Анализ финансовых предпосылок банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:07, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Развитие в российской экономике рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обуславливают проведение ими сбалансированной, заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности, и финансовой устойчивости. В настоящее время большинство предприятий Российской Фе

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Динара.doc

— 781.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие (организация, юридическое лицо), неспособная удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или уплатить обязательные платежи в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения, считается несостоятельной.

Участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные от деловых партнеров товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные денежные платежи в срок более трех месяцев, не в состоянии обеспечить погашение своих обязательств перед кредиторами. И чтобы предприятию не стать банкротом, он обязан закрыть свои обязательства либо доказать суду неправомерность претензий кредиторов, налоговых или других государственных органов.

Заметим, что в качестве критериев несостоятельности (банкротства) учитываются только денежные обязательства предприятия, но и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

По Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» для оценки задолженности по обязательствам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не учитываются задолженности подлежащие уплате за нарушение договорных обязательств, в том числе денежных, неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.

В общей сумме задолженности, на основе которой определяется банкротство, во внимание принимаются только суммы долга за товары, работы и услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам.

Сумма денежных претензий  кредиторов, а также налоговых и прочих уполномоченных органов полагается бесспорной в случае, когда она подтверждена решениями судов или документальными свидетельствами их признания должником.

Прочие требования предприятие-должник может оспорить в арбитражном суде. Требования, не оспоренные должником, относятся к категории установленных, причем учитывается их размер на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд.

Обращаться в арбитражный  суд с заявлением о банкротстве предприятия-должника могут: само предприятие, его кредиторы, прокурор, налоговые и иные государственные органы. В отдельных случаях должник обязательно должен обратиться в арбитражный суд, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов обусловливает невозможность исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, и в некоторых других случаях. За невыполнение этого требования руководитель организации-должника привлекается к субсидированной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами.

Следует подчеркнуть, что  неспособность должника в данный момент оплатить денежные обязательства, уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды не означает, что предприятие-должник подлежит обязательной ликвидации. Помимо конкурсного производства, используемого при ликвидации юридического лица, к нему возможно применение других процедур: наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение, выбор которых остается за арбитражным судом8.

Наблюдение может быть ведено сразу после принятия арбитражным судом решения о банкротстве должника. Основная цель наблюдения — гарантировать сохранность активов должника до решения арбитражного суда по существу проблемы. Ответственность ложится на временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. В то же время руководитель предприятия-должника продолжает выполнять свои обязанности, но некоторые сделки, в результате которых становится возможной утрата части имущества (в зависимости от суммы сделки), могут быть заключены только после согласия временного управляющего.

Временный управляющий  должен проанализировать финансовое положение должника и оценить возможность восстановления его платежеспособности. Временный управляющий обязан созвать собрание кредиторов, на котором с учетом результатов анализа финансового положения должника принимается решение о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством или решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Арбитражный суд призван опираться на мнение кредиторов9.

В рамках внешнего управления мораторий на удовлетворение требований кредиторов свидетельствует о приостановлении исполнения судебных решений о взыскании с должника задолженности по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения такого управления. За это время не начисляются неустойки (штрафы, пени) по такого рода обязательствам, финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам и проценты за пользование чужими денежными средствами. На все суммы начисляются лишь проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Претендента на роль внешнего управляющего предлагает арбитражному суду собрание кредиторов. В этой роли может оказаться временный  управляющий, который был назначен арбитражным судом на период наблюдения. В этих условиях руководитель организации-должника уже не имеет права выполнять свои обязанности. Полномочия юридического лица переходят к внешнему управляющему, в частности, по распоряжению имуществом должника. Но сделки с недвижимостью и с иным имуществом, стоимость которого превышает 20 процентов балансовой стоимости активов должника, внешний управляющий имеет право совершать исключительно с согласия собрания кредиторов.

Внешний управляющий  может отказаться от исполнения договоров должника, имеющих длительный характер, а также от тех, реализация которых может повлечь за собой убытки для должника. Система мер по восстановлению платежеспособности должника реализуется внешним управляющим на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов (продажа предприятия, продажа имущества, уступка прав требований должника, погашение обязательства третьими лицами).

Признание должника банкротом  влечет за собой открытие конкурсного производства, означающего, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил. При этом прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по задолженности должника. С этого момента все требования к должнику (в том числе налоговых органов) могут быть предъявлены только в пределах конкурсного производства. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, предложенных собранием кредиторов. На конкурсного управляющего возлагаются обязанности по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы для продажи имущества и расчетов с кредиторами в очередности, предусмотренной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

Отдается предпочтение требованиям работников должника о  выплате им задолженности по заработной плате перед требованиями кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Имущество, выступающее в качестве залога по обязательствам должника, не исключается из массы его имущества. Кредитор же не имеет возможности обратить взыскание на предмет залога вне очереди Кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, находящийся в третьей очереди, опережает не только остальных кредиторов по гражданско-правовым обязательствам, но и претензии государства по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Кредитор, требования которого обеспечены залогом, возмещает свои претензии за счет всего имущества должника (а не только являющегося предметом залога).  Кредиторы по обеспеченным обязательствам имеют преимущества при принятии основных решений. Так, для  заключения мирового соглашения с должником необходимо единогласное решение всех кредиторов по обеспеченным обязательствам (если обеспечено более половины голосов всех остальных кредиторов).

Отсутствие в российском законодательстве положений, защищающих права работников несостоятельных предприятий и ликвидируемых юридических лиц, является аргументом для отказа кредиторам с обеспеченными обязательствами во внеочередном удовлетворении их требований10.

На любом этапе рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве стороны имеют право заключить мировое соглашение, предусматривающее отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п. Условие утверждения арбитражным судом мирового соглашения - ликвидация должником долгов перед кредиторами первой и второй очереди (по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам). После утверждения арбитражным судом мирового соглашения производство по делу о банкротстве завершается. В случае, когда мировое соглашение заключается в рамках конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не исполняется.

При реализации процедуры  банкротства ключевую роль играет временный, внешний или конкурсный управляющий, объединяемый единым понятием - арбитражный управляющий. Таким управляющим назначается физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и обладающее специальной подготовкой. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

При банкротстве управляющий  по вопросам социального обеспечения приравнивается к руководителю организации-должника. Его вознаграждение состоит из вознаграждения за каждый месяц осуществления управляющим своих функций в размере, определяемом собранием кредиторов и утверждаемом арбитражным судом, а также дополнительного вознаграждения, выплачиваемого по результатам деятельности.

Закон о несостоятельности  учитывает специфику разных категорий должников. В нем предусматриваются особенности применения разных процедур банкротства к таким должникам, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства11.

Под градообразующими организациями имеются в виду юридические лица численность работников, которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве градообразующих организаций учитываются потенциальные, социальные последствия их ликвидации.

Характерно, в частности, включение в круг лиц, участвующих в рассмотрении вопросов банкротства градообразующих организации, представителей органа местного самоуправления. Арбитражный суд может привлечь к участию в деле только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству органов  местного самоуправления или органов  государственной власти и при наличии поручительства по обязательствам должника срок внешнего управления может быть продлен до 10 лет; при продаже предприятия по конкурсу должны быть сохранены рабочие места не менее чем для 70% работников; при продаже имущества должника, признанного банкротом, арбитражный управляющий обязан выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс и др.

Арбитражный суд имеет  право внедрить внешнее управление применительно к должнику - градообразующей организации и в случае, если собрание кредиторов предлагает признать должника банкротом и открыть конкурсное производство. Однако в этом случае соответствующие органы обязаны дать поручительство по обязательствам должника, т.е. принять на себя обязанность субсидированной ответственности перед его кредиторами -

Внешнее управление может  быть продлено арбитражным судом  на срок не более года. Следовательно, продолжительность внешнего управления (и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов) может составить в целом два с половиной года. За это время реально осуществить финансовое, оздоровление градообразующей организации.

В отдельных случаях  внешнее управление может быть продлено на срок до 10 лет, если должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления. 

Российская Федерация, субъект  РФ либо муниципальное образование в лице их уполномоченных органов имеют право в любой момент до окончания внешнего управления расплатиться со всеми кредиторами или возместить требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В рамках внешнего управления должником - градообразующей организацией возможна продажа предприятия в качестве единого имущественного комплекса для приобретения средств, необходимых для расчетов с кредиторами без ликвидации должника. При этом сохраняются рабочие места.

Конкурсный управляющий  призван обеспечить все необходимые меры для удовлетворения требований кредиторов, максимально защитить их интересы. Источник для этого - конкурсная масса (имущество предприятия-должника, за исключением изъятий, установленных законом).

В числе этих изъятий  жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, которые передаются в муниципальную собственность по их фактическому состоянию без дополнительных условий (в отношении ремонта, затрат на содержание и т.п.).

Конкурсный управляющий  принимает все меры к взысканию  дебиторской задолженности, поиску и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.п. При наличии у должника ряда счетов в банках используется только один из них, а другие закрываются. С основного счета предприятия-должника производятся выплаты кредиторам в установленной законом очередности. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов и комитету кредиторов по их требованию. Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника. Внешний же управляющий отчитывается пород завершением срока внешнего управления.

Конкурсный управляющий  проводит продажу имущества должника на торгах в установленном законом порядке. Закон о несостоятельности не ориентирует на ликвидацию предприятие. Многие его положения направлены на защиту интересов кредиторов (меры по предупреждению банкротства, санации, предоставление должнику финансовой помощи).

Информация о работе Анализ финансовых предпосылок банкротства предприятия