Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………38
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в развитии экономики страны занимает железнодорожный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.
Железнодорожный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на структуру капитальных вложений, архитектуру и планировку городов, а также на различные сферы жизни общества - здравоохранение, культуру, просвещение и др.
Эксплуатационные расходы являются важнейшим элементом затрат железнодорожного транспорта в силу высокой трудоемкости, фондоемкости и ремонтоемкости транспортного производства, отражающим объем спроса и предложения, уровень цен на перевозки, качество перевозочного процесса и качество транспортного обслуживания; транспортную политику государства в установлении форм собственности, юридическое регулирование взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой; условия перевозки; состояние налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики. Рационализация эксплуатационных расходов имеет ключевое значение для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению необходимо постоянно проводить анализ деятельности подразделений для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Можно с уверенностью заявить, что этот показатель является одним из наиболее важных показателей.
Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций на внутреннем и международном рынках.
В
обобщенном виде себестоимость отражает
все стороны хозяйственной
Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен. Систематическое снижение себестоимости – одно из основных условий повышения эффективности выполнения работ, перевозок. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет.
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Анализ себестоимости направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе выполнения работ. Изучение себестоимости позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на подразделениях.
Таким
образом, исходя из вышесказанного, определяется
актуальность темы курсовой работы. В
данной курсовой работе раскрываются
вопросы анализа
Работа состоит из трех глав: «Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости», «Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути» и «Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости».
В
первой главе курсовой работы раскрываются
теоретические аспекты
Во второй главе проводится анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат, по статьям Номенклатуры расходов, оценка эффективности использования эксплуатационных расходов и факторов, влияющих на них, анализ себестоимости и оценка влияния факторов, ее определяющих.
В третьей – оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости.
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили такие литературные источники, как «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» Савицкой Г.В., «Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда» Акулича В.В., «Экономический анализ хозяйственной деятельности» Елисеевой Т.П., так и отчетности, используемые на предприятии, например, форма 69-жел и другие.
1 Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости
1.1 Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация
Каждая организация (фирма) при разработке своей стратегии ориентируется на удовлетворение определенной общественной потребности и получение максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат и, прежде всего, конкретных затрат на приобретение факторов производства, средств труда и рабочей силы. Главной задачей управления является такая организация производства, которая обеспечит выполнение запланированного объема производства с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.
В нормативных документах и экономической литературе очень часто термины «издержки», «затраты», «расходы» отождествляются и вместе с тем по ним ведется широкая полемика.
Существуют
различные интерпретации
1) выраженные в денежной форме расходы (издержки) на что-либо;
2) ресурсы «уничтожаемые» в процессе производства в целях получения определенной продукции (товаров и услуг);
3) включают стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, амортизационные отчисления, заработную плату и отчисления на социальное страхование, административно-хозяйственные и прочие накладные расходы и убытки, относимые на общие затраты.
Издержки – весьма обширная экономическая категория, к определению которой существует множество различных подходов. Это связано прежде всего с тем, что нет законодательно закрепленного определения данного термина. По мнению некоторых специалистов, издержки представляют собой обобщающий показатель, включающий стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг, другие рассматривают категорию «издержки» как часть затрат, или как денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием только своей производственной деятельности.
Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению капитала.
На транспорте текущие затраты, связанные с осуществлением процесса перевозок грузов и пассажиров, называются эксплуатационными расходами. Их величина впоследствии оказывает непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов железной дороги, определяет уровень ее рентабельности.
Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы, топливо, энергию, амортизация основных фондов, прочие затраты. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.
По элементу «Затраты на оплату труда» отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности.
По элементу «Отчисления на социальные нужды» отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, на медицинское страхование работников.
В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных предметов и др.
В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.
В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и др.), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия.
По элементу «Амортизация основных фондов» планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов.
К прочим расходам относят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты на командировки, подъемные, плату сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков.
Планирование и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с "Номенклатурой расходов по видам деятельности Белорусской железной дороги". С учетом специфики хозяйственной деятельности организаций железной дороги в Номенклатуре все расходы сгруппированы в три части:
Группа
А – «Деятельность
Группа Б – «Иные виды деятельности»;
В эксплуатационные расходы включаются расходы по основной деятельности, связанные с перевозками.