Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:41, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности стратегии и тактики управления персоналом предприятия.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические особенности стратегии и тактики управления персоналом;
- рассмотреть менеджмент персонала и эффективность производства;
Введение 3
1. Теоретические особенности стратегии и тактики управления персоналом 7
1.1 Менеджмент персонала и эффективность производства 7
1.2. Социально-экономическая эффективность кадровой работы 16
1.3 Методология управления персоналом в организации 30
2. Анализ управления персоналом в ООО «Бахетле» 38
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «Бахетле» 38
2.2 Управление персоналом в ООО «Бахетле» 49
2.3 Особенности стратегии и тактики управления персоналом в ООО «Бахетле» 55
3. Совершенствование управления персоналом в ООО «Бахетле» 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления персоналом в ООО «Бахетле» 63
3.2 Внедрение мероприятий по совершенствованию управления персоналом в ООО «Бахетле» 86
Заключение 102
Список использованной литературы 106
- анализ функциональных обязанностей и критерии работника, соответствующего им, определение порядка замещения данной должности (кем, какой категорией, с каким образованием, опытом).
Система стимулов, коррелирующих с назначением на должность, предполагает комплексное улучшение положения сотрудника и рассматривает следующие направления:
- оплата выше, чем на нижестоящей должности,
- условия работы (символы) кабинет, ПЭВМ и т.п.,
- власть, возможность отдавать приказы и требовать их исполнения, увеличение ответственности за положение дел.
- Определение требований к руководителю предполагает следующий подход:
- отношение к делу (профессионализм):
- квалификация, опыт, знания, умения применять данные показатели на практике,
- уверенность в перспективности данной работы,
- желание учиться новому;
- отношение к людям:
- уважение людей,
- терпение к слабостям, не мешающим работе,
- умение сплачивать людей в команду,
- умение обучать подчиненных,
- умение критиковать и воспринимать критику,
- отношение к себе:
- собственное достоинство,
- наличие четкой самооценки,
- знание того, чем придется пожертвовать из-за должности и готовность к этому,
- умение руководить и подчиняться, уважать право своего начальника руководить.
Данный блок завершает первый этап – формирование области целеполагания в управлении карьерой.
Этап 2: подбор кандидатов в резерв.
Подбор кандидатов целесообразно осуществлять ежегодно и иметь резерв в зависимости от характера должности 1-2 человека.
Поиском кандидатов должны заниматься:
- непосредственный начальник – руководитель,
- отдел кадров, высшее руководство,
- руководитель (кандидат) должен иметь возможность сам предъявить себя.
Поиск осуществляется в подразделениях, отделах, а также в других службах. Для этого разрабатываются способы поиска:
- источники информации о кандидате:
- данные о работе и результатах деятельности на всех предыдущих должностях,
- личные суждения знающих его руководителей,
- результаты тестов, опросов, имеющихся в отделах кадров,
- способы идентификации кандидата:
- оценка и рассмотрение в отделах,
- неформальное общение,
- дискуссии по обсуждению кандидатов,
- оценки, даваемые кандидату:
- им самим (самооценка),
- его руководителем (то есть возможность определить достигнутое),
- старшим начальником (то есть перспективное развитие).
Этап 3: обучение кандидатов.
Для этого необходимо:
1. использовать систему
а) качества, необходимые для продвижения и занятия вакансий,
б) рекомендации как достичь необходимых критериев,
Это позволяет кандидатам самим влиять на свою карьеру.
2. разрабатывать систему
Для изучения сотрудников в целях рассмотрения их перспективных возможностей имеет смысл использовать подход, представленным на рисунке 3.2.1.
Этап 4: Оценка кандидатов
Оценку целесообразно проводить по трем нормативам:
1. профессиональные испытания,
2.анализ позиций в коллективе,
3.самооценка.
Данный подход показывает, что без реорганизации отдела кадров действенность системы проблематична, так как необходимы специалисты по определению второго и третьего параметра. Без использования данной системы оценки будет иметь место «технократическая» система управления кадрами.
Рис. 3.2.1 Подход к рассмотрению перспективы возможностей сотрудников
По результатам оценки кандидата принимается решение о назначении на должность.
В супермаркете «Бахетле-Ямашева» имеет смысл разработать справочник руководителя, касающийся отношений в коллективе.
Справочник может быть представлен следующими разделами:
1. Руководитель (обязанности; права; способы принятия решений; ответственность перед компанией; качества руководителя).
2. Делегирование полномочий (обязанности и права сотрудников; контроль; нормативы).
3. Поведение группы (неформальная группа; ролевое распределение; власть и дистанция; культура учреждения; разрешение конфликтов).
4. Работа с подчиненными (подбор, продвижение, обучение, мотивация, аттестация, вознаграждение, дисциплина).
5. Ответственность за условия и безопасность труда (требования к организации работ; бытовые условия; безопасность труда).
Оценка результатов всего цикла управления карьерой позволяет определить ее эффективность, оптимальность, внести коррективы.
Далее будут предложены следующие способы оценки эффективности подготовки руководителей младшего и среднего звена внутри учреждения.
1. Качество подбора руководителей:
К = (R + Р + О) / 3
где К – качество подбора;
R - средний результат аттестации (по 5-ти бальной шкале);
О – проценты оставшихся в назначенных или повышенных должностях;
Р – проценты получивших повышение за изучаемый период;
З – показатель (количество) используемых переменных (R, Р,О).
Так, в 2006 г. в отделе информатики и автоматизации работ этот показатель составил:
К = (4,2 * 10 + 8 + 92)/3 = 47,3.
2. Эффективность подготовки руководителей:
Э= R / Q * 100%
где Э – эффективность;
R – число должностей занятых из резерва;
Q – общее число вакансий.
3. Текучесть резерва:
Т = RП / R * 100%
где Т – текучесть резерва;
RП – число «резервистов», покинувших учреждение;
R – общее число «резервистов».
4. Срок пребывания в резерве:
С = Т / К * 100%
где С – срок в резерве;
Т – число лет между зачислением в резерв и занятием должности;
К – число данных сотрудников.
5. Готовность резерва (3.5):
R = А / Q * 100%
где R - готовность резерва;
А – число должностей, имеющих готового резервиста;
Q – общее число ключевых
Таким образом, предложенная система управления карьерой руководителей младшего и среднего звена супермаркета «Бахетле-Ямашева»:
- обеспечит системный подход к данной проблеме;
- позволит решить проблему кадров для руководящих должностей;
- будет «стимулом» для сотрудников к повышению производительности труда;
- позволит рационально расходовать средства на подготовку руководителей;
- обеспечит подготовку руководителей:
- в соответствии с политикой учреждения;
- соответствующего социально-производственной системе учреждения.
Одной из составных частей эффективного управления учреждением является процесс совершенствования социально-психологического климата коллектива. Поэтому в данном случае очень важно подходить к данной проблеме с научной точки зрения.
В данной работе предлагается дерево целей комплексного исследования социально-психологической структуры супермаркета «Бахетле-Ямашева»:
(Ц - О) - производство социальной
информации для разработки и
совершенствования социальной
(Ц - 1) - производство информации о деятельности коллектива в основных сферах социально-психологической деятельности коллектива (СПДК) (труд, быт, досуг, семья, отношения в коллективе, общение, мотивы поведения, удовлетворенность работой);
(Ц – 1.1.) – состояние динамики в каждой сфере;
(Ц – 1.2.) – регуляторы поведения;
(Ц – 1.3.) – описание и параметры всех видов деятельности (активности) личности, группы коллектива;
(Ц – 2.) – описания явных и латентных САДК, образ жизни коллектива;
(Ц – 2.1.) – иерархия проблем;
(Ц – 2.2.) – структура проблем;
(Ц- 2.3.) – факторы, зависящие от учреждения;
(Ц – 3) – разработка социальной технологии;
(Ц – 3.1) – методы социальной технологии;
(Ц – 3.2) – целевые программы.
Показатели сферы СПДК:
человек – рабочее место:
удовлетворенность трудом,
удовлетворенность профессиональным ростом,
удовлетворенность отношением с начальником.
2. психофизическое состояние:
работоспособность,
развитие личности.
3. человек – группа:
структура группы,
социально-психологический климат группы,
динамика группы.
4.Человек-коллектив:
экономические показатели,
социальная значимость труда,
вовлеченность работника в дела учреждения.
Оценку социально-психологической структуры коллектива проведем на примере отдела продаж супермаркета «Бахетле-Ямашева»:
Характеристика формальной структуры отдела:
персонал – 9 человек,
руководитель – 1 человек,
работники – 8 человек.
Возраст: до 30 лет – 3; 30-40 лет – 4; более 40 лет – 1.
Пол: мужчины – 11%; женщины – 89%.
Стаж совместной работы: мене 4 лет – 3; более 4 лет – 6.
Начальник отдела – 49 лет, стаж в должности – 12 лет, образование высшее.
Ведущий специалист – возраст – 35 лет, стаж в должности 5 лет, образование высшее.
Рис. 3.2.2 Структура отдела
Для изучения коллектива необходимо использовать:
- стратометрический метод,
- социометрический метод.
Методом опроса определяем индекс ЦОЕ (ценностно-ориентационного единства), он составляет 0,87, что показывает значительную степень корреляции ценностей и целей коллектива.
Целями коллектива являются:
- занятие лидирующих позиций в отделе,
- создание климата доброжелательности и взаимопонимания,
- уважение друг к другу.
Значимыми ценностями в общении являются:
- уважение,
- открытость,
- ответственность,
- порядочность,
- безотказность в случае необходимой помощи.
Оценка собственной группы ее членами совпадают с эталонами – «хорошая группа».
В таблице 3.2.1 представлена стратометрическая оценка руководителей.
Таблица 3.2.1 - Стратометрическая оценка руководителей
Профессионализм, компетентность |
Справедливость, умение руководить |
Чуткость, уважение, внимание | |
Начальник отдела |
5 |
4,9 |
4,37 |
Ведущий специалист (высшей категории) |
5 |
4,12 |
4,92 |
Начальник отдела характеризуется как лидер-организатор.
Ведущий специалист – лидер-коммуникатор.
Социометрический анализ позволил получить следующие результаты:
1. Социограмма методом опроса (5 вопросов по основным сферам отношений):
- кому подчиняться,
- с кем работать,
- с кем дружить,
- с кем отдыхать,
- кто рядом в критической ситуации.
Определялись «связи» в группе, выявлялись лидеры, статусные члены, изгон, итоговые данные отображены на социограмме на рисунке 3.1.3 и таблице 3.1.1.
Анализ социограммы показывает:
Лидеры – начальник отдела, ведущий специалист,
Статусные члены – специалист 1 (1 категории), специалист 2 (2 категории), специалист 3 (2 категории), специалист 4 (2 категории), более 5 обратных связей, изгоев нет.
Рис. 3.2.3 Социограмма
В целях дальнейшего изучения структуры и определения ее параметров необходимо построить социограмму, для этого методом опроса (с кем вы хотите работать в отделе, список членов отдела и ответы: да - +; безразлично – 0; нет -).
Информация о работе Стратегия и тактика управления персоналом организации