Концепция ценообразования с позиции бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей ценообразования, методы ее расчета и факторов, влияющих на цену.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить факторы, влияющие на принятие ценовых решений;
- проанализировать процесс принятия ценовых решений;
- доказать актуальность для нашей экономики проблемы ценообразования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2 - 3
1. ПРИНЯТИЕ ЦЕНОВЫХ РЕШЕНИЙ………………………………...4 - 5
1.1. Факторы, влияющие на принятие ценовых решений: внутренние, внешние………………………………………………………………………6 - 14
1.2. Ценовая политика……………………………………………………...15 - 21
1.3. Концепция ценообразования с позиции микроэкономики…...…..22 - 25
1.4. Планирование цен на основе полной себестоимости продукции и переменных издержек………………………………………………..25 - 31
1.5. Понятие демпинговых игр……………………………………….…...32 - 33
1.6. Краткосрочный и долгосрочный нижние приделы цены………...34 - 38
1.7. Методы трансфертного ценообразования. Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях………………….…39 - 56
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..…57 - 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..76 - 77
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...…78 - 80

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Центр прибыли – бизнес-единица банка, руководитель которой  несет ответственность за доведенные ему задания по формированию прибыли. Центр дохода – бизнес-единица банка, руководитель которой несет ответственность  за формирование доходов в установленных объемах. Центр затрат - бизнес-единица банка, руководитель которой ответственен за  расходование средств в соответствии с доведенным ему бюджетом.

Построение системы центров ответственности различных типов на базе организационной структуры банка зависит от размера банка, многофункциональности его бизнеса, численности персонала, организационно-правовой формы деятельности  и других факторов. Кроме того, деление на центры ответственности зависит от целей управленческого учета и анализа в банке. В качестве центров ответственности могут выступать реальные подразделения банка, например управления, отделения, филиалы.

Для определения финансового результата центров ответственности  вводится трансфертное ценообразование, которое повышает эффективность и контроль за деятельностью подразделений, что ведет к сокращению неконтролируемых расходов банка.

Таким образом, трансфертные цены берут на себя функции управленческого учета и позволяют  оценить эффективность деятельности отдельных подразделений банка и направлений банковского бизнеса.

Российские банки, находящиеся в сложном финансовом положении, не готовы экспериментировать с различными методами трансфертного ценообразования на ресурсы. Использование опыта зарубежных банков данном вопросе является достаточно разумным. В мировой банковской практике применяется несколько групп методов трансфертного ценообразования на ресурсы: методы экспертной оценки, рыночные методы и методы определения затрат.

Метод экспертной оценки  заключается в административном назначении трансфертной цены высшим руководящим органом или менеджментом банка, ответственным за управление банковскими ресурсами (как правило, комитет по управлению активами и пассивами).

Рыночные методы ценообразования состоят в том, что в качестве трансфертных цен принимаются цены на соответствующие ресурсы на внешнем рынке. Несмотря на относительную простоту в применении, западные банки отошли от использования рыночных методов.

Последняя группа методов – затратные методы. В зависимости от вида затрат, используемых при определение трансфертной цены, различают: метод  средневзвешенной стоимости пассивов, метод общего  фонда средств, метод разделения фондов средств, метод покрытия затрат, метод средневзвешенных предельных издержек.

Выбор варианта трансфертного ценообразования зависит от следующих факторов: степени  самостоятельности подразделений,  уровня рыночной конкуренции, степени соответствия целей  и задач подразделений целям и задачам банка, взаимосвязи между спросом и предложением на ресурсы на ближайшую перспективу и оценки банком деятельности подразделений.

В настоящее время в западных банках широко применяется метод средневзвешенных предельных издержек стоимости суммарных фондов финансирования банка. Специфика этого метода состоит в том, что его  применение позволяет оценить затраты как на привлеченные фонды, так и на собственные средства банка.

Для экономически обоснованного определения трансфертной цены на ресурсы, перераспределяемые между подразделениями банка, необходимо определить порядок разнесения доходов между подразделениями банка и контролировать затраты по подразделениям и по банку в целом.

Для управления затратами руководству банка необходима полная информация об издержках на объект учета затрат.  Полная себестоимость объекта отнесения затрат складывается из прямых затрат и доли косвенных затрат, относимой на объект затрат. Степень детализации затрат зависит  от экономической целесообразности  и определяется руководством банка.

Прямые производственные затраты включают: прямые затраты на ресурсы, прямые затраты на рабочую силу и другие прямые затраты. Прямые затраты разносятся напрямую на центры ответственности банка как центры учета. Причем прямые затраты соответствующего центра будут косвенными по отношению к другому центру.

К косвенным затратам можно отнести расходы на рекламу, маркетинговые расходы, расходы по аренде помещений, содержание зданий и сооружений, расходы по обслуживанию оргтехники и другие. Косвенные производственные затраты относятся на центры ответственности в соответствии с принятыми в банке принципами – распределяются пропорционально соответствующей базе.

Все подразделения банка несут расходы и получают доходы от хозяйственной деятельности и от продажи покупки ресурсов на внутреннем кредитном рынке ресурсов по трансфертным ценам, которые определяет центр управления финансовыми ресурсами в банке.

Центры привлечения имеют прибыль, если доходы за предоставленные ресурсы, в том числе от продажи ресурсов казначейству, превышают расходы подразделения по привлечению ресурсов, обслуживанию счетов и другие фактические расходы. Например, доход центра привлечения определяется как разность трансфертной цены по депозитам и процентных расходов по привлечению и фактических затрат центра.

Центры размещения зарабатывают прибыль, если доходы от активных операций покрывают расходы центров, включая расходы на выплату казначейству. Доход центра кредитования определяется как доход по ссудам плюс трансфертные цены по депозитам, за вычетом трансфертных цен по финансированию кредитов и фактических затрат центра.

Таким образом, при оценке и управлении прибыльностью банка на уровне подразделений ключевую роль играют трансфертные цены на внутренние ресурсы банка.

Трансфертные цены берут на себя функции управленческого учета и позволяют определить эффективность деятельности филиалов. В частности, при решении проблемы по получению и распределению прибыли между подразделениями трансфертная цена позволяет разделить маржинальный доход между центром-покупателем и центром-продавцом ресурсов, а именно филиалом и головным банком в соответствии с их вкладом в общую прибыль банка. Определение величины маржинального дохода филиала,  в свою очередь, позволяет определить оптимальный объем предложения банковского продукта или услуги и служит основой для внешнего ценообразования на банковские продукты и услуги.

Трансфертная цена позволяет разделить риски многофилиального банка, обеспечивает оптимальное распределение капитала между подразделениями банка и служит инструментом анализа эффективности деятельности филиальной сети и других структурных подразделений, являясь основным элементом  системы управления банком. Использование механизма трансфертного ценообразования при управлении сетью филиалов обеспечивает  единство технологии корпоративного управления, филиалами банка, прообразовывая многофилиальный банк в устойчивую и управляемую структуру.  В силу масштабов банковского бизнеса, эффективно управляемые многофилиальные  коммерческие банки способны выдерживать сжатие банковской маржи и снижать ставки кредитования для предприятий реального сектора экономики, способствуя тем самым экономическому подъему и роста национального богатства в стране.

 

Проблема внедрения трансфертного ценообразования в России тесно связана с отсутствием фактической технологической базы, позволяющий производить быстрый и качественный обмен необходимой в ходе формирования трансфертных цен обмен информацией. Поэтому первыми в нашей стране трансфертную систему стали применять те компании, которые, проведя внедрение современных информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов.

Наиболее распространены сегодня в нашей стране системы концернов SAP и Baan , а в последнее время активно завоевывают наш рынок продукты компании Navision . Эти компании имеют свои информационно-сервисные центры, где потенциальные клиенты могут познакомиться с их программным обеспечением и прослушать курсы по интересующим их вопросам. Продукты этих компаний хорошо адаптированы под российские условия. Методы расчета трансфертных цен включены в структуру их финансовых модулей, что делает доступным переход на систему внутреннего учета российскими предприятиями.

Система трансфертного ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные компании могут себе позволить связанные с переходом на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс в автомобилестроении, строительной промышленности, нефтегазовой и фармацевтической отраслях.

Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены, жестко связана с проблемой налогообложения. Так, в нефтедобывающей отрасли наиболее остро ставится вопрос о степени обложения налогом доходов от добычи нефти и доле рентных доходов, которые остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного ценообразования предполагает, что покупка нефти у дочерних нефтедобывающих предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть нефти (30-40%) реализуется на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях. Трансфертная цена, как правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также учитывать и сокращение издержек в нефтедобыче, что реализуется за счет установления центрам ответственности плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих планов сокращения издержек. В результате, цена нефти, с которой начисляются налоги  оказывается ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится корень конфликтов, связанных с несоответствием «рыночной» цены на нефть и трансфертной.

Дело в том, что независимые продажи нефти носят маргинальный характер и, по оценкам, составляют менее 2% от общего объема добываемой нефти. В условиях повышенного спроса на нефть и нефтепродукты со стороны как внешнего, так и внутреннего рынка, нефть стала дефицитным товаром, и сформировался четко выраженный рынок продавцов. Соответственно, цена независимых продаж установилась на уровне, значительно превышающем «справедливую» цену нефти.

Наша экономика еще не готова к восприятию мировых цен – слишком неконкурентной она оказывается. Определенный протекционизм России просто необходим и против этого не возражают даже самые либеральные экономисты. Кроме того, в настоящее время трансфертные цены (которые колеблются в пределах 1200-1350 руб. за тонну), используемые большинством компаний практически совпадают с расчетными «бензиновыми», которые составляет 1225 руб. за тонну нефти. И это совпадение указывает на реальное положение дел с ценой.

Решение конфликтных ситуаций в сфере согласование цен – это особая проблема российского трансфертного ценообразования. Аналогичные ситуации возникают и в других добывающих и некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы избежать возможных проблем. Так по статистике только 19% крупных российских компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

Не менее остро стоит проблема трансфертного ценообразования и на российском фармацевтическом рынке. Крупные фармацевтические компании, занимающиеся оптовыми поставками лекарственных препаратов, сталкиваются с проблемой согласования трансфертных цен при взаимодействии с таможенными службами (в процессе закупки импортных медикаментов) и транспортными службами (в процессе поставок медикаментов). Для решения этой проблемы компании вынуждены объединять в единый трансфертный процесс отделы закупок и продаж с таможенным и транспортным отделами, объединяя в единое информационное пространство, внутри которого формируются внутренние цены на фармацевтическую продукцию. При вовлечении в эту систему поставщиков и клиентов возникает цельная трансфертная структура, позволяющая реализовывать эффективную систему расчетов.

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

Задание № 1.

На основе исходных данных о производственных затратах выполнить их классификацию. В системе учета затрат машиностроительной компании регистрируются следующие расходы:

  1.    стоимость смазочных материалов для машин;
  2.    стоимость приобретения лицензий автомобильной промышленности на использование грузового автотранспорта;
  3.    сумма начисленной  амортизации машин и оборудования;
  4.    стоимость химикатов, используемых в лаборатории;
  5.    комиссионные сборы, выплачиваемые персоналу, занимающемуся сбытом продукции;
  6.   заработная плата секретаря финансового директора;
  7.    торговые скидки, предоставляемые покупателям;
  8.    заработная плата охраны склада сырья;
  9.    отпускные пособия для операторов машин;
  10. плата за услуги агентству по рекламе;
  11. арендная плата за использование склада готовой продукции;
  12. заработная плата сотрудника лаборатории;
  13. плата за страхование помещения компании;
  14. заработная плата контролера, работающего на предприятии;
  15. стоимость специальной защитной одежды для оператора машин.

Информация о работе Концепция ценообразования с позиции бухгалтерского управленческого учета