Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:50, доклад
Основанием для привлечения работодателя к административной ответственности является наличие в его действиях или бездействии признаков состава административного правонарушения. Иными словами, основание - это те действия работодателя, которые не соответствуют действующему трудовому законодательству, нарушают установленные законом запреты, или бездействие, в результате которого работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности.
* отсутствие должного контроля
как со стороны начальников
ГРОВД, начальников МОБ ГРОВД, так
и со стороны среднего
* недостаточный уровень
* отсутствие должного внимания
к организации работы
* изменение административного законодательства.
Исходя из этого, можно утверждать, что в результате оттока высокопрофессиональных кадров из органов, осуществляющих административный надзор в сфере потребительского рынка, уровень профессионализма и правовой культуры работников правоохранительной системы существенно снизился. Очевиден недостаток знаний в области экономики, бухгалтерского учета, банковской деятельности, правовых основ предпринимательства, налогового законодательства. По этой причине многие лица, виновные в совершении правонарушений в сфере потребительского рынка, уходят от административной ответственности, подрывается авторитет закона, формируется представление о безнаказанности, что, в свою очередь, ведет к воспроизводству правонарушений в данной области.
Правовое регулирование взаимоотношений в области торговли также является существенным фактором, влияющим на криминогенную ситуацию в сфере потребительского рынка.
Так, анализ административно-деликтного законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка свидетельствует о том, что существующая нормативно-правовая база разобщена и разнообразна, что существенно затрудняет ее правоприменение как при осуществлении предпринимательской деятельности гражданами и юридическими лицами, так и органами осуществляющими надзор в сфере потребительского рынка.
Определенное влияние на состояние правонарушений в области потребительского рынка оказывает и внесение в основополагающие нормативные акты изменений и дополнений. В этой связи характерным примером увеличения числа административных правонарушений может послужить внесенные Федеральными Законами РФ от 08.02.2003г. N161-ФЗ и N162-ФЗ изменения в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Закон "О милиции" исключение из Уголовного Кодекса РФ ст.200, что поставило сотрудников подразделений милиции общественной безопасности, осуществляющих работу на данном направлении оперативно-служебной деятельности, в трудное положение, поскольку обман потребителей занимал 40% в структуре всех преступлений экономической направленности компетенции МОБ и 81, 3% преступлений на потребительском рынке (8).
В связи с этим, на наш взгляд актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что "народ, не знающий законов своей страны, ведет внеправовую жизнь или довольствуется... неустойчивыми зачатками права....Народу необходимо и достойно знать законы, это входит в состав правовой жизни. Поэтому нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права... Человеку, как существу духовному, невозможно жить на земле вне права" (9).
Наряду с социально-экономическими, организационными факторами и недостатками в правовом регулировании отношений в сфере торговли существенную роль в правонарушениях в сфере потребительского рынка играют социально-психологические факторы, а именно правовое воспитание и правовой нигилизм. Крах экономической и социально-политической системы социализма породил идеологический кризис, коренные изменения мировоззренческих установок и идеологической ориентации.
В настоящий период времени практически все население страны вовлечено в предпринимательскую деятельность, связанную с потребительским рынком, что требует от предпринимателей знания законов и принципов функционирования рыночной экономики, соответствующих правовых знаний, предприимчивости, особых навыков. Но не все предприниматели отвечают этим требованиям и подготовлены к работе в условиях рынка. Среди предпринимателей, особенно в сфере торговли, оказания услуг, посреднической деятельности немало лиц, не имеющих достаточного образования, экономических и правовых знаний, не признающих никакой деловой этики предпринимательства, правил конкурентной борьбы.
"Отсутствие у большинства
российских граждан- по мнению
академика РАН Кудрявцева В.Н.
- навыков экономического
Так называемая частнособственническая психология из осуждаемой превратилась в одобряемую и признанную систему взглядов и ценностей. В обыденном общественном сознании оказалась утраченной ценность труда как основного источника благополучия и главного средства самореализации личности и, напротив, широко распространились представления о возможности легко достигнуть благополучия обманным путем, участием в криминальном и полукриминальном бизнесе, спекулятивных операциях, недобросовестных финансовых играх. В результате деформации ценностных ориентации у значительной части населения, особенно в молодежной среде, признаются социально одобряемыми различные формы антиобщественного и даже преступного поведения. (11)
В связи с этим следует отметить и тот факт, что в предпринимательской деятельности в настоящий период времени задействовано большинство молодежи, которая в силу своих убеждений сознательно идет на противоправные действия для получения материальной выгоды. Так в своей работе Юцкова Е.М. пишет "более 1/3 опрошенных молодых людей в возрасте 18-29 лет, полагают, что высокая материальная обеспеченность характерна только для тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, а 43% выразили готовность включится в такую деятельность и именно с ней связывают свои планы на будущую жизнь". Развивая данную позицию Ветров Н.И., Зацепин М.Н. провели криминологическое исследование которое показало, что 67% опрошенных молодых людей снисходительно и без осуждения отнеслись к возможности получения материальных средств для открытия своего дела, занятия бизнесом незаконным путем, а 46% недвусмысленно и решительно оправдали подобные действия (12).
Среди других факторов способствующих правонарушениям в сфере потребительского рынка можно упомянуть и бесхозяйственность, недостатки в организации учета и контроля расходования материальных ценностей и денежных средств, ошибки в подборе и расстановке кадров, и т. д.
Хотелось бы отметить и то, что некоторые правонарушения в сфере потребительского рынка совершаются в условиях кажущейся беспричинности, т.е. людьми, для многих из которых характерны положительная правовая ориентация и правомерное поведение. Так, в своей работе Кудрявцев В.Н. пишет: "Такое объективно существующее социальное явление, качественно отличающееся от преступности, гражданско-правовой деликатности и т.д., каким является административная деликатность, должны иметь свои причины... мелкие правонарушения могут быть допущены и людьми, в отношении свойств, личности которых нельзя сделать каких либо упреков". (13) Но даже такая кажущаяся беспричинность имеет свои не видимые на первый взгляд факторы, влияющие на действия или бездействия людей. К таким невидимым причинам можно отнести индивидуально-психологическое состояние правонарушителя в момент совершения противоправного деяния (волнение за родственников, случайное побуждение и т.д.).
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что работа органов внутренних дел и контролирующих органов в сфере потребительского рынка должна строиться с учетом причин и условий, порождающих рассмотренную группу правонарушений.
Так, в ч. 2 ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях диссертант предлагает отобразить понятие «причины и условия, способствующие совершению правонарушения». Это поможет должностным лицам при отражении причин и условий правонарушений как в протоколе об административном правонарушении, так и при вынесении предложения по устранению этих факторов избежать ошибок и неточностей.
Диссертантом предлагается следующее определение: «Причины и условия административного правонарушения – это совокупность необходимых, юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводящих к совершению административного правонарушения».
Таким образом, в случае принятия данных поправок, ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет выглядеть следующим образом:
«1. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
2. Причины и условия
С учетом этого необходимо внести соответствующие
изменения и в ст. 28.2. Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Состоять они должны во внесении прямого
указания на фиксацию в протоколе об административном
правонарушении причин и условий, способствовавших
совершению правонарушения (например,
после слов «иные сведения, необходимые
для разрешения дела.
Если произвести указанные изменения
в ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях,
то возникает необходимость доработать
и ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях,
так как законодатель упустил из виду
конкретные предписания относительно
структуры постановления по делу об административном
правонарушении. Поэтому, опираясь на
общие нормативные предписания, а так
же на мнения многих авторов, мы предлагаем
внести в закон описание структуры постановления.
Оно должно состоять из трех частей – вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
В вводную часть должны войти первые два пункта из перечня сведений, указанных в ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (установочные данные лица, вынесшего постановление, дата и место рассмотрения дела).
В описательно-мотивировочную часть попадают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за правонарушение, совершенное данным лицом.
В резолютивной части целесообразно отразить мотивированное решение по делу, срок и порядок обжалования постановления.
Исходя из указанной структуры, фиксация причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, должна проводиться в описательно-мотивировочной части после обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.
На наш взгляд корректнее выглядит следующий вариант ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«1. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении ими в ходе его рассмотрения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обязаны внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий».
Кроме того, диссертант полагает, что было бы рациональнее определить срок, указанный в ч. 2 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на усмотрение судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Административная деликтность и административная деликтология
В переводе с латинского языка деликт
(delictum) — это правонарушение. Административный
деликт представляет собой разновидность
таких деяний. Административная деликтность
— сумма административных правонарушений,
совершенных на определенной территории
за какой-то отрезок времени.
Соответственно можно говорить об административной
деликтности в городе, области, России
за сутки, месяц, год или иной отрезок времени.
Очень важно различать деликты учтенные
и неучтенные, а среди последних латентные
(не обнаруженные) и неучтенные сознательно.
Учет выявленных правонарушений осуществляют
государственные органы, на которые возложена
борьба с ними: таможенные, налоговые,
внутренних дел и др. В целом по району,
городу, области такой учет систематически
не ведется. Поэтому, как правило, государственные,
муниципальные органы, население получают
сведения только об отдельных видах нарушений
на определенной территории за какой-то
период времени. Например, о количестве
автодорожных нарушений в городе — за
сутки, месяц, год.
Хотя административная деликтность представляет
систему стихийную, не организованную,
между элементами которой не всегда есть
связи153, тем не менее у нее есть определенные
причины, динамика роста и сокращения,
закономерности развития. Например, можно
выявить причины роста в 90-х гг. в России
автодорожных, таможенных, экологических
деликтов.
Учет соответствующих правонарушений
по видам и в целом в административно-
Административная деликтность — это отрицательное
социальное явление. Она исторически изменчива,
неуправляема. Сейчас и в ближайшем будущем
искоренить ее невозможно, но можно блокировать
развитие, нейтрализовать действие этого
негативного фактора, не допустить дальнейшего
роста и даже в какой-то мере сократить.
Административные деликты связаны с другими
видами правонарушений: преступлениями,
дисциплинарными и гражданско-правовыми
проступками. Особенно тесно взаимодействие
ряда административных проступков с преступлениями.
Административная деликтность (пьянство,
наркомания, нарушения правил дорожного
движения и т. д.) — предпосылка преступности,
одна из важных ее причин.
Анализом. системы правонарушений, выявлением
ее причин и динамики, разработкой мер
борьбы с ними призвана заниматься специальная
наука — деликтология. Эта составная часть
социологии только делает первые шаги,
но достаточно развилась ее составная
часть, ее ядро — криминология - - наука
о состоянии, причинах и мерах борьбы с
преступностью. Цивилистическая и дисциплинарная
деликтологии практически не развиты.
Составная часть деликтологии — административная
деликтология — находится в процессе
становления. Ее первые шаги связаны с
исследованиями в 70—80-х гг. профессоров
Е. В. Додина, В. П. Лозбякова, А. А. Попова.
Ее основоположником стал профессор В.
И. Ремнев.
Административная деликтология - - наука
о состоянии, динамике, причинах административной
деликтности и мерах борьбы с нею. Такая
борьба предполагает прежде всего предупреждение
нарушений законности, а также их пресечение,
раскрытие и наказание виновных. Разработка
научно обоснованных программ и методик
борьбы с административными проступками
и их реализация позволит повысить эффективность
правоохранительной деятельности в целом.
Административная деликтология — не правовая
наука, а часть социологии. Хотя она и связана
с административно-правовыми нормами,
основное внимание административная деликтология
уделяет явлениям реальной жизни: правонарушениям,
их субъектам, причинам и условиям совершения
проступков, мерам борьбы с ними. Административная
деликтология — «младшая сестра» криминологии,
которая использует ее методы, ее выводы
и вообще все ее достижения.
Можно выделить четыре составные ее части.
1. Учение об административной деликтности:
количестве проступков, их структуре,
динамике.
Анализируя структуру, можно использовать
отраслевой критерий (на транспорте, в
сельском хозяйстве и т. д.), территориальный,
связь с пьянством и наркоманией, с экономикой
(налоговые, таможенные и т. д.), экологией
и иные варианты группировки деликтов.
При этом нужно иметь в виду, что существует
большое число латентных проступков, которые
не могут быть учтены.
2. Учение о субъектах административных
правонарушений (деликвентах). Если исследуется
деликтность граждан, то важны такие признаки:
возраст, пол, место и стаж работы, образование,
привлекался ли ранее к ответственности,
место жительства, с кем проживает.
Для анализа правонарушений коллективных
субъектов важны показатели формы собственности,
содержания деятельности, состояния коллектива
(размер, кадровый состав, наличие в нем
общественных организаций), данные о руководителях.
3. Учение о причинах и условиях административной
деликтности в целом и отдельных групп
проступков. Среди них можно выделить
те, которые связаны:
• с субъектом правонарушения (недостаточная
правовая осведомленность, правовой нигилизм,
эгоизм, стяжательство, пьянство, наркомания
и др.);
• с недостатками в работе организаций
(нарушения правил производства и торговли
алкогольными напитками, перевозки продукции,
плохая организация регистрационного
учета граждан, технического осмотра автотранспорта,
продажи билетов, недостаток средств,
необходимых для выполнения экологических,
технических, противопожарных. санитарных
правил и т. д.):
• с недостатками в работе правоохранительных
органов. Имеется в виду недостаточное
внимание к профилактике, борьбе с некоторыми
видами правонарушений, волокита, ошибки
в применении мер пресечения (задержания,
доставления в медицинские вытрезвители,
приостановления работ и др.), наложении
взысканий, необоснованные запреты и т.
д. Нужно учитывать, что на показатели
числа административных деликтов влияет
и работа правоохранительных органов,
которые могут не знать, не учесть определенных
правонарушений, ослабить борьбу с ними,
исказить данные, увеличив тем самым число
латентных проступков;
• с недостатками существующей системы
правовых норм: необоснованное установление
ответственности, абсолютно определенных
санкций, несвоевременное внесение изменений
в составы, санкции, систему взысканий,
отсутствие необходимых процессуальных
норм, спорное решение вопросов о подведомственности
дел и др. Так, за последние годы неоднократно
вносились изменения в нормы, регулирующие
ответственность за нарушение правил
дорожного движения, и очень спорна отмена
талона предупреждений у водителей. Непонятно
также, почему ОВД не доверили рассматривать
дела о нарушениях паспортных правил,
отнесли их к подведомственности административных
комиссий. В результате взыскание и уплата
небольшого штрафа за утрату паспорта
и иные нарушения норм о паспортах стали
для многих граждан «хождением по мукам».
А санкции соответствующих норм не стимулируют
должного поведения.
4. Главная составная часть административной
деликтологии — предложения, программы
предупреждения деликтности в целом и
ее разновидностей, улучшения правоохранительной
деятельности, рекомендации по совершенствованию
действующего законодательства.
Учет, изучение структуры и динамики деликтности,
ее причин и условий нужны для того, чтобы
планировать борьбу с деликтностью, повысить
эффективность работы правоохранительных
органов, качество действующих правовых
норм. Очень важно определить основные
направления борьбы с деликтностью в определенное
время на соответствующей территории.
В России сейчас наиболее актуальна борьба
с незаконным оборотом спирта, наркотиков,
с налоговыми, дорожными проступками.
Если программ борьбы с деликтностью в
целом пока еще не существует, то программы
борьбы с отдельными проступками (таможенными,
нарушениями правил дорожного движения
и т. д.) уже давно используются на практике.
В рамках страны их разрабатывают и осуществляют
ведомства, в рамках регионов, муниципальных
образований — компетентные органы исполнительной
власти.
Следует учесть, что программы борьбы
даже с отдельными категориями административных
деликтов (например, с нарушениями налогового
законодательства, правил дорожного движения)
требуют согласованной работы многих
ведомств, они должны быть межведомственными.
И утверждать такие программы должны органы
общей компетенции или все руководители
участвующих в программе ведомств.
А для того чтобы борьбе с деликтами придать
организованный, научный характер, необходимо
создать общероссийскую систему учета
и информации об административной деликтности.
Стране нужны научные коллективы, которые
бы профессионально занимались общей
и специальной административной деликтологией.
Информация о работе Привлечение к административной ответственности, административная ответственность