Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:
1) 82 АС субъектов РФ. Недавно их было ещё 83, но в результате объединения Коми-Пермяцкого АО их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.

Вложенные файлы: 1 файл

Arbitrawnyj_process.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)
  • Судьи,
  • Следователи,
  • Прокуроры,
  • Помощники судей,
  • Работники аппарата суда.

Но и эти субъекты в виде исключения могут выступать в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей недееспособных лиц.

Президиум ВАС в Информационном письме от 13.08.04 №82 разъяснил, что представителями граждан в АС могут быть лица, не имеющие юридического образования.

КС РФ в Постановлении от 16.07.2004г. №15-П признал ч.5 ст.59 АПК в редакции 2002г. не соответствующей КРФ в той мере, в какой она исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этой организации.

АПК конкретизирует субъектов представительства в зависимости от того, чьи интересы защищает представитель в АС. По этому признаку всех представителей можно подразделить на 2 больших категории:

1) представители граждан, в т.ч. и ИП,

2) представители организаций.

Представители могут выступать в зависимости от вида представительства:

    • При договорном представительстве – любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные и подтверждённые полномочия,
    • При законном представительстве – родители, усыновители, опекуны и попечители.

К представителям организаций относятся:

    • Адвокат,
    • Иное лицо, оказывающее юридическую помощь,
    • Штатный работник организации, наделённый соответствующими полномочиями по доверенности,
    • Орган, действующий в соответствии с ФЗ, иными НПА или учредительными документами организации.

От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Ранее в ст.59 была ч.5.1, в которой говорилось о представителях ОГВ и ОМС.

Полномочия представителя в АС:

В процессуальной науке полномочия делятся на 2 вида в зависимости от того, требуется ли из закрепление в доверенности:

  • Общие полномочия – ст.41 ч.1 – кроме права обжаловать судебные акты,
  • Специальные полномочия – они перечислены в ч.2 ст.62 АПК в виде исчерпывающего перечня, каждое такое полномочие должно быть специально оговорено в доверенности. Сегодня специальные полномочия – это право:
    • Подписывать исковое заявление,
    • Подписывать отзыв на исковое заявление,
    • Подписывать заявление об обеспечении иска,
    • Передавать дело в третейский суд,
    • Отказываться от исковых требований полностью или в части,
    • Изменять основание иска,
    • Заключать мировое соглашение,
    • Заключать мировое соглашение по фактическим обстоятельствам,
    • Передавать свои полномочия другому лицу (передоверие),
    • Подписывать заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам,
    • Обжаловать судебные акты,
    • Получать присуждённые денежные средства или иное имущество.

К специальным также относятся ещё 2 полномочия:

  • Подписывать ходатайство о рассмотрении дела с привлечением арбитражных заседателей,
  • Подписывать апелляционные, кассационные жалобы, а также заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора (п.4 ч.4 ст.260, 277, ч.3 ст.194 АПК).

Оформление и подтверждение полномочий представителя в АС:

Ст.61. способ оформления и подтверждения полномочий зависит от вида представительства и субъекта, выступающего в качестве представителя.

Субъект представительства

Подтверждающий документ

1.

Руководитель организации – действует в АС без доверенности, ч.1 ст.61 АПК

А) документ, удостоверяющий служебные полномочия руководителя,

Б) учредительный или иной документ (устав, положение),

2.

Лицо, состоящее в штате организации

А) доверенность с указанием занимаемой в организации должности,

Б) иной документ, подтверждающий нахождение лица в штате организации (выписка из штатного расписания)

3.

Адвокат

А) доверенность, которая подтверждает объём специальных полномочий,

Б) ордер, выдаваемый соответствующими адвокатскими организациями в случаях, указанных ФЗ об адвокатуре (подтверждающие статус адвоката, принявшего поручение на ведение конкретного дела),

4.

Родители

А) паспорт,                  Б) свидетельство о рождении ребёнка,

5.

Усыновители

В зависимости от содержания решения суда об установлении усыновления это может быть

А) свидетельство о государственной регистрации акта усыновления,

Б) свидетельство о рождении ребёнка, если по просьбе усыновителей суд принял решение о записи усыновителей в качестве родителей.

6.

Опекун

Опекунское удостоверение

7.

Попечитель

Попечительское удостоверение

8.

Другие представители

А) доверенность, выданная и оформленная в соответствии с ФЗ,

Б) иной документ (в случаях, предусмотренных МД или ФЗ) по ч.4 ст.61 АПК.


АПК 2002г. закрепил процедуру проверки полномочий представителя на основании исследования документов, предъявляемых представителем суду (ст.63 АПК РФ).

Документ, подтверждающий полномочия, приобщаются к делу или сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

В Информационном письме от 22.12.2005г. №99 п.7 Президиум ВАС РФ разъяснил: статьёй 61 АПК не предусмотрена возможность предъявления в судебном заседании вместо подлинной доверенности её копии. Лицо, которому выдана доверенность, представляет суду в судебном заседании подлинную доверенность, она приобщается к материалам дела или возвращается представителю взамен предъявляемой им копии, надлежащим образом заверенной (нотариусом или судом, рассматривающим дело).

Отказ в признании полномочий представителя наступает в 3 случаях:

    1. при непредставлении лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение его полномочий,
    2. при представлении документов, не соответствующих требованиям, установленным АПК и другими ФЗ,
    3. при нарушении правил о представительстве, установленных ст.59 и 60 АПК.

Об отказе в признании полномочий указывается в протоколе судебного заседания.

 

Подведомственность дел арбитражному суду.

 

1. Понятие и значение подведомственности. Последствия нарушения её правил.

В процессуальной науке подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных юрисдикционных органов (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, КТС, ЗАГС, нотариус, биржевые комиссии и т.д.).

Значение института подведомственности проявляется в 2 аспектах:

1. она представляет собой  правовой механизм наиболее рационального  распределения всех возникающих  дел между различными юрисдикционными  органами,

2. она является важной  гарантией реализации права на  судебную защиту и одной из  наиболее общих предпосылок права на обращение в суд.

Последствия нарушения правил подведомственности определяются в зависимости от того, на каком этапе производство по делу было выявлено нарушение и какой вид подведомственности предусматривался законодательством для данной категории дел. Наступает одно из 3 последствий:

прекращение производства по делу – п.1 ч.1 ст.150, когда неподведомственность дела АС была установлена уже после возбуждения дела независимо от того, было ли дело подведомственно АС на момент подачи заявления,

оставление заявление без рассмотрения – п.2, 5, 6 ст.148 АПК, это последствие наступает при нарушении императивной или договорной подведомственности, выявленном после возбуждения дела,

оставление заявления без движения, ст.128, п.7 ст.126 АПК – нарушение, которое выявлено до принятия заявления. Речь идёт об императивной подведомственности.

 

2. Критерии подведомственности.

Критерии подведомственности – отражённые в нормах права признаки юридических дел, позволяющих судить о том, каким органы подведомственно их разрешение. В процессуальной теории принято делить критерии подведомственности на основные и дополнительные.

К основным критериям относятся критерии, которые применяются по большинству дел и в основном разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

1. Характер спора (характер  спорного правоотношения). Раньше, когда  теория подведомственности только  начала развиваться, в своём первоначальном виде такой термин как характер спорного правоотношения утратил своё значение. Характер спорного правоотношения – в любом случае он подведомствен суду. А уже от характера самого спора зависит разрешение его тем или иным судом. Арбитражные суды являются органами по разрешению экономических споров, легального определения этого понятия в действующем законодательстве не закреплено. В настоящее время теория и практика под экономическим спором понимает спор, возникший в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Понятие предпринимательской деятельности даётся во 2 статье ГК и оно применимо и на институт подведомственности. Центральный признак этой деятельности – цель, т.е. систематическое извлечение прибыли. Под иной экономической понимается деятельность, связанная с товарооборотом, оказанием услуг, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели. Экономический характер спора может проявиться в 3 ситуациях, 1) когда спор возник непосредственно в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, 2) когда спор связан с получением доступа к осуществлению предпринимательской деятельности, например, споры связанные с отзывом лицензии и т.д., 3) когда предъявляются иные имущественные требования, такие ситуации возникают преимущественно по делам из публичных правоотношений, например, взыскание долгов и т.д.

2. Субъектный состав участников спора. АС специализируются на рассмотрении споров преимущественно между двумя субъектами, а именно ЮЛ, в основном коммерческими, и ИП. По гражданскому законодательству это те субъекты, которые в силу своего статуса являются основными участниками предпринимательской деятельности, и поэтому выступают в качестве основных участников арбитражного процесса. Однако кроме организаций в качестве субъектов арбитражного процесса могут выступать государственно-правовые образования (РФ, СРФ, МО), государственные и местные органы, их должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица. Для всех этих субъектов характерен один общий признак – они могут выступать в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц в АС только при наличии прямого указания на это в законе. Также в арбитражном процессе могут участвовать субъекты, возможность участия которых возникает лишь при условии, что иное не предусмотрено МД РФ. Это ИГ, ЛБГ, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями.

Вывод о подведомственности экономического спора АС может быть сделан лишь на основе анализа 2 основных критериев подведомственности в совокупности. Приоритетный характер имеет критерий характера спора. Наличие статуса предпринимателя не всегда означает, что спор с участием данного субъекта подведомственен АС. Например, предприниматель, который в правоотношении выступает как потребитель, не может обращаться в АС.

К дополнительным критериям относятся такие критерии, которые применяются преимущественно при разграничении компетенции между судебными и несудебными органами, и лишь по отдельным категориям дел. К ним относятся:

1. Спорность или бесспорность  права, бесспорное право подлежит  государственной регистрации ОИВ, в некоторых случаях удостоверяется  в нотариальном порядке, в то  время как спор о праве подлежит  разрешению АС.

2. Соглашение сторон разграничивает компетенцию по делам, возникающих из гражданских правоотношений, в основном между арбитражными и третейскими судами по ч.6 ст.4. Передача дела в третейский суд возможна лишь до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено ФЗ.

До принятия процессуальных кодексов в 2002г. (ГПК и АПК) в теории выделялся ещё один дополнительный критерий подведомственности – характер оспариваемого правового акта. Ранее оспаривание НПА осуществлялось в судах общей юрисдикции, а ненормативные ПА могли оспариваться и в общих, и в арбитражных судах в зависимости от характера акта. Теперь же законодатель ввёл такую категорию дел как оспаривание НПА в арбитражный процесс и закрепил это в отдельной статье. В настоящее время по делам об оспаривании НПА действует следующее правило определения подведомственности: п.1 ст.29 и ч.3 ст.191 АПК – дело об оспаривании НА подлежит рассмотрению АС, если оспаривание такого акта отнесено к компетенции АС ФЗ. Если прямого указания в законе нет, дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, независимо от того, затрагиваются ли данным НА права и интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности. По данной категории дел в настоящее время необходимо учитывать ряд ФЗ и специальное информационное письмо Президиума ВАС от 13.08.2004г. №80. Такое указание содержит ч.2 ст.138 НК РФ, где указано, что НА налоговых органов, затрагивающие права организаций и предпринимателей оспариваются в АС; ФЗ о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию от 14.07.1995г. №41-ФЗ ст.7.1; ФЗ о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара от 8.12.2003г. №165-ФЗ. ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления от 6.10.2003г. №131-ФЗ, ст.78. ФЗ о защите конкуренции от 26.07.1006г. пп.6 п.1 ст.23. Таможенный кодекс.

Информация о работе Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура