Лекции по "Основы аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:48, курс лекций

Краткое описание

Особенности организации функции контроля в условиях рыночной экономики. Государственный финансовый контроль и его сфера в условиях рыночной экономики. Ревизия и её роль в условиях рыночной экономи­ки. Аудит как особый вид контроля. Отличие аудита от ревизии и контро­ля. Стадии развития аудита. Основные концепции мирового развития аудита. Внутренний и внешний аудит. Виды внешнего аудита, усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности. Обязательный и инициативный аудит. Критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита. Сопутствующие аудиторские услуги. Транснациональные аудиторские корпорации и их роль в становлении рос­сийского аудита.

Содержание

Тема 1. Понятие аудита, цель и место в системе контроля 3
Тема 2. Организационно-правовые основы внешнего аудита 8
Тема 3. Международные и отечественные стандарты аудита 12
Тема 4.Подготовительный этап аудиторской проверки. Оферта экономического субъекта и Письмо-обязательство аудиторской фирмы. Договор возмездного оказания аудиторских услуг 15

Тема 5. Права, обязанности и ответственность сторон при аудите 18

Тема 6. Этический кодекс аудиторов 24

Тема 7. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа
Аудита 27

Тема 8. Понятие существенности в аудите. Два подхода к определению существенности ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки 30

Тема 9. Понятие аудиторского риска. Факторы, влияющие на величину аудиторского риска. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм
Тема 10. Аудиторская выборка. Возможности использования выборочных
методов анализа при организации видов аудиторской проверки 37

Тема 11. Виды, источники и методы получения аудиторских доказательств.
Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств 40

Тема 12. Организация труда аудиторов. Контроль качества работы внутри
аудиторской фирмы. Рабочие документы аудиторов. Оплата труда
аудиторов 43
Тема 13. Подготовка аудиторского заключения. Виды и структура аудиторского заключения 47

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по основам аудита.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

    Обязанности проверяемого экономического субъекта:

  1. Экономические субъекты, подлежащие аудиторской проверке, обя-заны заключать в случаях, непосредственно предусмотренных действующим законодательством РФ, договоры на проведение обязательного аудита.
  2. Экономические субъекты обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, предоставлять всю документацию для осуществления аудита, давать по письменному или устному вопросу аудитора исчерпывающие разъяснения и объ-яснения в письменной и устной форме.
  3. Экономические субъекты обязаны предоставлять по запросу проверяющей аудиторской фирмы заключения и акты по результатам проверок, проведенных у них другим аудиторским организациями и органами надзора.
  4. Экономические субъекты обязаны не предпринимать каких-либо дей-ствий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
  5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе ау-диторской проверки выявленные нарушения.

   6. Экономические субъекты обязаны  своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, осуществившей аудит, в т.ч. в случаях, когда выводы и рекомендации, изложенные в аудиторском заключении не согла-совываются с точкой зрения руководства экономического субъекта.

     Права и обязанности сторон, а также условия оказания аудиторских услуг закрепляются в тексте договора на проведение аудита.

     Договор на оказание аудиторских услуг, являясь  официальным документом, должен содержать следующие обязательные реквизиты: № договора, название договора, место его заключения и дата. Как правило, договор на оказание аудиторских услуг состоит из 10 разделов:

  1. Предмет договора и обязанности сторон
  2. Стоимость договора и порядок расчетов
  3. Порядок сдачи-приемки расчетов
  4. Ответственность сторон
  5. Конфиденциальность
  6. Разрешение споров
  7. Прекращение договора ранее намеченного срока
  8. Форс-мажорные обстоятельства
  9. Прочие условия

10. Срок действия договора и юридические адреса сторон 
Приложением к договору может служить протокол согласования до 
говорной цены на проведение аудиторской проверки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Тема 6. Этический кодекс аудиторов

   Понятие этического кодекса профессиональных бухгалтеров (аудиторов). Структура и содержание этического кодекса аудиторов. Цели и фун-даментальные принципы аудиторской деятельности. Использование этических норм в системе регулирования аудиторской деятельности в РФ.

     Кроме законодательно закрепленных прав и  обязанностей сторон, а также вида и меры ответственности аудитора за некачественное оказание профессиональных услуг, аудиторская деятельность регулируется также общепринятыми в профессиональном аудиторском сообществе этическими нормами.

     Кодекс  этики профессиональных бухгалтеров (аудиторов) был впер-вые разработан Международной федерацией бухгалтеров в 1996 г . Он устанавливает стандарты поведения аудиторов и излагает основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами для достижения общих целей. Аудиторская деятельность определяется, прежде всего, основопола-гающими нормами этики и морали.

     Честность — обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу, а также следование аудитора общим принципам морали.

     Порядочность  и объективность — обязательность применения ауди-тором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению профессиональных вопросов, формированию суждений, выводов, заключений.

     Добросовестность  — обязательность оказания аудитором  профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

     Профессиональная компетентность. Аудитор должен владеть необходимой суммой знаний и навыков, позволяющих ему квалифицированно, качественно оказывать услуги. Не следует вводить клиента в заблуждение относительно уровня собственного профессионализма в какой-либо области. Профессиональная компетентность может быть подразделена на две фазы — достижение уровня профессиональной компетентности и поддержание этого уровня. В России необходимая квалификация подтверждается

наличием  аттестата и опыта работы. В  рамках постоянного поддержания и повышения уровня профессиональной компетентности аудиторские орга-низации обязаны ежегодно проводить обучение аудиторов в объеме не менее 40 учебных часов с обязательной сдачей экзамена.

     Конфиденциальность  заключается в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы (или их копии) как полностью, так и частично, каким-либо третьим лицам, либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согла-сия субъекта или руководителя. В РФ за нарушение этого принципа следу-ет уголовная ответственность, что регулируется статьей 202 Уголовного Кодекса РФ  .

     Налоговые отношения. При оказании услуг по налогообложению ау-дитор не должен способствовать фальсификации данных бухгалтерского учета клиента в целях уклонения от уплаты налогов. Любые рекомендации по налогообложения должны быть в письменной форме. Никогда не следу-ет обнадеживать клиентов, что эти рекомендации исключат любые трения с налоговыми органами.

     Публичная информация и реклама. В публикациях  рекламного ха-рактера ее допускается:

  • использование средств, наносящих ущерб репутации аудиторской профессии;
  • преувеличенное восхваление своих квалификации и опыта;
  • пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов и аудиторских орга-низаций.

     Аудиторам нельзя участвовать в сравнительных  исследованиях и определять рейтинг.

     Если  международные этические нормы  отличаются от принятых в той стране, где работает аудитор, он пользуется общим правилом, а имен-но: выбирает более строгую норму. Разрешение этических конфликтов должно происходить согласно принятому в аудиторской организации порядку. При этом аудитору следует исчерпать все возможности разрешения конфликтов на внутреннем уровне — решение конфликта в процессе осу-ществления своих профессиональных обязанностей, обсуждение конфлик-та с начальством разного уровня, консультация у независимого эксперта или представителя профессионально аудиторского объединения. И только после этого, если конфликт все еще остается неразрешенным, аудитор вынужден отказаться от продолжения своей деятельности.

     Наиболее  важными для практикующих аудиторов  являются следующие нормы.

     Независимость — заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родст-венной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта. Закон «Об аудиторской деятельности» в статье 12 определяет случаи, в которых аудит не может проводиться:

  • если аудитор-учредитель, руководитель, бухгалтер и иное должностное лицо проверяемого экономического субъекта, несущее ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • если аудитор состоит в родстве или свойстве (родители жены, брат, сестра, дети супругов) с руководством, учредителями, бухгалтерами проверяемого предприятия;
  • если какое-либо должностное лицо организации-аудитора ответственно за ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности проверяемого предприятия или состоит в близком родстве или свойстве с такими специалистами;
  • если аудиторская организация является учредителем проверяемого экономического субъекта и (или) экономический субъект является ее учреди-телем, а также, если они имеют общего учредителя;
  • если аудиторская организация или индивидуальный аудитор оказывали услуги в течение 3 лет (либо за период 3 лет, предшествующих периоду) услуги по постановке, ведению или восстановлению бухгалтерского учета, составлению отчетности.

     Важность  этой нормы для осуществления  аудиторской деятельности предопределила ее освещение на самом высоком  уровне регулирования ау-диторской деятельности в России.

     Проблема  независимости аудитора от заказчика  аудиторской услуги подробно рассматривается  и в отечественной, и в международной практике. Здесь существует несколько аспектов.

     Во-первых, и, прежде всего, это финансовая независимость  от клиента или его дел, более того, и от инвесторов и прочих лиц, заинтересованных в успешности данного клиента. Наряду с другими основаниями и в связи с этим в отечественных федеральных правилах (стандартах) появился новый стандарт «Аффилированные лица» , определяющий круг юридических и физических лиц, взаимосвязанных, т.е. оказывающих влияние на деятельность экономического субъекта и испытывающих с его стороны определен-ное влияние.

     Во-вторых, принадлежность к управленческому  аппарату экономического субъекта.

     В-третьих, оказание экономическому субъекту аудиторских  услуг, не совместимых с проведением аудита.

     В-четвертых, личные и семейные отношения. Категории семейных отношений, сопряженных с угрозой независимости трактуются в каждой

стране  по-своему, с опорой на национальные особенности. В России эта трактовка  достаточно широка.

     В-пятых, независимость размера оплаты услуг аудитора от достижения им результатов, приемлемых для руководства экономического субъекта.

     В-шестых, длительные отношения старшего аудиторами с клиентами, которым предоставляются аудиторские услуги. В аудиторских организациях должна осуществляться постоянная ротация старших аудиторов, работающих по заданию, либо должна быть разработана эффективная система кон-троля качества оказания аудиторских услуг.

     Профессиональное  поведение заключается в соблюдении аудитором приоритетных общественных интересов и в том, что аудитор должен под-держивать высокую репутацию профессии и воздерживаться от поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверии к аудиторской профессии и нанести ущерб ее общест-венному имиджу.

     Отношения между аудиторами. Доброжелательно  относиться к своим коллегам, воздерживаться от критики в их адрес, сознательных дейст-вий, приносящих ущерб коллегам по профессии. При замене исполнителя аудиторской проверки запрещаются нелояльные действия по отношению к вновь прибывшим аудиторам. Запрещается скрывать причины своей замены и препятствовать новому аудитору в получении исчерпывающей ин-формации о клиенте.

     Соблюдение  аудиторами этических норм позволяет  обеспечить необходимое качество предоставления аудиторских услуг, поддерживать высокий общественный имидж профессии.

      Тема 7. Планирование аудиторской проверки. Общий план и про-грамма аудита

   Принципы  планирования аудита: комплектность, непрерывность, оп-тимальность. Разработка общего Плана аудита. Определение ожидаемого объема аудиторской проверки, график и сроки проведения аудита. Составление Программы аудиторской проверки. Экспресс-анализ отчетности ау-дируемого экономического субъекта. Оценка и согласование существенности и аудиторского риска.

     Планирование  аудита - один из обязательных этапов аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, составлении общего плана аудита, разработке программы и кон-кретных аудиторских процедур.

     В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 3 «Плани-рование аудита»  аудиторы обязаны планировать свою работу. Это обеспечивает соблюдение ряда принципов, закладываемых в процесс оказания аудиторских услуг.

     Процесс планирования аудита базируется на общих и частных прин-ципах аудиторской деятельности.

     Общие принципы аудиторской деятельности описаны в федеральном законодательстве, а именно в законе «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ и связаны с основами деятельности аудиторов и аудиторских фирм в России: этическими нормами аудита (прежде всего, независимость); пра-вами, обязанностями и ответственностью сторон в процессе проведения аудита.

     Частные принципы осуществления планирования аудиторской проверки — комплексность, непрерывность и оптимальность определяют под-

ход к  планированию, его содержание и значение для качественного проведения аудита.

     Соблюдение  принципа комплексности означает, что  все этапы аудита взаимоувязаны  и согласованы, как в общем  плане, так и в программе аудита. Комплексность планирования важна как для аудиторов, так и для проверяемых экономических субъектов, с руководством которых согласовываются планируемые процедуры, поскольку дает четкое представление аудиторам об объемах, сроках и интеллектуальных затратах на каждый из участков ау-дита, а также позволяет избежать конфликтных ситуаций и недопонимания между сторонами.

     Непрерывность планирования выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по сегментам аудита. Аудит отдельных сегментов может осуществляться параллельно, тогда как первоначальный и завершающий этап дол-жен осуществляться совместными усилиями всех аудиторов.

Информация о работе Лекции по "Основы аудита"