Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Р.А..docx

— 488.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

1.1. Сущность бюджетного  дефицита и причины его возникновения……….5 

 1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Доходы государственного  бюджета и ее эффективность  в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

 

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

 

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита  государственного бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

В большинстве аналитических работ  в данной связи отмечаются три  ключевых фактора:

высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению;

во-вторых, накопление текущей бюджетной  задолженности в процессе исполнения бюджета;

не развитость  государственных  ценных бумаг.

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном  этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики  Кыргызской Республики, поскольку большинство  экономических проблем ведут  именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к  ВВП) является важным показателем экономики  страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета  и тем самым диктует необходимость  сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Поэтому грамотное управление  размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая  задача. И то, что сейчас по официальным  данным дефицит госбюджета очень  большой, уровень налогов и государственных  расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.

Бюджетный механизм представляет собой важный инструмент долгосрочной структурной политики. Он используется для подъема отстающих в экономическом  отношении регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание ученым рассматривать его в качестве плана финансового устройства, который  служит средством достижения экономической  стабильности и выполняет функции  встроенного бюджетного стабилизатора.

Цель дипломной работы – рассмотреть проблемы дефицита бюджета и механизмы их преодоления.

Объектом исследования выступают  государственные заимствования, т.е. получение кредита из внешних  и внутренних источников, и его  обслуживание (погашение).

Предметом исследования являются формы и методы и механизмы преодоления дефицита бюджета.

Таким образом, для достижения цели работы необходимо:

  • изучить теоретические основы вопроса о дефиците бюджета;
  • рассмотреть общее состояние государственного бюджета;
  • определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
  • рассмотреть  обслуживание и погашение долговых обязательств;
  • выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Все изложенное в данной работе свидетельствуют о том, проблема дефицита бюджета и пути преодоления, погашения государственных долгов в Кыргызской Республики обрело в настоящее время особую важность и актуальность.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

1.1. Сущность бюджетного  дефицита и причины его

возникновения.

Экономическая структура  любого общества не может функционировать  без нормально организованного  потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты  различных уровней, фонды страхования, валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие денежные фонды.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных  условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение  в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных  займов, иногда – за счет эмиссии  бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит  связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Бюджетный дефицит – это  финансовое явление, не обязательно  относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном  мире нет государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные  бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны  и  имеют  бюджетный   дефицит  от  10  до 30%. Однако в условиях относительно устойчивого  экономического  положения  бюджетные  дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели.

Известный английский экономист Дж.М.Кейнс в целях ''взбадривания'' экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено.

Самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны1.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег.

 Особое значение из  них имеют спад производства  и рост «теневого» сектора  экономики. Наличие этих причин  приводит к уменьшению налоговой  базы. В первом случае происходит  сокращение производства, уменьшается  получаемая прибыль, следовательно,  уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления  в бюджет не выполняется. Во  втором случае предприятия вообще  перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия,  действующие в ней,  нигде  не  регистрируются  и, следовательно, никаких

налогов не платят. Государственные  органы их не видят, они находятся  в «тени».

Дефициты возникают в  результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать  к источникам особого рода. Дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово–кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае он – явление чрезвычайно  тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных  экономических  мер (по стабилизации экономики, финансовому  оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Его  не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в  долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение  считается контролируемым при государственном  долге, не превышающем половины выпуска  валового национального продукта, и  бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.

Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для  развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений  расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в  будущем рост производства и прибыли  в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровая» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 

 

 

1.2. Виды  бюджетного дефицита их классификация  и источники его финансирования

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства.

Составление бюджета с  профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства  и его административно-территориальных  образований. Если же хотя бы небольшая  часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

 Идеальным вариантом  был бы, конечно, полностью бездефицитный  бюджет, в котором сумма расходов  полностью соответствует объёму  доходов. Однако в условиях  реальной экономики этого добиться  нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с  дефицитом неизбежно, для обеспечения  сбалансированности приходится  привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики