Виды кризисов, антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 214.30 Кб (Скачать файл)

 

4) тенденции действующей политики;

 

5) понимание потребности в изменениях  и готовность к ним персонала.

 

На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень  инновационного потенциала:

 

1) факторы инновационного процесса  как непосредственно самостоятельного  объекта управления;

 

2) факторы внешней среды;

 

3) факторы внутренней среды.

 

Эта группа представляет собой набор  собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая  определяет ее развитие.

 

Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений –  такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь.

 

Состав складывается из возможностей данного предприятия. Эти возможности  проявляются в широком спектре  аспектов:

 

1) финансово-хозяйственное положение;

 

2) положение организационной структуры  управления;

 

3) организационно-технический уровень  коммуникационной системы;

 

4) величина материальных и инновационных  ресурсов.

 

5) профессионализм и решительность  управленческих кадров.

 

Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают факторы представленные ниже в таблице 4.

 

 

Таблица 4

 

Факторы, оказывающие влияние на разработку нововведений 005

Отличительные признаки инновационных  предприятий:

 

1) необходима организация специальной  группы, которая могла бы отвечать  за создание новых идей;

 

2) эта группа должна заниматься  поиском источников информации;

 

3) стимулирование творческой активности  персонала;

 

4) поощрение менеджерами инновационной  активности служащих;

 

5) строгая стратегия управлениями  нововведениями.

 

Анализируя эти признаки, нужно  отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную  политику фирмы, то пятый – необходимость  существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей.

 

Инновационная стратегия тесно  взаимодействует с принципами предпринимательского управления.

 

Она требует от руководителя:

 

1) способность предвиденья;

 

2) мужество и реализм;

 

3) предпринимательский подход;

 

4) воображение;

 

5) инициативность.

 

Способность определения приоритетов  – важнейшее условие управления. На управляющих лежит ответственность  за инновационную стратегию. Связанная  с этим задача руководства состоит  в следующем:

 

1) выявить управленческий потенциал;

 

2) периодически рассматривать потенциалы  талантов их работников;

 

3) четко устанавливать цели управленческой  подготовки;

 

4) выделять соответствующие ресурсы.

 

Различают два типа инновационной  стратегии:

 

1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночных условиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощью некоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихся в русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблема чаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. Организации, придерживающиеся адаптивной стратегии, могут продолжить свой привычный путь, который в прошлом привел их к успеху только в такой ситуации, если конкурентные условия остаются относительно стабильными. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода;

 

2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основана на творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия. Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализа и решения проблем.

 

Ярчайшим примером такой стратегии  является южнокорейский конгломерат  Samsung. Сейчас он состоит из 25 фирм, которые выпускают широчайший ассортимент продукции: компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, морские суда и т. д. На рынке Samsung уже более пятидесяти лет, сначала он только копировал образцы и чужую продукцию, но теперь на его счету многочисленные разработки в области электроники. Спецификой его стратегии являются интенсивные инвестиции в исследования, разработки, развитие производства и подготовку квалифицированных кадров. Ежегодно на эти цели расходуется у них 2,5 млрд долларов. Одним из аспектов стратегии Samsung является перевод цехов сборки несложных изделий в страны с дешевой рабочей силой.

 

Ученые выделяют четыре уровня организационного опыта:

 

1) уровень внешнего окружения  – конкуренты, потребители, условия;

 

2) уровень действий предприятия  – инновационная стратегия и  методы управления;

 

3) уровень методов и процессов  выявления, определения и решения  проблем (уровень знаний, культура);

 

4) уровень организационного сознания, в который входят три предыдущие.

 

Существуют организации, целью  которых считается использование  всех уровней организационного опыта. Такие организации часто экспериментируют и анализируют неудачи и достижения, делают выводы. Два важных аспекта творчества: личная гибкость – способность менять свое поведение под влиянием реальности.

 

Менеджеры должны уметь отказываться от привычек, расширять возможности  своего поведения; желание принимать  риск. Главная задача здесь освободить менеджеров от страха проиграть.

9. Формирование инновационных инфраструктур  как условие выхода из кризиса 

 

Одной из основных задач экономической  политики развитых и развивающихся  стран является создание инновационных  структур. С помощью этих структур можно стабилизировать экономическую  ситуацию. Обычно они создаются в  период экономического спада, который  сопровождается: сокращением рабочих  мест; снижение объемов бюджетных  отчислений на научное развитие. Сейчас очень популярны такие инновационные  структуры: научно технические парки, технополисты, центры высоких технологий, бизнес-инкубаторы.

 

Технопарки – дают новые рабочие  места, способствует переходу производств  на новые технологии. Технопарки принято  делить на:

 

1) исследовательские – удовлетворяют потребность в эффективном проведении научных разработок;

 

2) промышленные – занимаются созданием рабочих мест и производственных помещений;

 

3) технологические – помогают  организации малых производств  и коммерциализации результатов  научнотехнических разработок.

 

Бизнес-инкубаторы созданы для  развития малых наукоемких предприятий. Причины их создания представлены в таблице 5.

 

 

Таблица 5

 

Причины создания бизнес-инкубаторов, технопарков и технологических центров в мировой практике 006

Все причины, которые перечислены  выше, актуальны для нашей страны.

 

Управление инновационным процессом  требует социальных механизмов. Главным  образом это связанно с неопределенностью, характерной для инновационной  деятельности. Всегда есть риск, что  цена разработанных инновационных  решений окажется выше или новая  продукция потерпит поражение на рынке. Неэффективность инвестиций тесно связана с возможностью коммерческого успеха.

 

С помощью создания специальной  программы, которая поддерживает инновационный  процесс, эту проблему можно разрешить. Инновационная инфраструктура –  это организационная, финансовокредитная, материальная и информационная база для создания условий, которые могут способствовать:

 

1) оказанию услуг для развития  инновационной деятельности;

 

2) эффективному распределению средств.

 

От уровня экономического развития страны зависит создание инновационной  структуры. Если этот уровень достаточно велик, то мы можем наблюдать такой  процесс, как софтизация и сервизация.

 

Софтизация – повышение роли нематериальных и невещественных факторов производства, информатизация общества.

 

Сервизация – тесно переплетается с понятием софтизации и означает опережающее развитие сферы услуг.

 

Инновационная инфраструктура в трансформирующемся обществе может помогать вхождению  науки в рыночную среду и развитию предпринимательства в научно-технической  сфере. Именно по этой причине ее формирование определяется состоянием инфраструктуры рынка.

 

Направления, по которым инновационная  инфраструктура распределяет риск:

 

1) по фазам инновационного процесса;

 

2) между участниками венчура;

 

3) снижает риск инвестирования  в определенном регионе;

 

4) между государством и институциональными  инвесторами.

Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления

1. Характеристики управления персоналом  кризисного предприятия 

 

Несомненно, что для любой организации  и компании эффективное управление кадрами является одной из наиважнейших задач. Это находит свое отражение  и в антикризисном управлении.

 

Само понятие «управление персоналом»  появилось сравнительно недавно, и  этому вопросу стали уделять  пристальное внимание.

 

Понятно, что тема антикризисного управления персоналом была практически  не затронута.

 

Настоящее время требует прочной, упорядоченной и четкой системы  управления кадрами, также стоит  отметить тот факт, что более приоритетным по сравнению с понятием «рабочей силы» становится понятие «человеческий  капитал». Это происходит в силу повышения ценности и значимости таких характеристик сотрудника, как интеллект, профессионализм, природные  деловые качества, т. е. сотрудники рассматриваются уже не просто как рабочая сила, а как ценный капитал.

 

Для того чтобы охарактеризовать управление персоналом кризисного предприятия, необходимо, прежде всего, определить состав управленческого  аппарата.

 

Единого мнения по этому вопросу  у исследователей нет: или стоит  относить сюда всех работников-управленцев, или в зависимости от характера  выполняемых ими функций.

 

Но чаще всего к управленческому  персоналу относят тех работников, которые на полной или частичной  основе занимаются управленческой деятельностью. Здесь можно выделить несколько  категорий сотрудников.

 

1. Высшее руководство (директор, президент), которое осуществляет  полное управление всеми системами  предприятия во все периоды  и стадии ее развития.

 

2. Менеджеры среднего звена –  сотрудники, занимающиеся руководством  различных подразделений и отделов.

 

3. Заместители – существуют  заместители руководителя и менеджеров. Заместитель руководителя, как правило,  обладает теми же полномочиями, что и руководитель.

 

Руководитель – это главная  фигура в системе управления, в  том числе и антикризисном. Он несет на себе ответственность за принимаемые решения, выбирает альтернативу, направляет деятельность всего коллектива. В период кризиса управленческая нагрузка увеличивается вдвое, так  как, помимо обычных функций, руководителю необходимо координировать работу предприятия  и сотрудников в соответствии с антикризисной программой. Однако для осуществления успешного  управления в период кризиса (и не только, естественно) руководителю нужна  команда специалистов. Сюда входят экономисты, юристы, маркетологи, психологи, программисты, консультанты и т. д. В  период кризиса от них требуется  максимум профессионализма и аналитических  данных.

 

Обычно в решении поставленных вопросов руководитель опирается на опыт и профессионализм своих  специалистов, нередко создавая рабочую  команду на период кризиса. Как правило, это наиболее эффективный и, что  немаловажно в кризисных ситуациях, менее затратный способ достижения цели.

 

Отдельно стоит сказать о  менеджерах. В настоящее время  это понятие является уже повсеместным в среде бизнеса, однако многие считают, что менеджер – это новое название начальников отделов. Если рассматривать  само понятие «менеджмента», то можно  увидеть, что в него входит:

 

1) исследование рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;

 

2) производство продукции с минимальными  затратами и реализация ее  с максимальной прибылью;

 

3) управление кадрами, что подразумевает  под собой также наличие базы  знаний по социологии, психологии  и к тому же анализ информации  и разработка программ для  достижения поставленной цели.

 

Менеджер – это гораздо более  широкое понятие, нежели просто руководитель. Так как в большинстве своем  в организациях присутствуют многоуровневые системы управления, директор практически  не имеет возможности лично довести  задачи до сотрудников и контролировать процесс выполнения работ. Если смотреть с другой стороны, то зачастую профессиональные менеджеры с высокой квалификацией (и, возможно, опытом работы) решают сложившиеся  проблемы гораздо быстрее и эффективнее, нежели директор. Поэтому на практике часто оказывается, что менеджер является важнейшим человеком на фирме.

Информация о работе Виды кризисов, антикризисное управление