Концепция ценообразования с позиции бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей ценообразования, методы ее расчета и факторов, влияющих на цену.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить факторы, влияющие на принятие ценовых решений;
- проанализировать процесс принятия ценовых решений;
- доказать актуальность для нашей экономики проблемы ценообразования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2 - 3
1. ПРИНЯТИЕ ЦЕНОВЫХ РЕШЕНИЙ………………………………...4 - 5
1.1. Факторы, влияющие на принятие ценовых решений: внутренние, внешние………………………………………………………………………6 - 14
1.2. Ценовая политика……………………………………………………...15 - 21
1.3. Концепция ценообразования с позиции микроэкономики…...…..22 - 25
1.4. Планирование цен на основе полной себестоимости продукции и переменных издержек………………………………………………..25 - 31
1.5. Понятие демпинговых игр……………………………………….…...32 - 33
1.6. Краткосрочный и долгосрочный нижние приделы цены………...34 - 38
1.7. Методы трансфертного ценообразования. Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях………………….…39 - 56
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..…57 - 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..76 - 77
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...…78 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие получает предложение подписать контракт на производство дополнительной партии изделия «А» в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.

На первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта (27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.

В связи тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные косвенные расходы уже заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объема производства (1000 штук) изделия «А». Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы (область релевантности) постоянные расходы не меняются при изменениях объемов производства, подписание контракта не приведет к их росту.

Таким образом, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимые для производства единицы изделия «А», составляют 21 руб. С учетом цены контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно предприятию, и каждое изделие продукции «А», реализованное в рамках дополнительного контракта, принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27 – 21).

 

Иногда привлечение дополнительных заказов может быть оправданно, даже если их оплата не покрывает полностью издержек по их выполнению.

Такие управленческие решения разрушают традиционные представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.

Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, т.е. та величина выручки, которая находится за критической точкой. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

Степень контроля за величиной переменных расходов различна в зависимости от объема продаж. Когда наблюдается бум, управляющие склонны наращивать объем производства и реализации, а при спаде они начинают следить за затратами.

При снижении объема продаж обычно уменьшают отпускные цены и увеличивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, снизить текучесть кадров и заготовить ресурсы по более низким ценам. Это одна из причин ограничения применения анализа соотношения «затраты – объем – прибыль», так как при его построении допускается прямо пропорциональная зависимость величины переменных расходов от объема.

Постоянные расходы не статичны от года к году. Они могут быть намеренно увеличены для обеспечения более прибыльной комбинации производства и распределения, эти изменения отразятся на выручке, переменных и постоянных расходах. Например, можно увеличить расходы по продаже, заменив реализацию через оптовиков на прямую, непосредственно на рынке. Эта комбинация дает возможность повысить отпускную цену. Может быть приобретено более современное оборудование с целью сокращения удельных переменных расходов. Но в некоторых случаях более мудрым будет решение о сокращении постоянных расходов, например замена розничной торговли на оптовую.

После того как сделаны основные предложения по изменениям в постоянных расходах, менеджер прогнозирует вызванные этим предложением изменения прибыли и удельной маржи. Управленческий учет непрерывно анализирует поведение затрат и периодически определяет точку перелома.

Постоянные расходы являются константой только по отношению к данному уровню деятельности и в данный период времени. Предприятия редко достигают 100% использования мощностей, поэтому, когда планируются радикальные изменения объема, многие постоянные расходы приводят к непредвиденным потерям в результате управленческих действий. Удар, нанесенный постоянным расходам, снижает критическую точку и дает возможность фирме выдержать большое снижение объема, прежде чем появятся убытки.

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с сокращением производства (продукции). В пределах краткосрочного периода, если продукт приносит дохода больше, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Эта информация поступает мгновенно, если используется маржинальный подход. При традиционном подходе трудно получить релевантную информацию, но менеджер может быть введен в заблуждение себестоимостью единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов.

Маржинальный доход может быть использован при выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведении специальных рекламных компаний, использовании премий, стимулирующих объем реализации. Обычно высокий рейтинг маржинального дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости увеличения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по стимулированию реализации.

Когда ожидаемая прибыль согласована, определение ее размера может быть быстро обеспечено подсчетом числа единиц, которые необходимо продать. Эти вычисления легко сделать, разделив сумму постоянных расходов и ожидаемой прибыли на удельный маржинальный доход.

Решения часто принимаются для того, чтобы выявить, использование каких материалов или машин наиболее выгодно может обеспечить максимально высокую прибыль. Маржинальный подход представляет данные для выявления продукции, дающей наибольший маржинальный доход.

Сторонники этого подхода утверждают, что исчисление себестоимости на этой основе позволяет менеджерам лучше понять взаимное поведение затрат, объема, цены, прибыли и быть более мудрыми в политике цен. В конечном итоге максимальная цена устанавливается спросом. Минимальная временная цена иногда устанавливается на основе величины переменных расходов и необходимости реализации.

Анализ структурных сдвигов часто вносит ясность в отклонения фактической прибыли от запланированной, даже если менеджеры строго контролируют общий объем продаж.

Управляющие стремятся максимизировать реализацию всей продукции. Однако им следует периодически сверяться с лимитами ресурсов.

Дополнительные производственные мощности могут оказаться бесполезными. При решении вопроса о выпуске продукции необязательно отдавать предпочтение более рентабельной.

 

 

 

 

 

1.7. Методы трансфертного ценообразования. Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях

 

Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний, то есть это внутрифирменная цена, которая используется при взаимообмене товарами или услугами и применяется в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций, она всегда устанавливается конфиденциально. При трансфертном ценообразовании передача продукции осуществляется по ценам ниже рыночных, равных себестоимости продукции.

Для того чтобы определить, насколько трансфертные цены отличаются от рыночных, достаточно знать, по какой цене данный товар поставляется одним подразделением предприятия другому подразделению и по какой цене тот же самый товар поставляется независимым покупателям. Следовательно, применение трансфертных цен помогает влиять на такие показатели деятельности предприятия, как издержки, цена, прибыль. Предприятие, использующее в своем  производстве продукцию, приобретаемую по трансфертным ценам, получает дополнительные конкурентные преимущества. Являясь фактором, определяющим конкурентоспособность товара, трансфертные цены часто составляют коммерческую тайну.

Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для принятия менеджерами подразделений экономически обоснованных решений. Товары, передаваемые от подразделения к подразделению, называются промежуточной продукцией. Продукты, реализуемые подразделением внешним структурам, называются готовой продукцией. Для получающего подразделения трансфертная цена выступает в виде расходов, для поставляющего — как доходы. В централизованной компании решение о том, следует ли продавать промежуточную продукцию на внешнем рынке или целесообразно обрабатывать ее дальше, принимается на основе сравнения приростных издержек и поступлений от последующей обработки. В децентрализованной организации менеджер принимающего подразделения будет трактовать трансфертную цену принимаемой продукции как добавочные (приростные) издержки, что может привести к неправильным решениям с точки зрения компании в целом.  Трансфертные цепы должны способствовать целенаправленному перемещению части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.

Трансфертные цены получили широкое распространение в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, в том числе при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний. Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагающей передачу промежуточных продуктов другому предприятию, входящему в тот же холдинг. В этой ситуации установление трансфертных цен, отличающихся от сложившихся на рынке, позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль, получаемую дочерними компаниями, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки за счет искусственного снижения цен на продукцию, поставляемую компании холдинга, осваивающей новые рынки. 

 Главная цель введения трансфертных  цен — минимизация налогообложения  внутрикорпоративных расчетов и  таможенных платежей, а также  аккумулирование прибыли в сбытовых  структурах, зарегистрированных в  зонах с льготным налогообложением. Схема работает просто: производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в офшорной зоне (иностранной или внутренней). Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. 

Общая цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы. Достижение этой общей цели должно обеспечиваться через целую систему частичных целей, достижение которых часто представляет большие трудности.

Назовем эти цели:

1) Система трансфертного ценообразования  должна представлять информацию  для принятия менеджерами подразделений экономически обоснованных решений. Это произойдет тогда, когда управленческие решения на уровне подразделений, нацеленные на рост их прибыли, будут также увеличивать показатели прибыли компании в целом.

2) Система трансфертного ценообразования должна представлять информацию для оценки работы менеджеров и экономических показателей деятельности подразделений. Необоснованная трансфертная цена, искажающая реальные расходы и доходы принимающего и поставляющего подразделений, приведет к неправильной оценке прибыли подразделений и работы менеджера. Это может привести к отрицательным последствиям в отношении мотивации их работы.

3) Трансфертные цены должны способствовать  целенаправленному перемещению  части прибыли между подразделениями в интересах компании в целом.

4) Система трансфертного ценообразования  должна гарантировать, что автономность  деятельности подразделений не  нарушается, т.е. их издержки компенсируются. Недопустимо наделять менеджеров  дополнительной ответственностью  и в то же время централизованно назначать внутренние цены.

Трансфертные цены помогают решать следующие задачи на предприятии: 

1)регулирование спроса и предложения  на услуги подразделений и, следовательно, регулирование количества ресурсов, необходимых для предоставления этих услуг;

2)создание механизма для повышения  эффективности работы подразделений  и, как следствие, для роста прибыльности  компании в целом;

3)расчет эффективности работы  подразделения или вида бизнеса  для принятия решения о его  дальнейшем развитии, реструктуризации или выделении;

4)создание инструмента мотивации  руководителей подразделений.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия  (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. В его основе лежит принцип, согласно которому оптимальными являются те трансфертные цены, которые обеспечивают организации максимально возможный маржинальный доход. По трансфертным ценам составляется сегментарная отчетность организации. Поэтому установленная трансфертная цена будет справедлива в том случае, если обеспечит возможность объективной оценки функционирования каждого центра ответственности организации.

Эти задачи могут быть реализованы при соблюдении двух условий:

1)совпадение целей менеджеров  различных уровней управления  и организации в целом;

2) предоставление руководителям  центров ответственности необходимой  финансовой и хозяйственной самостоятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать  вывод, что трансфертная цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру, а трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних  расчетных цен между сегментами одной организации. Оптимальный размер трансфертной цены будет тот, который обеспечит  организации максимально возможный маржинальный доход.

В мировой  практике принято выделять 5 основных методов трансфертного ценообразования:

Информация о работе Концепция ценообразования с позиции бухгалтерского управленческого учета