Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80
ГЗП=Д∙П∙ЧЗП,
а среднедневная зарплата (ДЗП) – от продолжительности рабочего дня и среднечасовой зарплаты:
ДЗП=П∙ЧЗП.
Расчёт влияния факторов
на изменение среднегодовой
В процессе анализа следует
также установить соответствие между
темпами роста средней
Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени (год, месяц, день, час) характеризуется его индексом (I ), который определяется отношением средней зарплаты за отчётный период (ЗП ) к средней зарплате в базисном периоде (ЗП ).
I = = = 1,17.
Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (I ):
I = = 1.254/
Приведённые данные свидетельствуют о том, что на анализируемом предприятии темпы роста производительности труда опережают темпы роста оплаты труда. Коэффициент опережения (К ) равен
К = I /I = 1,254/1,17 = 1,072.
Для определения суммы
экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда
зарплаты в связи с изменением
соотношений между темпами
=ФЗП ∙ = 15 800 ∙ = -1134 тыс. руб.
В нашем примере более
высокие темпы роста
Следует также изучить
соотношение между средней
Для оценки эффективности
использования средств на оплату
труда необходимо применять такие
показатели, как объём производства
продукции в действующих ценах,
сумма выручки и прибыль на
рубль зарплаты и др. в процессе
анализа следует изучить
Судя по данным табл. 5.12, анализируемое
предприятие добилось повышения
эффективности использования
После этого необходимо установить
факторы изменения каждого
Для факторного анализа производства продукции на рубль заработной платы можно использовать следующую модель:
ВП/ФЗП= = ЧВ ∙ П ∙ Д ∙ Уд/ГЗП,
где ВП – выпуск продукции в текущих ценах;
ФЗП – фонд заработной платы персонала;
Т – количество часов, затраченных на производство продукции;
∑Д и Д – количество отработанных дней соответственно всеми рабочими и одним
рабочим за анализируемый период;
ЧР – среднесписочная численность рабочих;
ЧПП – среднесписочная численность производственного персонала;
ЧВ – среднечасовая
выработка продукции одним
П – средняя продолжительность рабочего дня;
Уд – удельный вес рабочих
в общей численности
персонала;
ГЗП – среднегодовая зарплата одного работника.
Выручка на рубль зарплаты кроме перечисленных факторов зависит ещё от соотношения реализованной и произведённой продукции (Д ).
В/ФЗП=Д ∙ ЧВ ∙ П ∙ Д ∙ Уд/ГЗП.
Прибыль от реализации продукции на рубль зарплаты кроме названных факторов зависит и от уровня рентабельности продаж (отношения прибыли к выручке):
П/ФЗП=R ∙Д ∙ ЧВ ∙ П ∙ Д ∙ Уд/ГЗП.
Для расчёта влияния факторов по приведённым моделям может быть использован способ цепной подстановки.
Анализ можно углубить за счёт детализации каждого фактора данной модели. Зная, например, в силу каких факторов изменился уровень среднечасовой выработки или рентабельности продаж, можно рассчитать их влияние на размер прибыли в расчёте на рубль зарплаты, используя способ пропорционального деления.
Глава 6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
6.1. Анализ состава и динамики прибыли
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Основные его задачи:
- систематический контроль за формированием финансовых результатов;
- определение влияния
как объективных, так и
- выявление резервов увеличения
суммы прибыли и уровня
- оценка работы предприятия
по использованию возможностей
увеличения прибыли и
- разработка мероприятий
по освоению выявленных
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);
прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчётного периода);
общий финансовый результат
до выплаты процентов и налогов
(брутто-прибыль) включает финансовый
результат от реализации продукции,
работ и услуг, доходы и расходы
от финансовой и инвестиционной деятельности,
внереализационные и
чистая прибыль – это та её часть, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
потребляемая прибыль – та её часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 6.1.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятии, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.
Нужно учитывать также
неодинаковую значимость того или иного
показателя прибыли и для разных
категорий заинтересованных лиц. Для
собственников предприятия
Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учёта по счетам результатов, "Отчёт о прибылях и убытках" (форма № 2), "Отчёт об изменениях капитала" (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, её структуру, динамику и выполнение плана за отчётный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения её суммы.
Как показывают данные табл. 6.1., общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 21,85%. Наибольшую долю в её составе занимает прибыль от реализации товарной продукции (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.
Следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.
6.2. Анализ финансовых
результатов от реализации
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы (рис.6.2).
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырёх факторов первого уровня соподчинённости: объёма реализации продукции (VРП); её структуры (Уд ); себестоимости (С ) и уровня среднереализационных цен (Ц ):
.
Объём реализации продукции
может оказывать как
Структура реализованной
продукции может также
Себестоимость продукции
обратно пропорциональна
Изменение уровня среднереализационных
цен прямо пропорционально
Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведённые в табл. 6.2.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объёме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объёма реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объёма продаж исчисляют
путём сопоставления
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться также на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15 477∙0,9).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
= 81 032 – 65 534 = 15 498 тыс. руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объёме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы следует вычесть условную сумму затрат:
= 97 120 – 65 534 = 31 586 тыс. руб.
Порядок расчёта данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 6.3.
По данным табл. 6.3. можно установить, как изменилась сумма прибыли за счёт каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счёт:
объёма реализации продукции
13 930 – 15 477 = – 1 547 тыс. руб.;
структуры товарной продукции
15 498 – 13 930 = + 1 568 тыс. руб.;
отпускных цен
31 586 – 15 498 = + 16 088 тыс. руб.;
себестоимости реализованной продукции
18 597 – 31 586 = – 12 989 тыс. руб.
------------------------------
Итого + 3 120 тыс.руб.
Результаты расчётов показывают,
что рост прибыли обусловлен в
основном увеличением
Следует проанализировать также
выполнение плана и динамику прибыли
от реализации отдельных видов продукции,
величина которой зависит от трёх
факторов первого уровня: объёма продажи
продукции, себестоимости и
П=VРП (Ц -С ). (6.2)
Методика расчёта влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 6.4):
= (VРП -VРП )∙(Ц -С ) = (12 546 – 10 455)∙(5,0-4,0) = + 2 091 тыс.руб.;
= (Ц -Ц )∙VРП = (6,0-5,0)∙12 546 = + 12 546 тыс.руб.;
= – (С -С )∙VРП = -(4,8-4,0)∙12 546 = – 10 037 тыс.руб.
Аналогичные расчёты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 6.4 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счёт каких факторов.
Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия