Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций
Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.
При привлечении к разбирательству частнопрактикующего юриста (адвоката), являющегося членом коллегии адвокатов, организация выплачивает ему гонорар, но налог с доходов физических лиц и ЕСН исчисляются и уплачиваются коллегиями адвокатов (их учреждениями), а не организацией (п. 1 ст. 226 и п. 6 ст. 244 НК РФ). В этом случае организация должна запросить документы о регистрации в установленном порядке частнопрактикующего юриста и доказательства того, что он является членом коллегии адвокатов. Расходы по вознаграждению специалистов будут отражены в учете записями:
Дебет 26 Кредит 70 - начислена заработная плата штатному юристу организации
Дебет 60 Кредит 50, 51 - выдан аванс организации, оказывающей юридические услуги
Дебет 26 Кредит 60 - принято по акту выполнение юридических услуг
Дебет 19 Кредит 60 - выделен по счету-фактуре НДС
Дебет 68 Кредит 19 - произведен налоговый вычет по НДС
Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу, поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не следует списывать судебные расходы вплоть до окончательного решения дела. При подаче заявления при апелляции и кассации также уплачивается государственная пошлина в размере 50 % от госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления.
Следующей процедурой банкротства является процедура финансового оздоровления. Сущность финансового оздоровления состоит в том, что должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов — плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности — осуществляет расчет с кредиторами. Очевидно, что для введения этой процедуры необходимо наличие доверия должнику со стороны кредиторов.
Вопрос о введении финансового оздоровления решается на первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом по окончании наблюдения. Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих оснований:
• ходатайства собрания кредиторов. При этом предоставление обеспечения необязательно и суд не имеет права пойти против воли кредиторов;
• ходатайства любого лица, готового предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности. Способ обеспечения может быть любым (кроме удержания, задатка, неустойки). Размер обеспечения должен превышать размер реестровых требований не менее чем на 20 %;
• ходатайства любого лица, готового представить в качестве обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности банковскую гарантию. Сумма банковской гарантии должна не менее чем на 20 % превышать размер реестровых требований.
Полномочия административного
управляющего определяются его статусом.
Он не ведет хозяйственную деятельнос
В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.
Если руководитель должника плохо справляется со своими обязанностями, то он может быть отстранен от ведения дел по определению арбитражного суда. Для этого собрание кредиторов, административный управляющий или лица, предоставившие обеспечение, должны представить в суд ходатайство. Руководитель отстраняется определением суда, которое может быть обжаловано. Еще одним важным последствием введения финансового оздоровления считаются назначение и деятельность административного управляющего. Полномочия административного управляющего определяются его статусом. Он не ведет хозяйственную деятельность должника, его цель — контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств.
Административный управляющий исполняет следующие функции:
проводит работу с кредиторами (ведет реестр, рассматривает требования, созывает собрания, информирует о ходе финансового оздоровления,
контролирует исполнение должником текущих требований и своевременность платежей в соответствии с графиком погашения задолженности); осуществляет действия с имуществом должника (принимает участие в инвентаризации, следит за сохранностью, может настаивать на применении обеспечительных мер);
контролирует деятельность руководителя (согласовывает сделки должника, рассматривает отчеты об исполнении Плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, может потребовать отстранения руководителя, может обратиться в суд с требованиями, связанными с недействительностью сделок должника);
предъявляет необходимые требования к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств.
План финансового оздоровления
предусматривает источники
Структура плана финансового оздоровления включает следующие разделы.
1. Общая характеристика предприятия.
1.1. Полное и сокращенное
1.2. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.
1.3. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д., код СОАТО.
1.4. Подчиненность предприятия — вышестоящий орган, код СООГУ.
1.5. Вид деятельности (основной), код ОКОНХ.
1.6. Организационно-правовая форма предприятия.
1.7. Форма собственности, код СКФС, доля государства (субъекта Российской Федерации) в капитале, процент.
1.8. Включено в Государственный реестр РФ предприятий монополистов: федеральный, местный.
1.9. Банковские реквизиты.
1.10.Адрес налоговой
1.11.Организационная
1.12.Ф.И.О., телефоны, факсы администрации предприятия.
1.13.Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы на предприятии).
2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
2.1. Срок реализации плана.
2.2. Сумма необходимых финансовых средств.
2,3. Список погашения государственной финансовой помощи.
2.4. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта).
2.5. Агент правительства, через которого осуществляется финансирование (наименование, реквизиты).
3. Анализ финансового состояния предприятия.
3 1. Характеристика учетной
3.2. Сводная таблица финансовых
показателей предприятия,
4. Мероприятия по восстановлению
платежеспособности и
4.1. Перечень мероприятий, анализ, выводы.
5. Рынок и конкуренция.
5.1. Описание отрасли и
5.2. Рынки, на которые
5.2.1. Отличительные характеристики
основных рынков и их
5.2.2. Размеры основных рынков.
5.2.3. Проникновение на рынок.
5.2.4. Ориентиры для цен и
5.2.5. Средства коммуникации.
5.2.6. Цикл покупок потенциальных потребителей.
5.2.7. Важнейшие тенденции и
5.2.8. Второстепенные рынки и их основные характеристики.
5.3. Конкуренция.
5.3.1. Характеристика предприятий по их участию на товарном рынке.
5.3.2. Анализ, выводы.
5.4. Законодательные ограничения
6. Деятельность в сфере маркетинга предприятии.
6.1. Стратегия проникновения на рынок.
6.1.2. Стратегия роста.
6.1.3. Каналы распределения.
6.1.4. Коммуникации.
6.2. Стратегия осуществления продаж.
6.2.1. Характеристика и анализ каналов сбыта.
6.2.2. Объем сбыта продукции по каждому каналу.
6.3. Продукты и услуги.
6.3.1. Подробное описание продукта (услуги).
6.3.2. Жизненный цикл продукта.
6.3.3. Исследования и разработки.
7. План производства.
7.1. Производственная программа предприятия.
7.2. Планируемый объем продаж продукции.
7.3. Потребность в основных фондах.
7.4. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу.
7.5. Расчет потребности
в персонале и заработной плате
7.6. Смета расходов и
калькуляция себестоимости (
7.7. Потребность в дополнительных инвестициях.
8. Финансовый план.
8.1. Прогноз финансовых результатов.
8.2. Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.
8.3. Модель дисконтированных денежных потоков.
8.4. Расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR (ставки дисконта, при которой NPV принимает нулевое значение).
8.5. Определение дисконтного (динамического) срока окупаемости проекта.
8.6. График погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов.
8.7. Расчет точки безубыточности (порога рентабельности).
8.8. Агрегированная форма прогнозного баланса.
8.9. Расчет коэффициентов
текущей ликвидности и
На базе данных производственной программы
и финансового плана
На основании разработанного плана финансового оздоровления составляется график погашения задолженности. Если финансовое оздоровление проводилось по решению собрания кредиторов, то график должен предусматривать погашение всех реестровых требований.
Бухгалтерский учет операций, связанных с процедурой финансового оздоровления осуществляется бухгалтером. Для реализации плана финансового оздоровления организации-должнику потребуется и может быть оказана финансовая помощь в виде:
Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указываются объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставления соответствующих документов и т. п.
Для учета операций по получению и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Долгосрочные кредиты и займы в зависимости от учетной политики могут учитываться либо все время на счете 67, либо сначала на счете 67, а затем, когда до погашения долга остается меньше 365 дней, переводиться в краткосрочную задолженность следующей записью:
Дебет счета 67 Кредит счета 66 — на оставшуюся сумму задолженности». Зачисление на расчетный счет полученного кредита оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 66, 67, а погашение с расчетного счета — обратной записью.
На сумму начисленных