Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост.
Введение
1. Бюджетирование – составная часть управленческого учета
1.1. Бюджетирование как управленческая технология
1.1.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования
1.1.2. Цели организации и цели (задачи) бюджетирования
1.1.3. Виды бюджетов, их классификация
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления
2.1. Бюджет (план) продаж
2.2. Бюджет запасов готовой продукции
2.3. Производственный бюджет
2.3.1. Бюджет производства (производственная программа)
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)
2.3.3. Бюджет прямых затрат труда
2.3.4. Бюджет общепроизводственных расходов
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов
2.5. Бюджет производственных затрат (производственной себестоимости)
3. Особенности и порядок составления основных бюджетов
3.1. Бюджет движения денежных средств
3.2. Бюджет доходов и расходов (БДиР)
3.3. Расчетный баланс
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
4.3 Учет и система контроля по центрам ответственности
4.4 Отчеты об исполнении бюджетов (смет), принципы их составления
4.5 Возможные проблемы финансового контроля.
Заключение
Литература
Приложения
Бюджет доходов и расходов позволяет понять различие между прибылью и денежным потоком (информацией о денежных поступлениях и выплатах). Признание прибыли базируется на принципе начисления в момент возникновения прав на получение денежных средств или обязательств их выплатить, который далеко не всегда совпадает с моментом поступления и выплат денежных средств.
Кроме того, некоторые статьи бюджета доходов и расходов отражают неденежные расходы или доходы, например, амортизацию, создание резерва по сомнительным долгам, которые в бюджете движения денежных средств не отражаются.
В таблице 17 приведен бюджет доходов и расходов на примере условных данных.
Таблица 17 Бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков) на 200Х г.
тыс. д. е.
3.3. Расчетный баланс
Расчетный баланс – это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) организации (бизнеса, проекта, структурного подразделения) в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.
Назначение расчетного баланса – показать, как изменится стоимость организации в результате занятий данным видом бизнеса, хозяйственной деятельности организации в целом или ее отдельного структурного подразделения в течение бюджетного периода.
Расчетный баланс показывает, насколько увеличится стоимость ресурсов организации, бизнеса или самостоятельного подразделения которыми они оперируют в предстоящий бюджетный период. Он демонстрирует динамику стоимости активов, их жизнеспособность.
Без расчетного баланса невозможно
осуществить полноценный
Специалисты по постановке бюджетирования предлагают разрабатывать расчетный баланс по международной методике, а не пользоваться формой № 1 и ее модернизированными вариантами.
Расчетный баланс отличается
от бухгалтерского баланса не только
форматом, но и назначением. Это видно
при сравнении отдельных
Расчетный баланс обычно составляется по укрупненной номенклатуре статей, отражающей наиболее важные виды активов и пассивов. Главная особенность формата расчетного баланса по международным стандартам – расположение статей активов и пассивов в порядке убывания их ликвидности.
Источники информации для расчетного баланса можно взять из данных бухгалтерского учета и составленных ранее операционных и основных бюджетов.
Так, информация о составе внеоборотных активов может быть получена из данных бухгалтерского учета, а также из бюджета капиталовложений, содержащего информацию о приобретениях и реализации этих активов.
Налоговые обязательства отражены в бюджете доходов и расходов.
Данные о собственном капитале компании можно почерпнуть из документов, касающихся предлагаемых эмиссий и изъятий капитала.
Прогноз нераспределенной прибыли на конец текущего года включает нераспределенную прибыль предыдущих лет и прибыль, заработанную в текущем году. Поскольку прогнозный баланс на следующий год составляется после всех остальных бюджетов в конце текущего финансового года, величину нераспределенной прибыли уже можно оценить достаточно точно.
Объем готовой продукции и материальных запасов можно узнать из бюджетов производства и закупок материалов соответственно. Запас материалов рассчитан в бюджете закупок (таблица 7).
Банковский овердрафт приведен в бюджете закупок и равен остатку по банковскому счету на конец бюджетного года.
Объемы дебиторской и кредиторской задолженностей можно определить исходя из информации о сроках поступлений и выплат, которые используются при составлении бюджета движения денежных средств.
Для того, чтобы составить расчетный баланс введем дополнительные данные к условному примеру. Ниже приведены данные по внеоборотным активам организации.
Таблица 18 Внеоборотные активы организации в 2000 г.
тыс. д. е.
Собственный капитал и резервы в 2000 году составили 13 960 тыс. д. е. Для расчетного баланса дебиторская задолженность взята 18 % от объема продаж III квартала, 90 % от объема продаж IV квартала, текущая кредиторская задолженность составит 50% от объема закупок.
Расчетный баланс составлен по укрупненной номенклатуре (таблица 19)
Таблица 19 Формат расчетного баланса на 200х г.
тыс. руб.
Бюджет доходов и расходов,
бюджет движения денежных средств и
расчетный баланс должны представляться
на рассмотрение планово-финансовой комиссии
(бюджетной комиссии, бюджетному комитету)
вместе с рядом финансовых коэффициентов
предусмотренных
Применяемые в финансовом планировании коэффициенты обеспечивают высшее руководство организации информацией о финансовом состоянии того или иного бизнеса (как в прошлом, так, и применительно к бюджетированию, в будущем).
Для целей бюджетирования коэффициенты позволяют оценить прогнозируемое финансовое положение организации на предстоящий бюджетный период. Если после рассмотрения составленных бюджетов эти коэффициенты окажутся приемлемыми, то бюджеты утверждаются, если нет – бюджет надо пересматривать
Набор нужных для этих целей коэффициентов устанавливается руководством организации исходя из целевых установок бюджетного процесса.
Специалисты по постановке бюджетирования считают, что применительно к современным условиям ведения бизнеса в России наиболее целесообразно рассчитывать следующие группы коэффициентов:
● – рентабельность;
● – производственную (операционную) эффективность;
● – ликвидность.
Рентабельность общая определяется коэффициентом отдачи на общие активы и рассчитывается по формуле:
RОА = (ЧП – ПР) / ОА,
где ЧП – чистая прибыль;
ПР – расходы на выплату процентов по кредитам и займам;
ОА – общие активы по балансу.
Суммирование в числителе чистой прибыли с процентными выплатами означает, что эффективность использования ресурсов не зависит от метода финансирования приобретения активов. Чем больше значение показателя, тем лучше финансовое положение организации.
Если величина рентабельности общих активов больше ставки банковского процента, значит развитие бизнеса выгоднее за счет кредита, а не реинвестирования полученной прибыли.
В России значение данного показателя должно быть не менее 15 – 20 % при расчетах в твердой валюте и не ниже 35 – 40 % в рублях (на конец 2000 г.).9
Коэффициент рентабельности продаж (РП) вычисляется по данным бюджета доходов и расходов (БДиР). Он показывает долю чистой прибыли в выручке от реализации.
РП = (Чистая нераспределенная прибыль) / (Чистая нетто – выручка от реализации).
Значение данного коэффициента должно быть не менее 15 % (в России на уровне 22—25 % по состоянию на 2000 г.).
Производственная (операционная) эффективность характеризуется коэффициентом оборота общих активов (ООА). Этот показатель позволяет определить число оборотов общих активов для достижения величины объема продаж:
ООА = ВР / ОА
где ВР – нетто-выручка от реализации;
ОА – общие активы по расчетному балансу.
Значение данного коэффициента, по мнению специалистов должен быть не менее 3—3,5. Но главный смысл этого коэффициента – не достижение нормативного значения, а недопущение уменьшения значения данного коэффициента с течением времени, что означает увеличение вероятности (только вероятности) банкротства бизнеса. Этот показатель наиболее важное значение приобретает для новых видов бизнеса.
Ликвидность характеризуется коэффициентами текущей ликвидности и абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности (ТЛ) – определяется по формуле:
ТЛ = ТА / КО,
где ТА – текущие активы;
КО – краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс.л.) показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно:
Кабс.л. = (ДС + ЛЦБ) / КО,
где ДС – денежные средства организации;
ЛЦБ – легкореализуемые ценные бумаги;
КО – краткосрочные обязательства.
Используя информацию бюджетов составленных по данным условного примера рассчитаем приведенные коэффициенты.
Рентабельность общая:
RОА = 28,6 %
Рентабельность продаж:
РП = 27,5%
Коэффициент оборота общих активов:
ООА = 1,04.
Коэффициент текущей ликвидности:
ТЛ = 3,0
Коэффициент абсолютной ликвидности:
Кабс.л = 1,48.
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними
В процессе бюджетирования реализуются не только функции планирования целевых показателей деятельности организации, но и функции контроля – наблюдение за выполнением плана и выявление возникших отклонений.
Планирование в самом общем виде – это описание задач, проектирование возможных результатов и выбор путей их достижения. Контроль – это действие, которое способствует выполнению запланированных решений и представление оценки, обеспечивающей обратную связь.
Планирование и контроль
так тесно переплетены, что трудно
провести грань между ними, это
связано с тем, что контроль не
может осуществляться без наличия
плана или хотя бы системы целей.
В то же время отсутствие оценки
степени выполнения планов сводит на
нет все достоинства
Бюджетирование – формализованный процесс планирования, позволяющий установить базы отсчета для оценки фактических показателей функционирования деятельности организации. Бюджеты и сметы используются для многих целей: не только способствуют планированию и координированию экономической деятельности, информируют о ней руководящий и управленческий персонал, но и служат средством контроля и стимулирования, основой оценки эффективности деятельности руководящего персонала. Иными словами, бюджеты могут быть использованы в качестве инструмента финансового контроля.
В учебном пособии
Цель бюджетного контроля – совершенствование процесса принятия управленческих решений. Основным критерием для выбора контрольной системы в соответствии с ее целью является эффективность. Оценка эффективности в свою очередь, конкретизируется вторичными критериями: целевого соответствия и усилий.
Целевое соответствие существует
в том случае, если индивидуальные
и групповые намерения при
выполнении глобальных стратегических
задач одобряются руководством. Соответствие
достигается, если менеджер принимает
решение, удовлетворяющие его
Усилие – определяется здесь как действие по достижению цели. Усилие не ограничивается только тем трудом, который оплачивается заработной платой, а включает в себя все сознательные действия, направленные на достижение материальных и нематериальных целей.
Целевое соответствие и усилия в совокупности представляют собой мотивацию.
Мотивация – это желание достичь поставленной цели. Она, при выборе контрольной системы, является основным критерием эффективности, так как «полезность» системы оценивается исходя из способности ее, побудить работника к деятельности.
Большинство экономистов выделяют следующие формы контроля:
● социальный контроль;
● самоконтроль;
● административный контроль.
Место финансового контроля
находится в системе
В самом широком смысле административный контроль можно разделить на две части:
● правила и предписания (указания, инструкции, модели и т. п.)
● выходной контроль (указания на результат действия).
Правила и предписания
существуют практически в любой
системе организационной
Информация о работе Бюджетирование и внутренний контроль исполнения бюджета