Бизнес-планирование в системе планирования деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка бизнес плана организации.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
определить место и роль планирования в управлении организацией;
рассмотреть цель, задачи, виды, принципы планирования в организации;
определить сущность, цель, задачи, виды бизнес планирования;
разработать бизнес план организации, в том числе организационный план, стратегию маркетинга, производственный план, финансовый план.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГУК М.А. ГУЭ-2.doc

— 565.00 Кб (Скачать файл)

2. Бизнес-план развития разрабатывается  коммерческой организацией (с привлечением, при необходимости, специалистов  банков, иных юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей) для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей ее деятельности на очередной календарный год и служит конкретным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных прогнозом развития коммерческой организации на пять лет в увязке с направлениями и параметрами, определенными прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и программой социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.

3. Бизнес-план развития базируется  на анализе текущего состояния  коммерческой организации, основных  факторов экономического роста  и оценке их влияния на развитие  коммерческой организации и развитие отрасли народного хозяйства в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития организации, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров, продукции, работ, услуг (далее – продукция).

4. Бизнес-план развития включает:

оценку текущего состояния коммерческой организации с определением закономерностей  и тенденций ее развития во взаимосвязи  с тенденциями и приоритетами развития отрасли народного  хозяйства;

 

обоснование целей и задач, важнейших  направлений экономического развития коммерческой организации на очередной  год;

определение внутренних и внешних  факторов и условий эффективного развития коммерческой организации;

установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития коммерческой организации на очередной год;

определение и описание конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров развития коммерческой организации.

5. Основанием для разработки  бизнес-плана развития является приказ руководителя коммерческой организации, которым определяются:

ответственные за разработку бизнес-плана  развития, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки и выполнения бизнес-плана развития, своевременность внесения в него необходимых изменений и дополнений;

механизм взаимодействия между  структурными подразделениями коммерческой организации при разработке бизнес-плана  развития, анализе хода его выполнения и внесении в него необходимых изменений и дополнений;

необходимость привлечения к разработке бизнес-плана развития иных юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;

сроки разработки.

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов коммерческой организации с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных.

6. Общие подходы к подготовке  бизнес-плана развития:

бизнес-план развития составляется с  учетом специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности коммерческой организации;

каждый раздел формируется на основании  достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

отдельными приложениями к бизнес-плану развития оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане развития (копии учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки и другие документы);

исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане развития, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления;

шаг отображения информации в таблицах бизнес-плана развития, содержащих финансово-экономические расчеты, принимается  равным одному кварталу, информация приводится нарастающим итогом (первый квартал, первое полугодие, девять месяцев, год);

расчеты бизнес-плана развития проводятся в белорусских рублях (в действующих  ценах).

7. Бизнес-планы развития разрабатываются  с учетом особенностей и специфики  отраслей народного хозяйства в соответствии с отраслевыми рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год.

В бизнес-планах развития указываются  руководители и структурные подразделения  коммерческих организаций, ответственные  за достижение доведенных и контролируемых органами управления показателей деятельности этих организаций.

ГЛАВА 2

 СОСТАВ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ

8. В состав бизнес-плана развития  входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана  развития, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

9. На титульном листе указывается  сокращенное и полное название  коммерческой организации, организации-разработчика  бизнес-плана (при необходимости), утверждающие подписи руководителей  коммерческой организации и организации-разработчика, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления (структурного подразделения органа управления), заверенная печатью, дата утверждения и дата согласования бизнес-плана развития, требования конфиденциальности документа.

10. В содержании указываются  названия основных разделов и  подразделов бизнес-плана развития, его приложений, а также даются  ссылки на страницы.

11. Бизнес-план развития состоит  из следующих основных разделов:

«Резюме»;

«Характеристика организации и  стратегия ее развития»;

«Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

«Производственный план»;

«Организационный план»;

«Инвестиционный и инновационный  план»;

«Энергосбережение»;

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

«Показатели эффективности деятельности организации».

С учетом отраслевой специфики и  особенностей финансово-хозяйственной  деятельности коммерческой организации  описательная часть может быть дополнена  другими разделами по решению соответствующего органа управления.

ГЛАВА 3

 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ  БИЗНЕС-ПЛАНА АЗВИТИЯ

 

12. Резюме отражает основные  цели, задачи и важнейшие направления  экономического развития коммерческой  организации на очередной год.  В данном разделе в сжатой и доступной форме излагается суть стратегии развития коммерческой организации на очередной год. Целесообразно привести информацию о новых направлениях развития коммерческой организации. Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана развития, когда имеется полная ясность по остальным разделам.

13. В разделе «Характеристика  организации и стратегия ее  развития» приводится краткое  описание отрасли и определяются  место и роль в ней коммерческой  организации. Даются характеристики формы собственности и указания на основных собственников.

В сжатой форме представляются основные достижения и проблемы в деятельности коммерческой организации за последние 3–5 лет, приводится анализ финансово-хозяйственной  деятельности коммерческой организации за три года, предшествующих планируемому.

14. В разделе «Описание продукции.  Анализ рынка. Стратегия маркетинга»  приводятся данные о продукции,  рынках сбыта и стратегии маркетинга  коммерческой организации. При  описании продукции кратко излагаются общие характеристики выпускаемой и намеченной к освоению в плановом периоде продукции (сфера применения, потребительские свойства, основные технические требования и параметры, наличие патентов, лицензий, сертификатов). Отдельно приводится план мероприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее усовершенствованию, разработке новых видов (модификаций) продукции. Особое внимание уделяется мерам по внедрению систем управления качеством, соответствующих международным стандартам ИСО 9000 либо систем управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР).

Анализ рынков сбыта должен включать:

общую характеристику как внутреннего, так и внешнего рынков, на которых  планируется сбыт продукции, осуществление  сегментирования рынков, оценку их емкости, определение доли коммерческой организации на соответствующих сегментах рынков, анализ динамики развития рынков за последние 2 года и ожидаемых тенденций их изменения, основных факторов, влияющих на рынки;

перечень основных конкурентов-производителей аналогичной продукции, оценку занимаемой конкурентами доли рынка, определение преимуществ коммерческой организации перед конкурентами, сравнительный анализ уровня цен на продукцию коммерческой организации и конкурентов.

Отдельно указываются основные показатели внешнеэкономической деятельности: объемы производства и экспорта продукции, импорт, валютные поступления, сокращения бартерных операций во внешнеэкономической деятельности. Приводятся данные о наличии запасов готовой продукции на складе и планируемых мероприятиях по приведению их уровня в соответствие с установленным нормативом.

При обосновании стратегии маркетинга необходимо указать направленность стратегии сбыта продукции, тактику  реализации продукции на конкретных сегментах рынка, политику и планируемые мероприятия по послепродажному и гарантийному обслуживанию. Кроме того, следует произвести расчет и обоснование цен на продукцию с учетом конъюнктуры рынка, разработать план мероприятий по продвижению продукции на внутреннем и внешних рынках, включающий меры по созданию (развитию, использованию) объектов товаропроводящей сети за пределами Республики Беларусь, проведению маркетинговых, рекламных и выставочно-ярмарочных мероприятий.

15. Раздел «Производственный план»  содержит характеристику имеющихся  основных производственных фондов, загрузку производственных мощностей, анализ соответствия существующих производственных мощностей объемам производственной программы в планируемом периоде, обоснование потребности в дополнительном оборудовании, выбора поставщиков оборудования и другие мероприятия.

16. В разделе «Организационный  план» приводится описание организационно-штатной  структуры коммерческой организации,  ее кадровой политики, списочной  численности работников, в том  числе производственного и административно-обслуживающего персонала, планируемых фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы работников, в том числе производственного персонала. Отдельно отражаются планируемые организационные мероприятия по выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. Раскрывается комплекс мер по стимулированию труда специалистов, их переподготовке и обучению, подбору и расстановке кадров. При необходимости обосновывается потребность в проведении реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

17. В разделе «Инвестиционный  и инновационный план» приводятся: краткая характеристика инвестиционных  проектов, реализация которых будет  продолжена или начата в планируемом  периоде, результаты реализации проекта (выпуск новой продукции, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, снижение энерго- и материалоемкости продукции, замена активной части основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий и иные результаты), описание основных средств, планируемых к приобретению. В случае необходимости разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в соответствии с действующим законодательством приводится информация о наличии такого бизнес-плана и принятых решениях по нему. По реализуемым (намеченным к реализации инвестиционным проектам) указывается взаимосвязь с существующими приоритетами развития отрасли, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах. Отражаются направления прикладных исследований и разработок, планируемые результаты инновационной деятельности коммерческой организации.

При формировании инновационного плана  коммерческой организации указываются  сведения о планируемых (выполняемых) опытно-конструкторских, опытно-технологических и, при необходимости, научно-исследовательских работах (сроки выполнения, ожидаемые результаты, источники финансирования), приводятся мероприятия по повышению инновационной активности коммерческой организации, в том числе по развитию изобретательской и рационализаторской деятельности, экономическому стимулированию инноваторов. Инновационное развитие коммерческой организации может характеризоваться следующими основными показателями: удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства, доля сертифицированной продукции в объеме промышленного производства, степень износа активной части основных промышленно-производственных средств, доля инновационной продукции в объеме промышленного производства, создание и сертификация систем менеджмента качества, доля затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал.

Важным моментом в этом разделе  является определение и обоснование  источников финансирования всех намеченных инвестиционных мероприятий. При привлечении в качестве источников финансирования кредитов банков, мер государственной поддержки указываются имеющиеся кредитные соглашения, решения органов государственного управления, Правительства Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь.

17 1 . В разделе «Энергосбережение»  анализируются данные об объемах  и структуре потребления организацией  топливно-энергетических ресурсов  в планируемом периоде, удельный  вес указанных затрат в себестоимости  продукции, обосновывается возможность обеспечения выполнения доведенного организации целевого показателя по энергосбережению. По результатам анализа разрабатывается план мероприятий по энергосбережению, реализация которого позволит снизить энергоемкость выпускаемой продукции, максимально использовать местные виды топлива, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы. При этом указываются сроки реализации мероприятий, объемы капиталовложений (с указанием источников финансирования) и планируемый экономический эффект от экономии топливно-энергетических ресурсов.

Информация о работе Бизнес-планирование в системе планирования деятельности организации