Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия..docx

— 193.89 Кб (Скачать файл)

Такие расчёты производятся по каждому виду продукции (услуг), что  позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъёкта и полнее выявить  внутрихозяйственные резервы роста  рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом  производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная  модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет  следующий вид:

R =

Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка  от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый  уровень каждого фактора данной модели на фактический отчётного  периода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит  от среднего уровня цены и себестоимости  изделия:

R.

Расчёт их влияния производится также с помощью приёма цепной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит  от объёма реализованной продукции (VРП), её структуры (Уд ), себестоимости (С ), среднего уровня цен (Ц ) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции  и услуг (ПФР).

Среднегодовая сумма основного  и оборотного капитала (KL) зависит  от объёма продаж и скорости оборота  капитала (коэффициента оборачиваемости  К ), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме  основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объёма продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует  дополнительного привлечения средств  для обеспечения того же объёма производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного  капитала можно записать в виде следующей  модели:

R

На основании данных табл. 6.2, 6.3 и 6.12 произведём расчёт влияния  факторов способом цепной подстановки.

R •100= 43,8%;

R •100= 45,1%;

R •100= 70,8%;

R •100= 44,0%;

R •100= 45,8%;

R •100= 41,2%.

Общее изменение уровня рентабельности капитала составляет

R =41,2-43,8= -2,6%,

в том числе за счёт:

45,1-43,8= +1,3%;

70,8-45,1= +25,7%;

44,0-70,8= -26,8%;

45,8-44,0= +1,8%;

41,2-45,8= -4,6%.

Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в  основном из-за роста себестоимости  продукции и замедления оборачиваемости  средств.

При углубленном анализе  необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит  изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и прочих финансовых результатов.

6.6. Методика определения  резервов роста прибыли и рентабельности

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые  определяются по каждому виду продукции): увеличение объёма реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта  и т.д. (рис. 6.3).

Для определения резервов роста прибыли за счёт увеличения объёма реализации продукции (табл. 6.13) необходимо выявленный ранее резерв роста объёма реализации (Р VРП) умножить на фактическую прибыль (П' ) в расчёте  на единицу продукции соответствующего вида:

Р П П' ).

Подсчёт резервов роста прибыли  за счёт снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р П ) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р С) каждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с  учётом резервов его роста (табл. 6.14):

Р П

Подсчёт резервов роста прибыли  за счёт повышения качества продукции  производится следующим образом: планируемое  изменение удельного веса каждого  сорта ( ) умножается на отпускную цену соответствующего сорта ( ), результаты суммируются и полученное изменение  средней цены умножается на планируемый  объём реализации продукции с  учётом резервов его роста (табл. 6.15):

Р П=

В связи с увеличением  удельного веса первого сорта  и сокращением удельного веса второго сорта средняя цена изделия  А возрастает на 75 руб., а сумма  прибыли на планируемый объём  реализации – на 1050 тыс. руб. (75 руб.·14 000 шт.).

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счёт изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции. В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы  роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию (табл. 6.16).

Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции  – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение её себестоимости (Р П). для подсчёта резервов может быть использована следующая  формула:

Р R=R -R =,

где Р R – резерв роста  рентабельности;

R – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;

R – фактический уровень  рентабельности;

– фактическая сумма прибыли  отчётного периода;

– резерв прибыли от реализации продукции;

– возможный объём реализации продукции с учётом выявленных резервов его роста;

– возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учётом выявленных резервов снижения;

– фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

6.7. Анализ использования  прибыли

Для анализа использования  прибыли используются закон о  налогах и сборах, взимаемых в  бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав  предприятия, а также данные отчёта о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчёта о движении капитала, расчётов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Распределение прибыли показано на рис. 6.4. Из рисунка видно, что одна её часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства  и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль  – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.

В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных  дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой потреблённой и капитализированной прибыли.

Для налоговых органов  и предприятия большой интерес  представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма  налога на прибыль, а соответственно, и сумма чистого дохода.

Укрупнённый расчёт налогооблагаемой прибыли и факторов изменения  её величины произведён в табл. 6.17 и 6.18.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических  показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто-прибыли и суммой внесённых  в бюджет налогов из прибыли, экономических  санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счёт прибыли.

Её величина зависит от факторов изменения общей суммы  брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в  общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций  и др.

Чтобы определить изменение  суммы чистой прибыли за счёт факторов первой группы, необходимо изменение  брутто-прибыли за счёт каждого фактора  умножить на плановый (базисный) удельный вес чистой прибыли в сумме  общей брутто-прибыли:

Прирост чистой прибыли за счёт второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли  на фактическую её величину в отчётном периоде:

Из табл. 6.20 следует, что  сумма чистой прибыли увеличилась  в основном за счёт роста отпускных  цен, объёма продаж и изменения структуры  продаж. Рост себестоимости продукции  и выплаченные экономические  санкции вызвали уменьшение суммы  чистой прибыли.

Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счёт неё осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются  дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые  фонды и т.д. При распределении  чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между  капитализируемой и потребляемой её суммой с целью обеспечения:

- требуемого объёма инвестиций  для производственного развития;

- необходимой нормы доходности  на инвестированный капитал собственниками  предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции  распределения прибыли, делятся  на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

- правовые ограничения  (ставки налогов на прибыль,  процентные отчисления в резервные  фонды и др.);

- система налоговых льгот  при реинвестировании прибыли;

- рыночная норма прибыли  на инвестируемый капитал, рост  которой сопровождается тенденцией  повышения доли капитализированной  части прибыли, и наоборот, её  снижение обусловливает увеличение  доли потребляемой прибыли;

- стоимость внешних источников  формирования инвестиционных ресурсов (при высоком её уровне выгоднее  использовать прибыль, и наоборот).

Внутренние факторы:

- уровень рентабельности  предприятия, при низком значении  которого и соответственно небольшой  сумме распределяемой прибыли  большая её часть идее на  создание обязательных фондов  и резервов, на выплату дивидендов  по привилегированным акциям, на  социальные программы и др.;

- наличие в портфеле  предприятия высокодоходных инвестиционных  проектов;

- необходимость ускоренного  завершения начатых инвестиционных  проектов;

- уровень коэффициента  финансового левериджа (соотношение  заёмного и собственного капитала), который является одним из  индикаторов финансового риска  и одним из факторов, определяющих  доходность собственного капитала;

- наличие альтернативных  внутренних источников формирования  инвестиционных ресурсов (амортизационного  фонда, выручки от реализации  основных средств и финансовых  активов и др.);

- текущая платёжеспособность  предприятия, при низком уровне  которой предприятие должно сокращать  потребляемую часть прибыли.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана  по использованию чистой прибыли, для  чего фактические данные об использовании  прибыли по всем направлениям сравниваются с данными бюджета и прошлых  лет, после чего выясняют причины  отклонения от бюджета по каждому  направлению использования прибыли (табл. 6.21).

Дальнейший анализ должен показать, насколько изменилась сумма  потреблённой и капитализированной прибыли за счёт:

- суммы чистой прибыли  (ЧП);

- доли соответствующего  направления использования чистой  прибыли (Дотч ).

Для расчёта их влияния (табл. 6.22) можно использовать способ абсолютных разниц:

;

.

Зная факторы изменения  чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потреблённой и  капитализированной прибыли. Для этого  прирост чистой прибыли за счёт каждого  фактора нужно умножить на фактическую  долю соответствующего направления  использования прибыли:

.

Полученные результаты покажут  вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потреблённой прибыли, что имеет важное значение для акционеров, наёмного персонала  и менеджеров предприятия (табл. 6.23).

Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние  не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность  субъекта хозяйствования. Если дивидендные  выплаты достаточно высокие, то это  один из признаков того, что предприятие  работает успешно и в него выгодно  вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.

В процессе анализа изучают  динамику дивидендных выплат, курса  акций, чистой прибыли на одну акцию  за ряд лет, определяют темпы их роста  или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины.

Заключение 

Из данной работы можно  сделать выводы.

Важной задачей анализа  хозяйственной деятельности является изучение вопросов использования средств  фондов накопления и потребления. В  процессе анализа устанавливается  соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы  по каждой статье, изучается эффективность  мероприятий, проводимых за счёт средств  этих фондов. При анализе использования  средств фонда накопления следует  изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и  полученных эффект.

Становление анализа хозяйственной  деятельности обусловлено объективными требованиями и условиями, которые  свойственны возникновению любой  новой отрасли знаний.

Анализ хозяйственной  деятельности является связующим звеном между учётом и принятием управленческих решений. С помощью анализа хозяйственной  деятельности достигается осмысление, понимание и информации. На основе результатов анализа разрабатываются  и обосновываются управленческие решения. Важная роль принадлежит АХД в  подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной  оценке выполнения планов. АХД является средством не только обоснования  планов, но и контроля за их выполнением.

Анализ хозяйственной  деятельности является важным элементом  в системе управления производством, действенным средством выявления  внутрихозяйственных резервов, основой  разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

АХД определённым образом  содействует развитию экономической  теории. Глубокий анализ хозяйственной  деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли  и организации производства на анализируемом  предприятии.

Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия