Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.
8) если в кризисных условиях нет средств для выплаты заработной платы, необходимо строго фиксировать отработанные часы и дни для последующей оплаты;
9) учет при рассмотрении
10) в случае неправомочных
Таким образом, в условиях кризиса действия профсоюзов относительно заработной платы сводятся к наблюдению за неоправданными нарушениями прав работников и их последующее устранение.
Далее необходимо отметить действия в области социальных гарантий:
1) корректировка, дополнение и
совершенствование практики
2) непосредственное участие в разработке законодательства и социальных программ;
3) усиление социальной
4) разработка стратегии по
5) наблюдение за осуществлением
социальных проектов и
Что касается сферы занятости населения, то здесь профсоюзами проводятся следующие меры:
1) реализация программ, создающих
спрос на рабочую силу с
использованием различных сил
экономики: цен, инвестиций, налогов,
системы государственных
2) реализация государственных
3) ограничение использования
4) препятствие сокращению уровня
заработной платы вследствие
борьбы с безработицей
5) стимулирование инвестиционной
деятельности предприятия,
6) составление и осуществление
программ по поддержке
7) разработка целевых социально-
И, наконец, действия профсоюзов в области охраны труда. В последнее время профсоюзы уделяют этому вопросу большое внимание, так как эта проблема становится все более острой в связи с большим количеством нарушений:
1) наблюдение и контроль за соблюдением условий договоров и соглашений между работниками и работодателями, причем обеими сторонами;
2) разработка норм и правил, обязательных для соблюдения как работниками, так и работодателем, включающих особые требования производства и технологий;
3) разработка системы наказаний
и ответственности за
4) создание специальных комиссий
и профсоюзных органов по
5) разработка новых программ
совместно с государственными
органами, в которых в большей
степени будет выделяться
Таким образом, независимо от направления, действия профсоюзов всецело посвящены созданию и защите достойных условий труда.
В своей работе они используют различные методы, которые постоянно приходится усовершенствовать и изменять в соответствии с преобразованиеми рынка.
10. Причины возникновения
Конфликты являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, не говоря уже о кризисном.
Если раньше этому вопросу уделялось лишь поверхностное внимание, то сейчас эта проблема рассматривается достаточно широко и является предметом изучения каждого менеджера. Для того чтобы уметь бороться с конфликтами и преодолевать их, необходимо, прежде всего, выявлять причины их возникновения.
Они могут быть самыми разными: психологические, связанные с трудовой деятельностью людей и т. д.
1. Причины, имеющие
Эти проблемы обычно связаны с другими причинами и являются следствием их:
1) неблагоприятная атмосфера в
коллективе, вызванная различными
факторами:
2) низкий уровень коммуникации
работников, т. е. отсутствие согласование
своих действий с интересами
коллег, нарушение личного
3) личные конфликты отдельных работников, вызванные негативными взаимоотношениями.
Психологические проблемы в коллективе
– это неизбежное явление, поскольку
в процессе работы сталкиваются характеры
и эмоции. Кроме того, на кризисном
предприятии, эмоциональное состояние
работника всегда отличается стрессом,
поэтому здесь конфликты
2. Причины, связанные с трудовой деятельностью.
Трудовая деятельность – это сложный многогранный процесс, включающий взаимодействие людей, соотношение власти и подчинения, столкновение воли и правил. Поэтому трудовой процесс является очень глубокой системой, которая уже с самого начала несет в себе предпосылки возникновения конфликта. Трудовой процесс может быть разного характера, вследствие этого конфликты также различаются в зависимости от рода выполняемых задач. Поэтапно можно выделить следующие составляющие трудового процесса (естественно, он рассматривается здесь в общем виде без отдельных промежуточных стадий):
1) разработка и установление
основных целей трудовой
2) распределение обязанностей и полномочий между работниками в свете стоящих задач;
3) распределение ресурсов и
Это решение неизбежно приведет к возникновению конфликтов, так как одна из групп получит в результате меньший процент ресурсов;
4) взаимодействие (коммуникация) работников
в ходе выполнения
5) взаимозависимость задач. В случае, когда отдельный человек или целая группа находятся в зависимости при выполнении тех или иных задач от другого человека или группы, всегда есть риск возникновения конфликта.
Некоторые типы организационных структур сами как бы способствуют конфликту, который вытекает из взаимозависимости задач. Например, между линейным и штабным персоналом причиной конфликта будет являться именно взаимозависимость производственных отношений.
Кроме того, существуют определенные
типы организационных структур, которые
увеличивают возможность
На каждом этапе возникают различного рода конфликты.
Помимо общих стратегических целей, каждый работник и сотрудник на предприятии имеет свои. В таких случаях эти цели не оформлены документально, работники просто преследуют их в своей повседневной деятельности. С психологической точки зрения, она может и не быть явной и не осознаваться человеком, однако все его действия будут носить отпечаток и направленность. Если в трудовом процессе возникнут условия, препятствующие выполнению целей отдельных работников или целых групп, то возникает напряженная атмосфера, приводящая к возникновению конфликта (например, трудовой процесс может препятствовать повышению заработной платы или продвижению по карьерной лестнице).
Часто конфликт возникает из-за противоположной
направленности целей, т. е. их различия.
Практически на любом предприятии
и в любой организации имеются
специализированные отделы и подразделения,
деятельность которых связана, по большей
части, с выполнением своих
Зачастую приходится вмешиваться
и самому руководителю, чтобы деятельность
всех отделов соответствовала
Здесь уже очень многое зависит от грамотных действий руководителя.
Кроме того, может возникнуть конфликт отдельных работников с коллективом. Например, в каком-либо отделе работник начинает перевыполнять план, в то время как остальные работники не желают действовать подобным образом. Здесь возникает конфликт, который, как правило, не исчезает полностью, а приобретает со временем скрытый характер.
Рассматривая второй этап трудового
процесса, можно выделить следующие
причины возникновения
1. Неправильно распределенная
2. Последовательность задач. В
подобном случае работа одного
отдела напрямую зависит от
работы другого. Если
3. Некомпетентность менеджеров. Часто из-за недостаточного контроля за ходом выполнения задачи возникают определенные проблемы, вследствие чего теряется время, так ограниченное в условиях кризиса.
Этап распределения ресурсов также
является хорошей базой для
Но в период финансовых затруднений, как правило, поток ресурсов сокращается.
Кроме того, существует еще одна проблема: переход предприятия на новое оборудование, например, является процессом поэтапным, его трудно реализовать сразу во всех подразделениях. Это и является еще одной причиной возникновения конфликта.
Трудовой процесс во многом зависит от качества взаимодействия работников друг с другом.
Коммуникации играют немаловажную роль не только в обычных, но и в кризисных ситуациях.
4. Причины, связанные с личными особенностями работников
В принципе, здесь идет тесная связь с психологическими причинами, имеют место такие важные психологические категории, как характер, темперамент, воля человека. Независимо от наличия в отделе деловой этики и атмосферы, личные качества работников проявляются в любой ситуации. Часто конфликты возникают на почве половых и возрастных факторов. Поэтому большинство руководителей сейчас уделяют пристальное внимание процессу формированию отделов и подбору работников.
11. Антикризисное управление
В управлении конфликтами можно отметить два основных направления: предотвращение конфликтов и их преодоление.
Предотвращение или
Это направление заключается в проведении профилактических и организационных мероприятий, имеющих своей целью улучшение условий труда, создание оптимальной управленческой структуры, разработка системы стимулирования и поощрения персонала и т. д.
Преодоление конфликтных ситуаций
заключается в выяснении причин
конфликта и их последующего устранения.
Для этого необходимо проанализировать
сложившуюся ситуацию. Анализ, как
и любой процесс, состоит из нескольких
этапов: определение предмета конфликта
и его сторон (участников), выделение
основного вопроса или