Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:54, реферат
В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:
1) 82 АС субъектов РФ. Недавно их было ещё 83, но в результате объединения Коми-Пермяцкого АО их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.
Но и эти субъекты в виде исключения могут выступать в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей недееспособных лиц.
Президиум ВАС в Информационном письме от 13.08.04 №82 разъяснил, что представителями граждан в АС могут быть лица, не имеющие юридического образования.
КС РФ в Постановлении от 16.07.2004г. №15-П признал ч.5 ст.59 АПК в редакции 2002г. не соответствующей КРФ в той мере, в какой она исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этой организации.
АПК конкретизирует субъектов представительства в зависимости от того, чьи интересы защищает представитель в АС. По этому признаку всех представителей можно подразделить на 2 больших категории:
1) представители граждан, в т.ч. и ИП,
2) представители организаций.
Представители могут выступать в зависимости от вида представительства:
К представителям организаций относятся:
От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Ранее в ст.59 была ч.5.1, в которой говорилось о представителях ОГВ и ОМС.
Полномочия представителя в АС:
В процессуальной науке полномочия делятся на 2 вида в зависимости от того, требуется ли из закрепление в доверенности:
К специальным также относятся ещё 2 полномочия:
Оформление и подтверждение полномочий представителя в АС:
Ст.61. способ оформления и подтверждения полномочий зависит от вида представительства и субъекта, выступающего в качестве представителя.
№ |
Субъект представительства |
Подтверждающий документ |
1. |
Руководитель организации – действует в АС без доверенности, ч.1 ст.61 АПК |
А) документ, удостоверяющий служебные полномочия руководителя, Б) учредительный или иной документ (устав, положение), |
2. |
Лицо, состоящее в штате организации |
А) доверенность с указанием занимаемой в организации должности, Б) иной документ, подтверждающий нахождение лица в штате организации (выписка из штатного расписания) |
3. |
Адвокат |
А) доверенность, которая подтверждает объём специальных полномочий, Б) ордер, выдаваемый соответствующими адвокатскими организациями в случаях, указанных ФЗ об адвокатуре (подтверждающие статус адвоката, принявшего поручение на ведение конкретного дела), |
4. |
Родители |
А) паспорт, Б) свидетельство о рождении ребёнка, |
5. |
Усыновители |
В зависимости от содержания решения суда об установлении усыновления это может быть А) свидетельство о государственной регистрации акта усыновления, Б) свидетельство о рождении ребёнка, если по просьбе усыновителей суд принял решение о записи усыновителей в качестве родителей. |
6. |
Опекун |
Опекунское удостоверение |
7. |
Попечитель |
Попечительское удостоверение |
8. |
Другие представители |
А) доверенность, выданная и оформленная в соответствии с ФЗ, Б) иной документ (в случаях, предусмотренных МД или ФЗ) по ч.4 ст.61 АПК. |
АПК 2002г. закрепил процедуру проверки полномочий представителя на основании исследования документов, предъявляемых представителем суду (ст.63 АПК РФ).
Документ, подтверждающий полномочия, приобщаются к делу или сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.
В Информационном письме от 22.12.2005г. №99 п.7 Президиум ВАС РФ разъяснил: статьёй 61 АПК не предусмотрена возможность предъявления в судебном заседании вместо подлинной доверенности её копии. Лицо, которому выдана доверенность, представляет суду в судебном заседании подлинную доверенность, она приобщается к материалам дела или возвращается представителю взамен предъявляемой им копии, надлежащим образом заверенной (нотариусом или судом, рассматривающим дело).
Отказ в признании полномочий представителя наступает в 3 случаях:
Об отказе в признании полномочий указывается в протоколе судебного заседания.
Подведомственность дел арбитражному суду.
1. Понятие и значение
В процессуальной науке подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных юрисдикционных органов (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, КТС, ЗАГС, нотариус, биржевые комиссии и т.д.).
Значение института подведомственности проявляется в 2 аспектах:
1. она представляет собой
правовой механизм наиболее
2. она является важной гарантией реализации права на судебную защиту и одной из наиболее общих предпосылок права на обращение в суд.
Последствия нарушения правил подведомственности определяются в зависимости от того, на каком этапе производство по делу было выявлено нарушение и какой вид подведомственности предусматривался законодательством для данной категории дел. Наступает одно из 3 последствий:
прекращение производства по делу – п.1 ч.1 ст.150, когда неподведомственность дела АС была установлена уже после возбуждения дела независимо от того, было ли дело подведомственно АС на момент подачи заявления,
оставление заявление без рассмотрения – п.2, 5, 6 ст.148 АПК, это последствие наступает при нарушении императивной или договорной подведомственности, выявленном после возбуждения дела,
оставление заявления без движения, ст.128, п.7 ст.126 АПК – нарушение, которое выявлено до принятия заявления. Речь идёт об императивной подведомственности.
2. Критерии подведомственности.
Критерии подведомственности – отражённые в нормах права признаки юридических дел, позволяющих судить о том, каким органы подведомственно их разрешение. В процессуальной теории принято делить критерии подведомственности на основные и дополнительные.
К основным критериям относятся критерии, которые применяются по большинству дел и в основном разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
1. Характер спора (характер
спорного правоотношения). Раньше, когда
теория подведомственности
2. Субъектный состав участников спора. АС специализируются на рассмотрении споров преимущественно между двумя субъектами, а именно ЮЛ, в основном коммерческими, и ИП. По гражданскому законодательству это те субъекты, которые в силу своего статуса являются основными участниками предпринимательской деятельности, и поэтому выступают в качестве основных участников арбитражного процесса. Однако кроме организаций в качестве субъектов арбитражного процесса могут выступать государственно-правовые образования (РФ, СРФ, МО), государственные и местные органы, их должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица. Для всех этих субъектов характерен один общий признак – они могут выступать в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц в АС только при наличии прямого указания на это в законе. Также в арбитражном процессе могут участвовать субъекты, возможность участия которых возникает лишь при условии, что иное не предусмотрено МД РФ. Это ИГ, ЛБГ, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями.
Вывод о подведомственности экономического спора АС может быть сделан лишь на основе анализа 2 основных критериев подведомственности в совокупности. Приоритетный характер имеет критерий характера спора. Наличие статуса предпринимателя не всегда означает, что спор с участием данного субъекта подведомственен АС. Например, предприниматель, который в правоотношении выступает как потребитель, не может обращаться в АС.
К дополнительным критериям относятся такие критерии, которые применяются преимущественно при разграничении компетенции между судебными и несудебными органами, и лишь по отдельным категориям дел. К ним относятся:
1. Спорность или бесспорность
права, бесспорное право подлежит
государственной регистрации
2. Соглашение сторон разграничивает компетенцию по делам, возникающих из гражданских правоотношений, в основном между арбитражными и третейскими судами по ч.6 ст.4. Передача дела в третейский суд возможна лишь до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено ФЗ.
До принятия процессуальных кодексов в 2002г. (ГПК и АПК) в теории выделялся ещё один дополнительный критерий подведомственности – характер оспариваемого правового акта. Ранее оспаривание НПА осуществлялось в судах общей юрисдикции, а ненормативные ПА могли оспариваться и в общих, и в арбитражных судах в зависимости от характера акта. Теперь же законодатель ввёл такую категорию дел как оспаривание НПА в арбитражный процесс и закрепил это в отдельной статье. В настоящее время по делам об оспаривании НПА действует следующее правило определения подведомственности: п.1 ст.29 и ч.3 ст.191 АПК – дело об оспаривании НА подлежит рассмотрению АС, если оспаривание такого акта отнесено к компетенции АС ФЗ. Если прямого указания в законе нет, дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, независимо от того, затрагиваются ли данным НА права и интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности. По данной категории дел в настоящее время необходимо учитывать ряд ФЗ и специальное информационное письмо Президиума ВАС от 13.08.2004г. №80. Такое указание содержит ч.2 ст.138 НК РФ, где указано, что НА налоговых органов, затрагивающие права организаций и предпринимателей оспариваются в АС; ФЗ о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию от 14.07.1995г. №41-ФЗ ст.7.1; ФЗ о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара от 8.12.2003г. №165-ФЗ. ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления от 6.10.2003г. №131-ФЗ, ст.78. ФЗ о защите конкуренции от 26.07.1006г. пп.6 п.1 ст.23. Таможенный кодекс.
Информация о работе Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура