Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа
Завершение образования мирового рынка к середине ХХ века потребовало разработки единообразных приёмов учёта, их унификации для обеспечения одинакового понимания учётной информации. Унификация учёта осуществляется путём его гармонизации и стандартизации на основе разработки международных стандартов финансовой отчётности МСФО, а на их основе национальных стандартов бухгалтерского учёта ПБУ, учитывающих специфические особенности национальной экономики.
Стандартизация бухгалтерского учёта, обеспечивая его унификацию через МСФО, ПБУ, нормативные акты и документы ставит бухгалтерский учёт в жесткие рамки, требуя составления внешней финансовой отчётности в строгом подчинении стандартам. С одной стороны это позволяет оградить интересы инвесторов, вкладывающих свои средства в экономику других стран и предприятий, но с другой стороны значительно ограничивает аналитические возможности бухгалтерской информации, её использование для целей контроля, планирования и принятия управленческих решений.
по способу включения затрат себестоимость;
по вещественному содержанию затрат;
по целевому назначению затрат;
по порядку распределения затрат между отчётными периодами, т.е. по периодичности времени возникновения затрат.
По месту затрат в кругообороте средств, их участию в производственном процессе различают затраты производственные и непроизводственные.
Производственные затраты - это затраты непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Это затраты на материалы, из которых изготавливают продукцию, на отопление, освещение производственных помещений, на оплату труда производственных рабочих, персонала, занятого обслуживанием и управлением производством, амортизация основных средств, нематериальных активов, используемых в производстве. Эти затраты собирают на известных счетах производственных затрат: счетах 20, 23, 25, 26, 29.
К непроизводственным затратам относятся затраты, связанные с заготовлением материалов для осуществления хозяйственной деятельности и продажей готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Это расходы по транспортировке материалов, готовой продукции, их хранению, упаковке, сортировке, погрузке, выгрузке, рекламе, оплата комиссионных, посреднических услуг и т.п. Их собирают на счетах 15, 16, 44.
Учёт затрат с классификацией на производственные и непроизводственные необходим ввиду их разнородного характера, их содержание и величина зависят от вида хозяйственной деятельности организации и определяют их величину разные факторы. Так в организациях промышленного производства наибольший удельный вес составляют производственные затраты, связанные с производством продукции, а в торговых организациях - это затраты, связанные с продажей товаров.
Производственные затраты составляют производственную себестоимость продукции, работ, услуг. От их величины зависит конкурентоспособность продукции, работ и услуг на рынке, которая определяется разницей между ценой установившейся на рынке на эту продукцию в соответствии со спросом на нее и её производственной себестоимостью. В то же время также важно знать сколь велики расходы на продажу, насколько величина полной коммерческой себестоимости, складывающаяся из производственной себестоимости и расходов на продажу определяется величиной последних. Увеличение расходов на продажу повышает полную себестоимость продукции работ и услуг и тем самым снижает её конкурентоспособность, но с другой стороны способствует сокращению сроков её реализации пока продукция пользуется спросом, цены на неё не упали и не выросли сами расходы на продажу.
В свою очередь производственные затраты складываются из затрат, связанных непосредственно с производством конкретной продукции, и затрат, обусловленных обслуживанием и управлением всего процесса производства. В целях управления затратами важно знать насколько величина производственной себестоимости определяется расходами обусловленными непосредственно производством конкретной продукции, её технологией, а насколько расходами по обслуживанию и управлению производством. Соответственно производственные затраты подразделяют на основные и накладные расходы.
Основные расходы - это расходы, обусловленные технологией производства, без которых невозможно данное производство. Поэтому их называют основные. Это, например, песок, гравий, щебень, рельсы, шпалы, без которых невозможно строительство или ремонт пути, электроэнергия и топливо на тягу поездов, запчасти на ремонт подвижного состава, амортизационные отчисления на восстановление изношенного подвижного состава, станков и оборудования, оплата труда машинистов, путейских рабочих, рабочих занятых на ремонте локомотивов, вагонов и т.п.
Накладные расходы - это расходы, связанные с обслуживанием и управлением производства. Они имеют место в любом производстве независимо от вида хозяйственной деятельности, вида выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Это расходы на отопление и освещение производственных помещений - зданий депо, складов, кладовых и грузовых дворов, отделения и управления дороги, амортизация этих зданий, оплата труда обслуживающего их персонала, бухгалтеров, экономистов, инженеров и руководителей производств. Эти расходы тоже необходимы для осуществления производственного процесса, так как без обслуживания и тем более управления производство невозможно. Грамотное, квалифицированное управление и обслуживание производства, особенно если оно крупное, позволяет повысить его эффективность, прибыль при прочих равных условиях. Однако в отличие от основных расходов, возникновение и изменение которых обусловлено и непосредственно связано с выпуском продукции, выполнением работ, услуг и получением доходов от их продажи, накладные расходы лишь увеличивают общую сумму расходов, не увеличивая до определённого момента доходов. Можно при одной и той же величине накладных расходов иметь при прочих равных условиях разные доходы, и в то же время можно иметь одни и те же доходы при разной величине накладных расходов. И, если объёмы производства падают, а в связи с этим уменьшаются доходы (при прочих равных условиях) и основные расходы, то накладные расходы могут не изменяться. Вследствие этого общая сумма расходов уменьшается в меньшей мере, чем доходы. Это отрицательно отражается на финансовых результатах - прибыли. Поэтому эти расходы и называют накладными, которые накладываются на основные расходы, отягощая их и не принося при прочих равных условиях дополнительной продукции, а значит и доходов. Например, если объём перевозок падает, то доходы при прочих равных условиях тоже падают, но при этом снижаются только затраты на электроэнергию, и топливо на тягу поездов, оплату труда машинистов, а зарплата бухгалтеров, начальников депо, дистанций пути, отделений, управлений дорог не меняется. В результате общая сумма производственных затрат на перевозки снижается медленнее, чем объёмы перевозок и получаемые от них доходы, а значит снижается прибыль от перевозок. Поэтому при учёте расходов на производство важно в целях контроля, анализа и управления производством знать сумму основных и накладных расходов, чтобы накладные расходы не оказались больше основных и не «съели» все доходы, прибыль. Для этого надо вести раздельно учёт основных и накладных расходов. Основные расходы собирают на калькуляционных счетах производственных затрат - счетах 20, 23, 29. Накладные расходы, связанные с обслуживанием и управлением производством, отражают на собирательно-распределительных счетах 25, 26.
По способу включения затрат в производственную себестоимость затраты подразделяют на прямые и косвенные. Прямые затраты - это затраты, которые связаны с производством конкретного вида продукции, выполнением конкретного вида работ, услуг. Эти затраты можно непосредственно по данным первичных документов отнести на себестоимость конкретного вида продукции, работ, услуг. Так например, в требовании на отпуск краски указывается на какой вид работ она отпускается, т.е. в требовании проставляется № заказа или № статьи затрат, или наименование объекта, на который отпускается краска и включается в его себестоимость. Или, например, учёт расхода электроэнергии на тягу поездов ведут по данным счетчиков конкретных электропоездов или локомотивов, занятых в грузовом или пассажирском движении. Эти затраты можно отнести на конкретный калькуляционный счёт 20 или 23, или 29, или управленческие счета 31, 32, или субсчета 20.01, 20.02, 32.03 и т.п.
В то же время, когда в организацию поступает счёт за электроэнергию на освещение производственных помещений, за отопление и другие коммунальные услуги, то эти затраты нельзя отнести на конкретный вид продукции, изготавливаемой в цехе, или работ, выполняемых в депо. Они относятся ко всей продукции, производимой в цехе. Поэтому эти затраты в течении отчётного периода отражают на собирательно-распределительных счетах 25, 26, а в конце отчётного периода распределяют косвенно по видам продукции, работ, услуг пропорционально заранее выбранной базе. Соответственно эти затраты называют косвенными. По своему содержанию косвенные затраты обычно одновременно являются и накладными, т.к. это расходы, связанные с обслуживанием производства, а прямыми обычно являются основные расходы.
Если в организации выпускают один вид продукции, выполняют один вид работ или услуг, то необходимости в распределении накладных расходов, относящихся к нескольким видам продукции, не возникает, т.к. они относятся, как и прямые на тот единственный вид продукции, что изготавливает предприятие. В частности, на железнодорожном транспорте в локомотивных вагонных депо, дистанциях пути, где выполняется один вид работ по перевозкам - эксплуатация локомотивов, ремонт вагонов, содержание и ремонт пути, все расходы и основные, и накладные учитывают как прямые на сч. 20 без использования сч.25, т.к. необходимости в выделении косвенных затрат не возникает. Если же в этих структурных подразделениях помимо перевозок выполняют услуги на сторону за договорной тариф, то возникает необходимость в формировании себестоимости двух видов деятельности: основной обычной и прочей обычной деятельности. Для этого отдельно ведут учёт расходов по каждому из видов деятельности и накладных расходов, которые относятся к двум видам деятельности. Например, для отражения прямых расходов основой и прочей обычной деятельности в локомотивном депо используют субсчета 20.01, 20.04 и 20.03, а накладных расходов - счёт 25. В конце месяца накладные расходы - расходы по содержанию и управлению депо распределяются по видам деятельности: основной обычной и прочей обычной и списываются со сч. 25 на счета 20.01, 20.04, 20.03 пропорционально заранее выбранной базе, например, заработной плате производственных рабочих
Д 20.01, 20.04, 20.03 К 25.
Если нет возможности распределить эти затраты на уровне линейного подразделения, то их передают в отделение дороги
Д 79.01 (с НОДом) К 20.01, 20.04, 20.03, 25.
В отделении дороги их примут к учёту
Д 20.01, 20.03, 25 К 79.01 (с ЛП)
и распределят Д 20.01 К 25,
Д 20.04 К 25,
Д 20.03 К 25.
Структурные подразделения железнодорожного транспорта в большинстве случаев выполняют операции по обеспечению и грузовых и пассажирских перевозок. При этом не все затраты, обусловленные выполнением перевозок, могут быть учтены как прямые и непосредственно по данным первичных документов отнесены либо на грузовые, либо на пассажирские перевозки, себестоимость которых должна быть определена, т.е. либо на субсчет 20.01 «Грузовые перевозки», либо на субсчёт 20.04 «Пассажирские перевозки в дальнем следовании», либо на субсчёт 20.05 «Пассажирские перевозки в пригородном движении». К таким расходам, в частности, относятся расходы по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов водоснабжения, техническое обслуживание устройств автоблокировки, устройств диспетчерской централизации и т.п. Их в течение отчётного периода учитывают соответственно на субсчетах 20.02. «Услуги инфраструктуры», 20.03. «Услуги локомотивной тяги», 20.06 «Ремонт подвижного состава», а в конце отчётного периода их распределяют и списывают на соответствующий вид перевозок, что оформляется бухгалтерскими записями
Д 20.01, 20.04, 20.05 К 20.02
Д 20.01, 20.04, 20.05 К 20.03
Д 20.01, 20.04, 20.05 К 20.06
Если эти расходы нельзя распределить на уровне структурного подразделения, их передают в отделение дороги, что оформляется записями
Д 79.01 (с НОД) К 20.02,. 20.03, 20.06,
а в отделении обратной записью
и распределяют на уровне отделения пропорционально объёму пассажирских и грузовых перевозок, т.е. величине пассажиро - км и тонно-км, что оформляется записью
Д 20.01, 20.04, 20.05 К 20.02,
Д 20.01, 20,04, 20.05 К 20.03,
Д 20.01,20.04, 20.05 К 20.06.
Накладные расходы, т.е. расходы, связанные с обслуживанием и управлением производства, называют расходами периода, т.к. их величина зависит от периода, в течение которого их собирают. Поскольку эти расходы при производстве нескольких видов продукции, выполнении нескольких видов работ или услуг являются косвенными и в течении отчетного периода собираются отдельно на специальных собирательно-распределительных счетах, а в конце отчётного периода должны быть списаны на себестоимость, т.е. со счетов 25, 26 на счета 20, 23, 29, то возможны два варианта их списания:
либо на производственные счета 20, 23, 29 в доле, относящейся на затраты, признанные расходами в данном отчётном периоде, то есть в доле, относящейся на себестоимость того или иного вида готовой продукции или выполненных работ, оказанных услуг, что оформляется записями
Д 20, 23, 29 К 25,
Д 20, 23, 29 К 26,
либо списать в полной сумме на счет финансовых результатов 90 в том отчётном периоде, когда они возникли, без распределения по видам продукции, производства, видам работ и услуг, к которым они относятся, а значит и отчётным периодам, что оформляется записями
Д 90 К 25, 26.
В этой связи в практике работы предприятий следует различать текущие и единовременные затраты.
Текущие затраты - это затраты, которые возникают постоянно изо дня в день в процессе производственной деятельности. Это затраты на материалы, оплату труда, связанные с производством.
Единовременные затраты - это затраты которые возникают время от времени либо периодически, сезонно, либо в связи с проведением какого-то мероприятия, например, капитальный ремонт верхнего строения пути, начисление отпускных сумм, вознаграждение за выслугу лет, по итогам года, приобретение лицензии, программного продукта в пользование, разработка проектно-сметной документации на строительство новых объектов или их модернизацию и т.п.
Текущие затраты по мере их осуществления относят на себестоимость произведённой продукции, работ и услуг в дебет производственных калькуляционных счетов 20,23,29 с кредита счетов затрат 02, 10, 70, 69. Если при учёте текущих затрат нет альтернативных вариантов, то при учёте единовременных затрат есть различные варианты их включения в себестоимость, что позволяет получать разную величину расходов и финансовые результаты в зависимости от выбранного варианта учёта. Единовременные затраты можно относить на себестоимость
либо сразу по мере их осуществления в полной сумме относить на себестоимость как текущие затраты в дебет производственных калькуляционных счетов 20, 23, 29 с кредита счетов затрат 10, 70, 69;
либо распределяя по периодам в доле, относящейся на данный отчётный период. Для этого используются счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и 97 «Расходы будущих периодов». Единовременные затраты сначала отражают на этих счетах 96, 97, а затем распределяют по периодам, списывая их постепенно в соответствующих суммах на себестоимость в соответствующие отчётные периоды.
Например, если в организации, такой как учебные учреждения, основная часть сотрудников уходит в отпуск в летнее время года в связи с чем требуется единовременно покрыть большую сумму затрат, которой может не оказаться и это сразу же снизит финансовый результат, то организация может либо сразу по мере ухода работников в очередной отпуск и начисления им отпускных сумм покрыть эти затраты, сразу списав их на себестоимость как текущие затраты