Особенности организации финансов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Особенности организации финансов малого бизнеса……………………
1.1. Малый бизнес: понятие, нормативная база функционирования………
1.2. Основные финансовые параметры предприятий малого бизнеса
на разных этапах его жизненного цикла…………………………………….
2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса……………….
2.1. Особенности управления ликвидностью и обеспечение
финансовой устойчивости малых предприятий……………………………
2.2. Возможности и условия привлечения внешних источников
финансирования. Особенности инвестиционного анализа для малого
предприятия……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание2.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

 Так, часто используемым способом в сфере предпринимательских отношений, как уже говорилось выше, является возмещение убытков и взыскание неустойки. В этом случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. Эта компенсация может зависеть от размера имущественного вреда (возмещение убытков), либо быть независимой (взыскание неустойки).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса  на различных этапах его жизненного цикла

Жизненный цикл малого бизнеса —  это жизненный цикл товара, составляющего  предмет деятельности предприятия. Это определение относится к  предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.

Можно выделить четыре основных этапа  жизненного цикла малого предприятия:

1 этап — научные исследования, разработка технологий и создание коммерческой схемы товара — это (в экономическом, конечно, а не в юридическом смысле) пренатальный период предприятия;

II этап — начало производства  товара и выход его на рынок  — это детство предприятия, делающего первые шаги;

III этап — коммерческий  успех товара — зрелость предприятия;

IV этап — деградация  рынка товара — жизненный закат  предприятия. Эта схема обнажает два серьезных вопроса:

• Как сделать, чтобы  вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Видимо, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. Подобные вещи делаются с помощью операционного анализа.Главный тезис мы можем здесь продублировать: при ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

• Каковы особенности каждого  из этапов жизненного цикла предприятия  малого бизнеса — особенности, которые необходимо учитывать в финансовой политике?

Итак, на первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого  замысла) выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия — отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Многие исследователи считают риск максимальным именно на этом этапе. В доказательство приводят 70-процентную «смертность» предприятий, находящихся в пренатальной стадии развития. На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. аще всего предприятие живет на собственные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то удается заполучить спонсорскую помощь.

Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных  и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т. д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «глубоко отрицательные». «Смертность» составляет теперь 30-50 процентов от числа малых предприятий, переживших предыдущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.Предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается. На третьем этапе предприятие добивается, наконец, коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с недавним вторым этапом (каждый процент роста выручки больше «весит» в абсолютном выражении!). Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых текущих расходов. Возможна, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и сбыта. Теперь у предприятия могут возникнуть производственные, а также коммерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т. п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, возможно, неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать на финансовый рычаг. У некоторых предприятий сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мобилизовать средства на выпуск акций.

ВНОВЬ — ВНИМАНИЕ! Идиллия  может нарушиться, если предприятие, желая взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж и тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность. Печального четвертого этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать безденежье пренатального периода, детство и вступление в зрелость.

 «Новое предприятие  в растущем секторе экономики по своей сути отличается от компании в традиционной сфере бизнеса, которая всегда останется маленькой. Фирма, работающая в областях высоких технологий — электронике, компьютерной технике, системах информации — может разрастись, начав с малого.

Задача малой фирмы  с ориентацией на расширение —  осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство и множество других, в числе которых проблема финансирования — одна из самых важных. В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.

Если рост активов превышает  рост нераспределенной прибыли, задолженность  должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фирма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалансированный рост, увеличение долговых показателей в конце концов порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необходимо или увеличить собстенный капитал, или ограничить темпы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала.

Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких  технологий, приходится заниматься следующими вопросами: персонал, маркетинг, производство и финансирование, последний из которых является ключевым по отношению ко всем остальным. Очевидно, создавать компанию на базе небольшого капитала опрометчиво. Зачастую проблема заключается в использовании краткосрочного финансирования — банковских ссуд и кредиторской задолженности, запасов и основных средств. Но в конце концов приходит день расплаты и гораздо лучше сформулировать проблему сбалансированного финансового роста раньше, чем когда будет поздно.

Рисков, сопряженных с  основанием и ведением ориентированной на расширение компании высоких технологий, великое множество. Здесь права на ошибку почти не может быть. Собственный капитал просто не дает соответствующего буфера. Поэтому, если начинаются сложности, компания обычно не в состоянии их преодолеть. Хотя одним из путей выживания может быть простое ограничение роста, но лишь у немногих предпринимателей хватает на это выдержки. Зачастую, когда кредиторы предлагают данный вариант, уже слишком поздно. Отсюда и большое число банкротств малых, а не крупных фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности финансового менеджмента  малого бизнеса

Между крупным и малым  бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям, — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные (и тесно связанные между собою) различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.

• Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остается уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в «добыче» достаточного для деятельности объема денежных средств.

• Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий: одни мечтают рано или поздно все-таки выпустить акции и выйти с ними на «светлый путь» биржевой котировки, другие хотят подороже «продаться» крупной компании. Весьма нередка, впрочем, и противоположная, сугубо личная, но заслуживающая не меньшего уважения мотивация деятельности: «Хочу быть сам себе господином». И тогда вообще вопрос максимизации рыночной стоимости предприятия и повышения его рентабельности отходит на второй план. При подобной мотивации, кстати говоря, собственник обычно избегает пополнения капитала редприятия взносами новых потенциальных совладельцев, даже если на то есть и экономическая целесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосылки. •В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации портфеля личных инвестиций для владельца небольшого бизнеса также ограничены горизонтом собственного предприятия: любая лишняя копейка тут же идет в дело. Таким образом, собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и/или диверсифицировать свой портфель. Окупается ли повышенный риск и прямое отвлечение денег от семейного бюджета повышенным уровнем доходности?..

Вообще, парадоксальное сочетание  наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны общественных организаций и государства, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению  с крупными предприятиями, уровень  ликвидности. О факторах, дающих такую  картину, пойдет речь чуть ниже.

Отмечаемые здесь нами особенности  малого бизнеса подтверждаются богатой статистикой показателей финансово-хозяйственного положения небольших предприятий, — правда, к сожжению, пока не отечественной, а зарубежной. Но, по нашим наблюдениям и собственной практике финансового менеджмента, основные балансовые структурные параметры российских предприятий малого бизнеса уже сегодня весьма близки к американским и западноевропейским. Поэтому есть смысл обратиться к данным* по малым и крупным предприятиям соответственно, полученным американскими исследователями У. Уолкером и Дж. У. Петти II:

Показатель

Среднее значение показателя

 

Предприятия малого бизнеса

Крупные предприятия

Показатели ликвидности  и оборачиваемости

• Коэффициент текущей  ликвидности (Текущие активы/Текущие  пассивы)

2,00

2,77

• Оборачиваемость дебиторской задолженности (Выручка/Дебиторская задолженность)

7,04

6,40

• Оборачиваемость запасов

8,47

5,31

• Оборачиваемость основных активов (Выручка/Основные активы)

9,40

3,50

Показатель рентабельности

• Чистая коммерческая маржа (Чистая Прибыль/Выручка)

10,91%

9,20%

Показатели структуры  источников средств

• Доля заемных средств  в общей сумме пассивов

49,00%

38,06%

• Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств

83,70%

62,99%

Информация о работе Особенности организации финансов малого бизнеса