Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.
4) тенденции действующей
5) понимание потребности в
На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала:
1) факторы инновационного
2) факторы внешней среды;
3) факторы внутренней среды.
Эта группа представляет собой набор собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая определяет ее развитие.
Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь.
Состав складывается из возможностей данного предприятия. Эти возможности проявляются в широком спектре аспектов:
1) финансово-хозяйственное
2) положение организационной
3) организационно-технический
4) величина материальных и
5) профессионализм и
Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают факторы представленные ниже в таблице 4.
Таблица 4
Факторы, оказывающие влияние на разработку нововведений 005
Отличительные признаки инновационных предприятий:
1) необходима организация
2) эта группа должна заниматься поиском источников информации;
3) стимулирование творческой
4) поощрение менеджерами
5) строгая стратегия
Анализируя эти признаки, нужно
отметить, что если первые четыре признака
характеризуют организационную
политику фирмы, то пятый – необходимость
существования инновационной
Инновационная стратегия тесно взаимодействует с принципами предпринимательского управления.
Она требует от руководителя:
1) способность предвиденья;
2) мужество и реализм;
3) предпринимательский подход;
4) воображение;
5) инициативность.
Способность определения приоритетов
– важнейшее условие
1) выявить управленческий
2) периодически рассматривать
3) четко устанавливать цели
4) выделять соответствующие
Различают два типа инновационной стратегии:
1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночных условиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощью некоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихся в русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблема чаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. Организации, придерживающиеся адаптивной стратегии, могут продолжить свой привычный путь, который в прошлом привел их к успеху только в такой ситуации, если конкурентные условия остаются относительно стабильными. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода;
2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основана на творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия. Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализа и решения проблем.
Ярчайшим примером такой стратегии является южнокорейский конгломерат Samsung. Сейчас он состоит из 25 фирм, которые выпускают широчайший ассортимент продукции: компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, морские суда и т. д. На рынке Samsung уже более пятидесяти лет, сначала он только копировал образцы и чужую продукцию, но теперь на его счету многочисленные разработки в области электроники. Спецификой его стратегии являются интенсивные инвестиции в исследования, разработки, развитие производства и подготовку квалифицированных кадров. Ежегодно на эти цели расходуется у них 2,5 млрд долларов. Одним из аспектов стратегии Samsung является перевод цехов сборки несложных изделий в страны с дешевой рабочей силой.
Ученые выделяют четыре уровня организационного опыта:
1) уровень внешнего окружения – конкуренты, потребители, условия;
2) уровень действий предприятия – инновационная стратегия и методы управления;
3) уровень методов и процессов
выявления, определения и
4) уровень организационного
Существуют организации, целью
которых считается
Менеджеры должны уметь отказываться от привычек, расширять возможности своего поведения; желание принимать риск. Главная задача здесь освободить менеджеров от страха проиграть.
9. Формирование инновационных
Одной из основных задач экономической
политики развитых и развивающихся
стран является создание инновационных
структур. С помощью этих структур
можно стабилизировать
Технопарки – дают новые рабочие места, способствует переходу производств на новые технологии. Технопарки принято делить на:
1) исследовательские – удовлетворяют потребность в эффективном проведении научных разработок;
2) промышленные – занимаются созданием рабочих мест и производственных помещений;
3) технологические – помогают
организации малых производств
и коммерциализации
Бизнес-инкубаторы созданы для развития малых наукоемких предприятий. Причины их создания представлены в таблице 5.
Таблица 5
Причины создания бизнес-инкубаторов, технопарков и технологических центров в мировой практике 006
Все причины, которые перечислены выше, актуальны для нашей страны.
Управление инновационным
С помощью создания специальной программы, которая поддерживает инновационный процесс, эту проблему можно разрешить. Инновационная инфраструктура – это организационная, финансовокредитная, материальная и информационная база для создания условий, которые могут способствовать:
1) оказанию услуг для развития инновационной деятельности;
2) эффективному распределению
От уровня экономического развития страны зависит создание инновационной структуры. Если этот уровень достаточно велик, то мы можем наблюдать такой процесс, как софтизация и сервизация.
Софтизация – повышение роли нематериальных и невещественных факторов производства, информатизация общества.
Сервизация – тесно переплетается с понятием софтизации и означает опережающее развитие сферы услуг.
Инновационная инфраструктура в трансформирующемся
обществе может помогать вхождению
науки в рыночную среду и развитию
предпринимательства в научно-
Направления, по которым инновационная инфраструктура распределяет риск:
1) по фазам инновационного
2) между участниками венчура;
3) снижает риск инвестирования в определенном регионе;
4) между государством и
Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления
1. Характеристики управления
Несомненно, что для любой организации и компании эффективное управление кадрами является одной из наиважнейших задач. Это находит свое отражение и в антикризисном управлении.
Само понятие «управление
Понятно, что тема антикризисного управления персоналом была практически не затронута.
Настоящее время требует прочной,
упорядоченной и четкой системы
управления кадрами, также стоит
отметить тот факт, что более приоритетным
по сравнению с понятием «рабочей
силы» становится понятие «человеческий
капитал». Это происходит в силу
повышения ценности и значимости
таких характеристик
Для того чтобы охарактеризовать управление персоналом кризисного предприятия, необходимо, прежде всего, определить состав управленческого аппарата.
Единого мнения по этому вопросу у исследователей нет: или стоит относить сюда всех работников-управленцев, или в зависимости от характера выполняемых ими функций.
Но чаще всего к управленческому
персоналу относят тех
1. Высшее руководство (директор,
президент), которое осуществляет
полное управление всеми
2. Менеджеры среднего звена –
сотрудники, занимающиеся руководством
различных подразделений и
3. Заместители – существуют
заместители руководителя и
Руководитель – это главная фигура в системе управления, в том числе и антикризисном. Он несет на себе ответственность за принимаемые решения, выбирает альтернативу, направляет деятельность всего коллектива. В период кризиса управленческая нагрузка увеличивается вдвое, так как, помимо обычных функций, руководителю необходимо координировать работу предприятия и сотрудников в соответствии с антикризисной программой. Однако для осуществления успешного управления в период кризиса (и не только, естественно) руководителю нужна команда специалистов. Сюда входят экономисты, юристы, маркетологи, психологи, программисты, консультанты и т. д. В период кризиса от них требуется максимум профессионализма и аналитических данных.
Обычно в решении поставленных
вопросов руководитель опирается на
опыт и профессионализм своих
специалистов, нередко создавая рабочую
команду на период кризиса. Как правило,
это наиболее эффективный и, что
немаловажно в кризисных
Отдельно стоит сказать о менеджерах. В настоящее время это понятие является уже повсеместным в среде бизнеса, однако многие считают, что менеджер – это новое название начальников отделов. Если рассматривать само понятие «менеджмента», то можно увидеть, что в него входит:
1) исследование рынка (спроса, потребления),
т. е. маркетинг и
2) производство продукции с
3) управление кадрами, что
Менеджер – это гораздо более
широкое понятие, нежели просто руководитель.
Так как в большинстве своем
в организациях присутствуют многоуровневые
системы управления, директор практически
не имеет возможности лично