История библиографии в детских библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 05:38, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Перемены, происходящие во всех сферах общества, непосредственно влияют на библиотеку. Деятельность детской библиотеки оказывает действие реорганизация книгоиздания и книго распространения литературы для детей, реформирование системы образования и культуры. Изменение социума непосредственно отражаются на структуре, содержании и объёме читательских интересов, потребностей, что влечёт за собой уточнение, а порой и трансформацию функций и структур детской библиотеки. Современная информационная ситуация, под воздействием которой формируются информационные потребности, порой навязывают детям и подросткам ложные ценности. В связи с этим особая роль возлагается на детскую библиотеку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Возникновение и развитие детской библиографии, детская библиотека в современной социокультурной среде………………………….10
1.1Возникновение и основные этапы развития отечественной детской библиографии……………………………………………………………………10
1.2 Детская библиотека в современной социокультурной среде……………25
Глава II. Библиографическая деятельность детских библиотек России в современной социокультурной среде………………………………………….42
2.1 Библиографическая деятельности детских библиотек России………….42
2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская библиотека как библиографический центр в современной социокультурной среде………54
Заключение……………………………………………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………………..74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа переделанная.docx

— 357.81 Кб (Скачать файл)

В некоторых ЦБС продолжают создаваться информационно –  библиографические списки «В помощь учителю». В одних случаях они  имеют универсальный характер, материал в них систематизируется по предметам, изучаемым в школе, в других –  отраслевой, литература в них группируется по темам.[33,c.88]

В школьных библиотеках, сельских библиотеках – филиалах, где функционируют  единый абонемент и читальный  зал для учащихся всех возрастных групп, выставки новых поступлений  могут быть приурочены к дню посещения  библиотеки детьми определённого возраста или же могут иметь подразделы : «Для дошкольников», «Для младших школьников», «Для среднего и старшего школьного возраста». Важно, чтобы для каждой возрастной группы читателей – учащихся была разработана система выставок новых поступлений. Периодичность их организации (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально) всецело зависит от интенсивности поступлений, такие выставки должны быть постоянными.[25,c.24]

В настоящее время стоит  задача – преодолеть диспропорцию между всё возрастающим потоком информации, с одной стороны, и ограниченными возможностями её доведения до потребителя – с другой. Кризисное состояние материальной базы большинства массовых библиотек не позволят им обеспечить в достаточной степени информацией все заинтересованные учреждения и отдельных читателей. Выход из этой сложной ситуации только один – широкое использование для этих целей электронных носителей информации, международной компьютерной сети интернет.[73]

В отличии от недавнего времени, когда был преодолён первый нелёгкий этап освоения автоматизированных библиотечных систем и созданы локальные программно – технические комплексы, а на их основе электронные каталоги, базы данных, подключение к глобальной международной сети Интернет, ныне библиотечная информация в России вступила в новую фазу своего развития. Создаётся Федеральная библиотечная компьютерная сеть, все активнее осваивается Интернет. Это позволяет создать в библиотеках, в том числе детских, повышенный информационный комфорт, предполагающий качественное улучшение обслуживание читателей.[4,c.34]

 Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова – Микитова – одно из крупнейших детских внешкольных учреждений Смоленщины, методический, культурно-просветительный, информационно-библиографический центр по работе с детьми, подростками, руководителями детского чтения.

Работники информационно-библиографического отдела – библиографы -  внимательно знакомятся с новой литературой, поступающей в библиотеку, журналами, газетами. Все необходимые сведения о них заносят в электронную базу данных. Параллельно ведутся картотеки и на карточных носителях. В распоряжении библиографа энциклопедии, словари, справочники, географические карты, библиографические указатели, в т.ч. и в цифровом формате. Библиограф подскажет  каждому, кто к нему обратится, пути поиска ответа на любой вопрос. Читатели с помощью библиографа могут также воспользоваться Интернетом, а затем распечатать полученные данные. К их услугам – ксерокопирование материалов.[74]

Отдел разрабатывает и оформляет  книжно-иллюстративные выставки новой  литературы, тематические и юбилейные  выставки в вестибюле библиотеки, проводит информационные обзоры, Дни  информации, Дни периодики, Дни новой  книги для различных групп  читателей. Библиографы обучают  читателей методам работы с книгой, информационному поиску, проводя  библиотечно-библиографические уроки  и занятия, экскурсии, консультации, беседы, обзоры справочно-библиографических  пособий, Дни библиографии. Активно  используют для воспитания культуры чтения игровые формы работы –  информины, библиографические и ролевые игры.[74]

Одно из ведущих направлений  деятельности отдела – создание рекомендательных библиографических пособий и  указателей для читателей-детей  и руководителей детского чтения. Заслуженным интересом у читателей  детских библиотек Смоленской области  пользуются библиографические издания: «Смоленские писатели детям», «Смоленщина  в стихах и песнях», «Их имена  на улицах нашего города», «Наши знаменитые земляки», «Знай и люби край родной», «Свет миру», «Век уходящий – веку грядущему», «Новые имена в детской  литературе», «Хранитель родников», «Смоленские  поэты о войне», «Хорошие книжки – хорошим детишкам». (Приложение 3)

Библиографический отдел Смоленской областной детской библиотеки тесно  сотрудничает с детскими  библиотеками области, с целью совершенствования профессиональной деятельности   проводятся областные совещания, в т.ч. и выездные на базе детских библиотек районов  и сельских библиотек, семинары-практикумы, круглые столы, например: «Библиотека и время: динамика изменений, новый формат», «Система библиотечного обслуживания читателей в среде социальных перемен» и т.д. Примером качественного изменения библиотечного обслуживания читателей являются открывающийся на базе областной детской библиотеки сайт «Детские библиотеки области» - detlid  smolensk @ mail. ru (Приложение 4)[74]

  Таким образом,  библиографическая деятельность детских библиотек России – это целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение успешного выполнения библиотекой своих задач с использованием всего арсенала библиографических средств (совершенствование СБА, справочно-библиографическое обслуживание, информирование, создание библиографической продукции, формирование информационной культуры читателей). Вся эта работа, нацеленная в конечном итоге на удовлетворение информационных потребностей читателей, осуществляется во всех детских библиотеках России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 МБУК «Рославльская» МЦБС Центральная детская    библиотека, как библиографический центр в современной социокультурной среде.

  Сотрудники нашей библиотеки уверены, что должны сохранить, и умело использовать накопленный опыт работы с читателями для воспитания их гармоничной личности, помочь им открыть в себе потенциальные способности, быть неравнодушными к жизни общества и найти свое достойное место в ней.[43,c.7]

Рославльская центральная детская библиотека располагается в одном здании с Центральной городской библиотекой, что даёт возможность более сосредоточенно работать с юными читателями их родителями и руководителями детского чтения. В структуру Рославльской ЦДБ входят: младший и старший абонементы, читальный зал, краеведческий сектор, информационный центр. Основная цель Рославльской ЦДБ это развитие и совершенствование библиотечного обслуживания населения, направленного на удовлетворение потребностей пользователей в информации интеллектуальной и досуговой деятельности. Уже не один год в библиотеке действует программа «Лето с книгой», цель которой – организовать летний досуг детей так, чтобы было интересно и полезно. А что может быть полезнее чтения? Летняя программа чтения – это литературные игры и игры путешествия, выставки просмотры, беседы, библиографические обзоры, весёлые яркие праздники чтения. Так же Рославльская ЦДБ ведёт работу по следующим направлениям:

~ Гражданско – патриотическое воспитание

~ Духовно – нравственное

~ Библиотека и семья

~ Работа с социально  – незащищенными слоями населения

~ Пропаганда здорового  образа жизни

~ Художественно – эстетическое  воспитание

~ Правовое воспитание

~ Экологическое просвещение

~ Краеведческая работа

~ Формирование информационной культуры в учебно – воспитательном процессе[44,c.8]

В своей работе Рославльская ЦДБ использует следующие формы массовой библиографической информации: как информационные бюллетени, списки литературы, выставки новых поступлений, выставки просмотры, картотеки новинок литературы, библиографические обзоры, дни информации и другие формы работы.

В настоящее время стоит  задача – преодолеть диспропорцию между всё возрастающим потоком информации, с одной стороны, и организационными возможностями ее доведения до читателя – с другой. Выход из этой ситуации библиотека видит в широком использовании электронных носителей информации и интернета.[44,c.11]

Конечно у нашей библиотеки есть и проблемы: нуждается в обновлении мебель и техника, запросы юных пользователей растут быстрее, чем обновляется фонд, и, к сожалению, сокращается количество периодических изданий. Но не смотря на трудности Рославльская ЦДБ уверенно смотрит в будущее, вместе с юными пользователями, друзьями и партнёрами творит историю, оправдывая своей деятельностью важность возложенной на неё миссии – воспитание читателя.[45,c.29]

Таким образом, можно сделать  вывод, что Рославльская ЦДБ считает актуальной и значимой задачей совершенствование форм и методов работы с детьми. Поддерживается тесный контакт со школами, детскими садами и руководителями детского чтения.

Рославльская Центральная Детская Библиотека ведёт следующую работу в области библиографического информирования юных читателей и руководителей детского чтения.                   

    • Гражданско – патриотическое воспитание

    Рославльская ЦДБ старается при помощи библиографического информирования  ненавязчиво, исподволь, на превосходных художественных образах воспитывать  высокие нравственные качества: любовь к отечеству и чувство чести, достоинство и благородство, уважение к историческому и военному прошлому страны. Это выставки – просмотры, патриотические листовки, дни памяти, картотека художественных произведений о Великой Отечественной войне.

~ «Маленькие герои большой  войны» - электронная презентация

~ «И я пришла: меня зовут  победа!» - выставка просмотр

~ «Шли на бой ребята  ровесники твои» - виртуальный  экскурс

~ «День Победы – праздник дедов» - выставка – памятка

~ «Россия помнит подвиг  ратный» - выставка – просмотр

~ «Весна победная» - листовка  – закладка

~«Чтобы не забылась та война» - картотека художественных произведений о Великой Отечественной войне.  

~ « Опаленное войной детство» - рекомендательный тематический список литературы для детей среднего возраста(Приложение 6)[45,c.33]

    • Краеведческая работа                  

Главная задача сектора краеведческой  литературы в Рославльской ЦДБ заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению книг, знакомящих с прошлым и настоящим своего маленького края, и вернуть в ранг активных читателей тех, которые по разным причинам почти перестали читать, а так же поддерживать престиж чтения книг.

~ «В межпланетные дали  окно» - видио – викторина

~ « Мы бьем его, что  день, то пуще» - информационный  буклет 

~ «Его слово из сердца  рвалось» - вечер – портрет

~ «Смоленский край, ты  часть моей России» - урок краеведения

~ «Милые сердцу усадьбы» - урок краеведения

~ «А хорошо родиться  здесь» - выставка вернисаж

~ «Рославль старый, Рославль  молодой» - день информации

~ «Память за собой позови»  - буклет

~ «В глаза нам глядя строго и светло» - информационная памятка к 100 -  летию А.Т.Твардовского

~ «Я лицом к лицу  с родной природой» - выставка  просмотр к 100 – летию Н.И.Рыленкова

~ «Первый навсегда» - выставка  память к 75 – летию со дня рождения Ю.А.Гагарина

~ «Голос памяти о нём» - памятка к 50 – летию первого полёта человека в космос

~ «Вечный космонавт» - картотека  о жизни Ю.А.Гагарина отражающая всю литературу фонда Рославльской ЦДБ

~ «К великой нашей Родине  любовь берёт от Малой Родины  начало» - путеводитель по краеведческому сектору

Цель библиографического краеведческого информирования – дать возможность читателям почувствовать  личную причастность к истории края, к судьбам людей. Самые маленькие читатели Рославльской ЦДБ познакомились с историей Рославля посредствам громких чтений и уроков краеведения ~ «Путешествие в прошлое города».[52,c.66]                         

        В  современном мире маленькому  человеку найти свой путь очень  нелегко. Агрессивная внешняя  среда, видеофильмы, кинопродукция, телевидение вряд ли может способствовать формированию гуманистического мировоззрения и здорового внутреннего мира ребёнка. Поэтому главная задача, - основываясь на книжные фонды, попытаться помочь юным читателям определить нравственные ориентиры, создать шкалу ценностей, которые были, есть и останутся на все времена. [23,c.52]

    • Духовно – нравственное  воспитание

       Цели и задачи духовно – нравственного воспитания в Рославльской ЦДБ это формирование у читателей интереса к духовно – нравственной литературе, обучение методам поиска информации по духовно – нравственной тематике. Целям духовно – нравственного воспитания служат данные мероприятия .[69,c.19]

          ~ «Душа по капле собирает свет»  - день православной книги

          ~ « Святое души торжество» - выставка  – просмотр

          ~ «Маслёна пришла, блинов принесла» - выставка знакомство

Информация о работе История библиографии в детских библиотеках