Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:21, дипломная работа
Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Для того, чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях министерства финансов Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета готовой продукции.…5
1.1. Понятие готовой продукции………………………………………………....5
1.2. Учет выпуска готовой продукции………………………………………….10
1.3. Учет отгрузки и продажи готовой продукции……….……………………11
1.4. Инвентаризация готовой продукции………………………………………22
1.5. Отчетность по готовой продукции………………………………….……..24
Глава 2. Бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Бийский Элеватор»……………………………………………………….…….27
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Бийский Элеватор»………….….27
2.2. Бухгалтерский учет готовой продукции в ОАО «Бийский Элеватор».…39
2.3. Недостатки и совершенствование учета выпуска и продажи готовой продукции………………………………………………………………………...35
Глава 3. Анализ готовой продукции на примере ОАО «Бийский Элеватор»..41
3.1. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции……………………………………………………………………...…41
3.2. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………44
3.3. Анализ качества произведенной продукции………………………………48
3.4. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………..52
Заключение…………………………………………………………………….…56
Список использованной литературы………………………....………….……..59
Приложения
Используя описанные выше примеры, можно определить влияния структуры продукции и на средние показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материальность на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволяет комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
3.3. Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличения суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен [13,c.26].
Качество продукции – понятие, которое характеризует, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обозначающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют, качество всей произведенной продукции зависимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный бал продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции,
соответствующей мировым
з) удельный вес экспортируемой продукции в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (содержания белка в продуктах питания);
б) надежность;
в) технологичность, т.е.: эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Таблица 11
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год | |
план |
Факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,70 |
0,75 |
0,74 |
Удельный вес, %: Продукция высшей категории качества Экспортируемой продукции Забракованной продукции За рекламированной продукции |
75 12,5 0,55 0,33 |
76 15,6 0,40 0,25 |
78 15,7 0,50 0,20 |
Потери от брака, тыс. руб. |
450 |
350 |
420 |
Как видно из таблицы, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует, увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем изучении продукции сравнивают с плановой, а для изучения качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта (таблица 12).
. (32)
Таблица 12
Анализ качества продукции
Сорт продукции |
Цена за 1 тонну |
Выпуск продукции, тонна |
Стоимость выпуска, тыс.руб. | ||||
план |
Факт |
план |
факт |
По цене 1 сорта | |||
план |
факт | ||||||
Высший сорт 1 сорт 2 сорт |
5440 5110 4520 |
2100 1960,8 1821,6 |
2273 1979 1130 |
11424 10119,7 8233,6 |
12367 10106 5110 |
10731 10019,7 9308 |
11615 10113 5774 |
итого |
5054 |
5882,4 |
5382 |
29677,3 |
27583 |
30058,7 |
27502 |
Отсюда коэффициент сортности:
по плану – 0,987 (29677/30059)
фактический – 1,003 (27583/27502)
выполнения плана по качеству – 102% (1,003/0,987).
Средне взвешенная цена по плану – 5045 руб, фактический – 5152 руб, что по отношению к плану также составляет 102% [14,c.100].
Вторая задача анализа – определения влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ΔТП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП) расчет производится следующим образом:
ΔТП=(Ц1-Ц0)*VВП1, (33) ΔВ=(Ц1-Ц0)*VРП1,
ΔП=[(Ц1-Ц0)*VPП1]-[(C1-C0)*VРП
где Ц1 и Ц0 = соответственной цена изделия до и после изменения качества; С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; VВП1 – количество произведенной продукции повышенного качества, VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятия выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по произведенным выше алгоритмам определить (влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации).
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:
(34)
(35) Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанные в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (таблица 13).
Таблица 13
Влияния сортового состава продукции на объем выпуска изделия мука в стоимостном выражении
Сорт продукции |
Оптовая цена 1 тонны, руб. |
Структура продукции, % |
Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
план |
факт |
+,- | |||
Мука в.с. 1 сорт 2 сорт |
5440 5110 4520 |
36 33 31 |
42 37 21 |
+6 +4 -10 |
+326 +204 -452 |
Итого |
5045 |
100 |
100 |
- |
+78 |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции высшего сорта и 1 сорта и уменьшением соответственно доли продукции 2 сорта), средняя цена реализации по изделию мука выше плановой на 78 руб, а стоимость всего фактического выпуска – на 420 тыс. руб. (78 руб.*5382 тонн).
Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обозначаются.
3.4. Анализ ритмичности работы предприятия
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и отгрузки продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановых остатки готовой продукции на складах и как следствия замедляется оборачиваемости капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простой, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, идеальный вес производственной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третий декаде предыдущего месяца [15,c.48].
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за не поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах [16,c.44].
Один из наиболее распространенных
показателей – коэффициент
Критм=32,9+32+33,3=98,2%
Коэффициент вариации, (Кв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (средне декадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
(36)
где квадратическое отклонение от средне декадную (задания; n – число периодов; х – средне декадное задание по графику).
В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,072. это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 7,2%.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности в нашем примере (таблица 14) он равен:
Таблица 14
Ритмичность выпуска продукции по декадам
декада |
Выпуск продукции за год, тыс. руб. |
Удельный вес продукции, % |
Выполнения плана, коэффициент |
Для продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Первая Вторая третья |
28767 27638 29897 |
28502 29110 28806 |
33,3 32 34,6 |
32,9 33,7 33,3 |
0,991 1,053 0,964 |
32,9 32 33,3 |
всего |
86302 |
86418 |
100 |
100 |
1,001 |
98,2 |
Каритм=0,009+0,053+0,036=0,098
Аналогичным образом
анализируется ритмичность
Таблица 15
Ритмичность реализации продукции по декадам
декада |
Выпуск продукции за год, тыс. руб. |
Удельный вес продукции, % |
Выполнения плана, коэффициент |
Для продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности | ||
план |
факт |
план |
факт | |||
Первая Вторая третья |
28502 29656 27347 |
29934 27639 28787 |
33,3 34,7 31,9 |
34,7 32 33,3 |
1,050 0,932 1,053 |
32,3 32 31,9 |
всего |
85505 |
86360 |
100 |
100 |
1,010 |
97,2 |
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции