Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:21, дипломная работа

Краткое описание

Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Для того, чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях министерства финансов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета готовой продукции.…5
1.1. Понятие готовой продукции………………………………………………....5
1.2. Учет выпуска готовой продукции………………………………………….10
1.3. Учет отгрузки и продажи готовой продукции……….……………………11
1.4. Инвентаризация готовой продукции………………………………………22
1.5. Отчетность по готовой продукции………………………………….……..24
Глава 2. Бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Бийский Элеватор»……………………………………………………….…….27
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Бийский Элеватор»………….….27
2.2. Бухгалтерский учет готовой продукции в ОАО «Бийский Элеватор».…39
2.3. Недостатки и совершенствование учета выпуска и продажи готовой продукции………………………………………………………………………...35
Глава 3. Анализ готовой продукции на примере ОАО «Бийский Элеватор»..41
3.1. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции……………………………………………………………………...…41
3.2. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………44
3.3. Анализ качества произведенной продукции………………………………48
3.4. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………..52
Заключение…………………………………………………………………….…56
Список использованной литературы………………………....………….……..59
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Используя описанные  выше примеры, можно определить влияния  структуры продукции и на средние  показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материальность на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволяет комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

3.3. Анализ качества  произведенной продукции

 

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение  – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению  спроса на продукцию и увеличения суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен [13,c.26].

Качество продукции  – понятие, которое характеризует, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень  его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обозначающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют, качество всей произведенной  продукции зависимо от ее вида и  назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный бал  продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

д) удельный вес аттестованной  и не аттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции в том числе в  высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств:

а) полезность (содержания белка в продуктах питания);

б) надежность;

в) технологичность, т.е.: эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели –  это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа  – изучить динамику перечисленных  показателей, выполнения плана по их уровню, причины их изменения и  дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Таблица 11

Анализ обобщающих показателей качества продукции

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

Факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,70

0,75

0,74

Удельный вес, %:

Продукция высшей категории качества

Экспортируемой продукции

Забракованной продукции

За рекламированной  продукции

75

12,5

0,55

0,33

76

15,6

0,40

0,25

78

15,7

0,50

0,20

Потери от брака, тыс. руб.

450

350

420


Как видно из таблицы, за отчетный год на предприятии проделана  определенная работа по улучшению качества продукции  и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует, увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в  общем объеме производства, средний  коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем изучении продукции сравнивают с плановой, а для изучения качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент  сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта (таблица 12).

.              (32)

Таблица 12

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1 тонну

Выпуск продукции, тонна

Стоимость выпуска, тыс.руб.

план

Факт

план

факт

По цене 1 сорта

план

факт

Высший сорт

1 сорт

2 сорт

 

5440

5110

4520

 

2100

1960,8

1821,6

 

2273

1979

1130

 

11424

10119,7

8233,6

 

12367

10106

5110

 

10731

10019,7

9308

 

11615

10113

5774

итого

5054

5882,4

5382

29677,3

27583

30058,7

27502


Отсюда коэффициент  сортности:

по плану – 0,987 (29677/30059)

фактический – 1,003 (27583/27502)

выполнения плана по качеству – 102% (1,003/0,987).

Средне взвешенная цена по плану – 5045 руб, фактический – 5152 руб, что по отношению к плану  также составляет 102% [14,c.100].

Вторая задача анализа – определения влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ΔТП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП) расчет производится  следующим образом:

ΔТП=(Ц10)*VВП1,           (33)        ΔВ=(Ц10)*VРП1,

ΔП=[(Ц10)*VPП1]-[(C1-C0)*VРП1],

где  Ц1 и Ц0 = соответственной цена изделия до и после изменения качества; С0  и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; VВП1 – количество произведенной продукции повышенного качества, VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятия выпускает  продукцию по сортам и произошло  изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как  изменились средневзвешенная цена и  средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по произведенным выше алгоритмам определить (влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации).

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

        (34)

                               (35)  Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанные в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (таблица 13).

Таблица 13

Влияния сортового  состава продукции на объем выпуска  изделия мука в стоимостном выражении

Сорт продукции

Оптовая цена 1 тонны, руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

 

план

 

факт

 

+,-

Мука в.с.

1 сорт

2 сорт

5440

5110

4520

36

33

31

42

37

21

+6

+4

-10

+326

+204

-452

Итого

5045

100

100

-

+78


В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции высшего сорта и 1 сорта и уменьшением соответственно доли продукции 2 сорта), средняя цена реализации по изделию мука выше плановой на 78 руб, а стоимость всего фактического выпуска – на 420 тыс. руб. (78 руб.*5382 тонн).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обозначаются.

 

3.4. Анализ ритмичности  работы предприятия

 

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности  производства и отгрузки продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановых остатки готовой продукции на складах и как следствия замедляется оборачиваемости капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простой, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент  вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, идеальный вес производственной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третий декаде предыдущего месяца [15,c.48].

Косвенные показатели ритмичности  – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов  за не поставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах [16,c.44].

Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

Критм=32,9+32+33,3=98,2%

Коэффициент вариации, (Кв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки   (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (средне декадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

   (36)

где        квадратическое отклонение от средне декадную (задания; n – число периодов; х – средне декадное задание по графику).

В нашем примере коэффициент  вариации составляет 0,072. это значит, что выпуск продукции по декадам  отклоняется от графика в среднем  на 7,2%.

Для оценки ритмичности  производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных  и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности в нашем примере (таблица 14) он равен:

Таблица 14

Ритмичность выпуска продукции по декадам

 

декада

Выпуск продукции за год, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнения плана, коэффициент

Для продукции, зачтенная  в выполнение плана по ритмичности

план

факт

план

факт

Первая

Вторая

третья

28767

27638

29897

28502

29110

28806

33,3

32

34,6

32,9

33,7

33,3

0,991

1,053

0,964

32,9

32

33,3

всего

86302

86418

100

100

1,001

98,2


Каритм=0,009+0,053+0,036=0,098

Аналогичным образом  анализируется ритмичность реализации продукции.

 

 

 

 

Таблица 15

Ритмичность реализации продукции по декадам

декада

Выпуск продукции за год, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %

Выполнения плана, коэффициент

Для продукции, зачтенная  в выполнение плана по ритмичности

план

факт

план

факт

Первая

Вторая

третья

28502

29656

27347

29934

27639

28787

33,3

34,7

31,9

34,7

32

33,3

1,050

0,932

1,053

32,3

32

31,9

всего

85505

86360

100

100

1,010

97,2

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции