Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:53, дипломная работа
Основная цель изучения данной учебной дисциплины – формирование аналитического, творческого мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственно деятельности, необходимых в практической работе.
Комплексный анализ хозяйственно деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности 4
1.2. Виды АХД и их классификация 7
1.3. Предмет и объект АХД 10
1.4. Принципы АХД 11
1.5. Связь АХД с другими науками 12
Глава 2. Метод и методика анализа хозяйственной деятельности 13
2.1. Метод анализа хозяйствования, его характерные черты 13
2.2. Методика АХД 15
2.3. Методика факторного анализа 16
2.4. Классификация факторов в АХД 18
2.5. Систематизация факторов в АХД 19
2.6. Моделирование взаимосвязей в детерминированном анализе 20
Глава 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности 22
3.1. Способ сравнения в АХД 23
3.2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 24
3.3. Использование относительных и средних величин в АХД 25
3.4. Способы группировки информации в АХД 27
3.5. Балансовый метод в АХД 28
3.6. Эвристические методы в АХД 29
3.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных 30
Глава 4. Способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности 31
4.1. Способ цепной подстановки 32
4.2. Способ абсолютных разниц 34
4.3. Способ относительных разниц 34
4.4. Способ пропорционального деления и долевого участия 35
4.5. Интегральный метод в АХД 36
4.6. Способ логарифмирования в АХД 37
4.7. Приёмы корреляционного анализа 38
4.8. Инструментарий финансовых вычислений в анализе хозяйственной деятельности
45
Глава 5. Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы 53
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 53
5.2. Анализ использования фонда рабочего времени 55
5.3. Анализ производительности труда 56
5.4. Анализ эффективности использования персонала предприятия 59
5.5. Анализ использования фонда заработной платы 60
Глава 6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 64
6.1. Анализ состава и динамики прибыли 64
6.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг 65
6.3. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен 67
6.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 68
6.5. Анализ рентабельности предприятия 70
6.6. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 75
6.7. Анализ использования прибыли 76
Заключение 79
Список использованной литературы 80
2. Научное обоснование
текущих и перспективных
3. Контроль за выполнением
планов и управленческих
4. Изучения влияния объективных
и субъективных, внутренних и
внешних факторов на
5. Поиск резервов повышения
эффективности
6. Оценка результатов
деятельности предприятия по
выполнению планов, достигнутому
уровню развития экономики,
7. Оценка предпринимательских
и финансовых рисков и
8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
В целом АХД как наука
представляет собой систему специальных
знаний, связанных с исследованием
тенденций хозяйственного развития,
научным обоснованием планов, управленческих
решений, контролем за их выполнением,
оценкой достигнутых
1.2. Виды АХД и их классификация
В экономической АХД
По отраслевому признаку
АХД делится на отраслевой (промышленности,
сельского хозяйства, строительства,
торговли и т.д.), учитывающий специфику
деятельности отдельных отраслей, и
межотраслевой (теория АХД), являющийся
теоретической и
По признаку времени различают
предварительный анализ (до совершения
хозяйственных операций) и последующий
анализ (после совершения хозяйственных
операций). Предварительный (перспективный)
анализ необходим для обоснования
планов и управленческих решений. Последующий
(ретроспективный, исторический) используют
для изучения тенденций развития
предприятия, контроля за выполнением
принятых планов и диагностики его
состояния. Перспективный и
В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточно обоснованы и реальны, то их последующий анализ вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.
Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный).
Оперативный анализ производится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). цель его –оперативно выявлять нежелательные отклонения от целевых параметров и своевременно принимать меры по их устранению.
Итоговый (заключительный) анализ
проводится за отчётный период (месяц,
квартал, год). Его ценность заключается
в том, что деятельность предприятия
изучается комплексно и всесторонне
по отчётным данным за соответствующий
период. Этим обеспечивается более
полная оценка деятельности предприятия
по использованию имеющихся
Итоговый и оперативный
анализ взаимосвязаны и дополняют
друг друга. Они дают возможность
руководству предприятия не только
оперативно ликвидировать недостатки
в процессе производства, но и комплексно
обобщать достижения, результаты деятельности
за соответствующие периоды
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный –свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.
По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
Межфирменные сравнения проводятся с целью:
- показать руководству,
как соотносятся результаты
- привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;
- дать руководству объективную
базу для оценки эффективности
функционирования предприятия
Самое последнее достижение
в области межфирменного
По аспектам исследования выделяют финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, маркетинговый, инвестиционный, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и другие вида анализа.
Важное место среди
всех видов АХД занимает финансовый
анализ, который может быть охарактеризован
как процесс познания сущности финансового
механизма функционирования субъектов
хозяйствования. Его основное назначение
состоит в изучении, диагностике
и прогнозировании финансового
состояния предприятия и
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.
Социально-экономический
анализ изучает взаимосвязь социальных
и экономических процессов, их влияние
друг на друга на экономические результаты
хозяйственной деятельности. Его
проводят экономические службы предприятия
и вышестоящих органов
Экономико-статистический анализ
применяется статистическими
Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Функционально-стоимостный
анализ исследует функции, которые
выполняет объект изучения, и методы
их реализации. Его основное назначение
в том, чтобы выявить ненужные
функции этого объекта и
В последние годы всё более
широкое применение находит логистический
анализ, с помощью которого исследуются
товарные потоки, начинающиеся от поставщиков
сырья, проходящие через предприятие
и заканчивающиеся у
По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и др.
Качественный анализ- это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный)
анализ базируется на количественных
сопоставлениях и исследовании степени
чувствительности экономических явлений
к изменению различных
Экспресс-анализ представляет
собой способ диагностики состояния
экономики предприятия на основе
типичных признаков, характерных для
определённых экономических явлений.
К примеру, если темпы роста производства
продукции опережают темпы
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно- следственной взаимосвязи объёма продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-
По субъектам (пользователям) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчётности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.
По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные её стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию организации и методике его проведения.
1.3. Предмет и объект АХД
Каждая наука имеет
свой предмет исследования, который
она изучает с соответствующей
целью присущими ей методами. Философия
под предметом любой науки
понимает какую-то часть или сторону
объективной действительности, которая
изучается только данной наукой. Один
и тот же объект может рассматриваться
различными науками. Один и тот же
объект может рассматриваться
Информация о работе Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия