г. (суды общей юрисдикции и мировые суды), административному наказанию в виде штрафа в Российской Федерации были подвергнуты 1 млн. 659,5 тыс. лиц, из них: 13,9 тыс. - юридические лица, 155,8 тыс. - должностные лица (в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ). Сумма наложенных штрафов составила 1 млрд. 492 млн. руб. и в среднем на одного оштрафованного составила 750 руб. Сумма, взысканная добровольно или принудительно службами судебных приставов-исполнителей, составила 560,8 млн. руб. (37,6%), хотя в 2004 г. этот показатель составил 42,3% от всех наложенных штрафов.21
Согласно статистических данных ИЦ ГУВД по Тюменской области согласно которым за период с 01.01.2010 г. по 25.08.2010 г. было выявлено 579533 административных правонарушения. Из общего количества административных правонарушений вынесено решений о применении административного наказания в виде административного штрафа – 207864 решений, то есть административный штраф применяется более чем в 35% случаев.22
В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).
Основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания, - величина административного штрафа. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц – пятьдесят тысяч рублей, на юридических лиц – один миллион рублей.
Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).
Кроме исчисления размера административного штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель сохранил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:
Данный вариант исчисления размера административного штрафа связан с определенными видами административных правонарушений: нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ), незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ) и др. Суммы административного штрафа в таких случаях исчисляются исходя их соответствующих налоговых обязанностей субъектов, обязанностей по уплате сборов, штрафов либо суммы незаконной операции. При определении этих исходных для исчисления административного штрафа сумм необходимо обращаться к действующим ставкам налогов применительно к конкретному налогоплательщику (гражданину, предпринимателю, коммерческой организации), нормативам валютных операций, размерам таможенных пошлин и др.;
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. ;
Об административном штрафе выносится постановление судьей, уполномоченным органом и(либо) должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В случаях, предусмотренных ст. 28.6 Кодекса, административный штраф налагается и взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей26.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации
Особенностью исполнения постановления о наложении административного штрафа является то, что в течение установленного срока он может быть уплачен самим лицом, привлеченным к ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Если постановление о наложении административного штрафа вынесено в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствует самостоятельный заработок, то выносится решение о взыскании штрафа с его родителей или иных законных представителей. Помимо родителей законными представителями физического лица являются усыновители, опекуны или попечители.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
В заключении, при рассмотрении данного вопроса хотелось бы отметить, что ведущими учеными давно ведутся дискуссии по вопросу о соответствии процессуального порядка применения административного наказания конституционным положениям. Профессор Максимов И.В. считает, что действующий КоАП РФ закрепляет полномочие налагать административные штрафы как на физических, так и на юридических лиц за широким кругом административно-юрисдикционных органов. Однако установленный Федеральным законом административный (внесудебный) порядок наложения административного наказания в виде административного штрафа представляется отчасти несовместимым с требованиями Конституции РФ о недопустимости лишения любого собственника имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Более категоричной позиции придерживается профессор В.Д. Сорокин, рассматривая юридическую природу денег как объекта административного штрафа. Суть проблемы он видит в том, что из признания гражданским законодательством вещной природы денег вытекают общие для всех имущественных объектов отношения собственности. Поэтому деньги могут выступать объектом различных форм собственности; следовательно, конституционные гарантии применительно ко всяким ситуациям отчуждения имущества (например, конфискации) должны в равной мере распространяться и на случаи отчуждения денег у собственника посредством наложения административного штрафа. Иными словами, он приходит к выводу о допустимости лишь судебного порядка наложения административного штрафа.27 Однако, применение лишь судебного порядка наложения административных штрафов может привести к практически полному коллапсу судебной системы, в связи с огромным числом мелких, незначительных правонарушений, за совершение которых предусмотрен административный штраф. В связи с этим положения действующего КоАП РФ являются разумными и ни в коей мере не противоречат Конституции РФ. С позиции же публично-правовых интересов это находит свое обоснование не только в ряде решений Конституционного Суда РФ, но и в правовых позициях Европейского суда по правам человека, которые по смыслу сводятся к тому, что "с учетом большого количества мелких правонарушений... государства - члены Конвенции могут освободить свои суды от задачи преследования и наказания виновных в такого рода нарушениях". Однако "передача функции расследования и наказания за мелкие правонарушения административным властям не является несовместимой с Конвенцией при условии, что заинтересованное лицо будет иметь возможность обжаловать принятое в отношении его решение в суде».
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является мерой административной ответственности, носит имущественной характер и применяется лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.
По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения заключается в трех взаимосвязанных действиях:
Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться как в качестве основного, так и дополнительного вида административного наказания.
Законодатель устанавливает ограничения в применении возмездного изъятия орудий или предметов административного правонарушения. Оно распространяется на охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Данная мера административной ответственности не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство, являются основным законным источником средств к существованию.
Применение возмездного изъятия указанных орудий и предметов приведено в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это отражено в ч.1 ст.3.6 КоАП РФ, где закреплено, что возмездное изъятие может назначаться только судьей.
Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.