Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 04:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ рынка лизинговых операций как инструмента инвестирования малых предприятий, проблем и перспектив его развития в Республике Саха (Якутия).
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
– определение экономической сущности лизинговых операций и рассмотрение различных его форм;
– определение нормативно-правовых основ лизинга в РФ;
– освещение состояния рынка лизинговых сделок в РФ и РС (Я);
– определение эффективности применения лизинга малыми предприятиями, на основе сравнительного анализа лизинговых сделок и кредитных операций;
– определение рисков при осуществлении лизинговых операций;
– выявление перспектив развития лизинга в РС (Я).
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Понятие и виды лизинга как формы инвестирования ресурсов 10
1.2. Нормативно-правовое регулирование лизинга в РФ 17
1.3. Развитие лизинга в РФ и РС (Я) 23
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ЛК «ТУЙМААДА-ЛИЗИНГ» 31
2.1. Краткая характеристика предприятия 31
2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» 32
2.3. Общая характеристика лизинговых операций ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» 37
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАЛЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИТЯИЙ 43
3.1. Анализ лизинга малых сельскохозяйственных предприятий 43
3.2. Оценка рисков при осуществлении лизинга малых сельскохозяйственных предприятий 48
3.3. Мероприятия по совершенствованию лизинговых операций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
2001 год оказался продуктивным в плане развития законодательной и нормативной базы. В июле Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах” от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ.
Его основные положения, касающиеся лизинговой деятельности [17]:
1) амортизационная политика:
– сохранение права выбора метода учета предмета лизинга (на балансе лизинговой компании или лизингополучателя);
– предоставление налогоплательщикам права выбора способа начисления амортизации;
– применение коэффициента ускорения до 3 для предмета лизинга;
– первоначальной стоимостью предмета лизинга признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение;
2) отнесение
лизинговых платежей к
3) Отменяются налоговые льготы, среди которых и льгота по налогу на прибыль, предоставляемая организациям, осуществляющим капитальные вложения.
8 августа 2001 г.
Президентом РФ был подписан
Федеральный закон РФ “О
Насколько данный момент положительный – вопрос спорный. С одной стороны, отмена лицензирования лизинговой деятельности была большой ошибкой. Лизинг как вид инвестиционной деятельности обладает рядом преимуществ, что, в свою очередь, всегда вызывает повышенный интерес со стороны налоговых органов на предмет правомерности и правильности их использования. Наличие лицензии у компании в определенной мере облегчает контроль со стороны государства.
Кроме того, до введения данного закона работало ограниченное число компаний, имеющих право заниматься лизинговой деятельностью. Отсутствие названных ограничений неизбежно приводит к потере качества лизинга, снижению уровня компетентности топ-менеджмента компании, и соответственно, к падению доверия со стороны инвесторов и лизингополучателей.
С другой стороны, в существующей форме лицензирование потеряло смысл. Лицензия помимо своей основной разрешительной функции должна предоставлять определенную гарантию как компаниям – потенциальным лизингополучателям, что они имеют дело с надежной профессиональной структурой, так и финансирующим организациям, которые рассматривают лицензию как фактор, подчеркивающий серьезность данной лизинговой компании.
Сейчас же неясно, на какой основе действует лицензирующий орган. Сначала он был при Министерстве экономики, потом согласно закону о лицензировании отдельных видов деятельности это направление было передано Министерству юстиции, но часть функций осталась за Министерством экономики. В результате получается, что ни один из этих органов не является ответственным за надлежащее выполнение своих задач. Лицензирование сегодня носит формальный характер, с 1993 года не было ни одного случая, когда деятельность лизинговой компании приостанавливалась бы лицензирующим органом.
В то же время отмена лицензирования лизинговой деятельности ускоряет развитие лизинговых компаний и структур в регионах страны, так как убирается один из барьеров, препятствующий оперативности их деятельности. Однако отсутствие лицензирования повышает риски для финансовых институтов, предоставляющих ресурсы лизинговым компаниям, и создает благоприятную почву для мошенничества псевдолизинговых организаций.
29 января 2002 года
был принят Федеральный закон
РФ “О внесении изменений и
дополнений в закон “О лизинге”
Среди важнейших положений Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)” можно отметить следующие [28]:
– соответствие новой редакции Закона Гражданскому кодексу в части использования понятия “договор лизинга”;
– упрощение требований к обязательным положениям договора лизинга: единственное обязательное условие — договор должен содержать информацию, позволяющую определить имущество, подлежащее передаче в качестве предмета лизинга;
– предоставление права применять механизм ускоренной амортизации участнику договора лизинга, на балансе которого находится предмет лизинга. Одновременно с этим исключено положение, позволяющее (в качестве государственной поддержки) предоставлять право лизингодателю наряду с применением ускоренного коэффициента амортизации списывать в течение первого года эксплуатации до 35% стоимости объекта лизинга со сроком службы более трех лет;
– устранение существовавшего ранее принципиального противоречия Закона с Гражданским кодексом РФ: в новой редакции отмечена необходимость иметь решение суда о досрочном расторжении договора аренды (лизинга).
В сфере лизинга 2003 г. был отмечен принятием Приказа МАП РФ от 31.03.2003 г. № 86 “Об утверждении методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг”); Письма Минфина РФ от 05.05.2003 г. № 16-00-14/150 “Об учете имущества лизингополучателем”; а также Постановления Госкомстата РФ от 21.10.2003 г. № 94 “Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деловой активностью организаций, осуществляющих деятельность в области финансового лизинга на 2004 год”, которое определило порядок заполнения и предоставления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности).
Также следует отметить, что лизингу посвящен параграф 6 главы 34 второй части Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, в качестве положительных аспектов принятых основных нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность в Российской Федерации, необходимо отметить:
– достаточную свободу и гибкость договорных отношений;
– использование ускоренной амортизация лизингового оборудования;
– включение лизинговых платежей в себестоимость продукции;
– рекомендацию об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;
– рекомендацию о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний.
Процесс формирования нормативно-правовой базы лизинга в настоящее время далеко не закончен: остается много нерешенных вопросов, имеются существенные недостатки, требующие своего устранения. В частности, с принятием Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)” не устранены существенные проблемы, препятствующие развитию международного лизинга, — проблема таможенного регулирования, требующая внесения изменений в Таможенный кодекс РФ. До сих пор существует практика определения таможенной стоимости, при которой в таможенную стоимость включаются все платежи по договору лизинга, что значительно удорожает таможенную очистку.
Следует отметить, что все основные законы и изменения по лизингу были приняты до 2003 года. В 2004-2006 гг. есть несколько изменений в основном законе “О лизинге”, касающихся формулировок.
Таким образом, несмотря на то, что в последнее время осуществляется формирование специальной нормативно-законодательной базы лизинга, способствующей развитию рынка лизинговых услуг в РФ, остаются недостатки законодательной базы, регулирующей лизинг, во многом сдерживающие применение лизинговых схем. Неопределенность увеличивает риски субъектов лизинговых взаимоотношений, сдерживает их предпринимательскую инициативу.
Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга за действующей системой нормативных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.
Развитие современных лизинговых операций в России можно отнести к 1988-1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Согласно книге Тома Кларка “Финансовый лизинг”, вышедшей в 1990 г., объемы лизинговых операций в СССР в 1989 г. составляли 400 млн. долл. в год и данный показатель соответствовал 32-й позиции на мировом рынке.
По итогам 2011 г. Российская Федерация вошла в число первых TOP-5 Европы (табл. 1).
Таблица 1 – Европейский лизинг в 2010-2011 гг., в млн. евро
№ |
страна |
2010 г. |
2011 г. |
изменение % |
1 |
Германия |
41 250,0 |
43 800,0 |
6,18 |
2 |
Франция |
33 356,0 |
36 415,0 |
9,17 |
3 |
Великобритания |
33 214,4 |
34 864,3 |
4,97 |
4 |
Италия |
28 269,0 |
29 801,0 |
5,42 |
5 |
Россия |
4 344,8 |
11 150,0 |
156,63 |
6 |
Испания |
8 793,97 |
10 995,9 |
25,04 |
7 |
Швеция |
7 654,8 |
9 710,7 |
25,86 |
8 |
Нидерланды |
8 024,0 |
7 130,4 |
-11,14 |
9 |
Швейцария |
6 073,17 |
7 126,5 |
17,34 |
10 |
Польша |
5 066,10 |
6 832,3 |
34,86 |
11 |
Австрия |
5 661,20 |
6 139,9 |
8,46 |
12 |
Португалия |
4 775,0 |
4 858,0 |
1,74 |
13 |
Дания |
4 654,9 |
4 523,5 |
-2,82 |
14 |
Бельгия |
3 756,4 |
4 005,5 |
6,63 |
15 |
Норвегия |
3 368,00 |
3 930,0 |
16,69 |
По итогам 2011 г. Российская Федерация переместилась на 5ое место в Европе по объемам лизингового рынка. Важно отметить, что проводимые в нашей стране сделки отличаются большим количеством используемых договоров. Согласно ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” субъекты заключают обязательные и сопутствующие договоры. К обязательным относится сам договор лизинга и договор купли-продажи. К сопутствующим можно отнести следующие договоры: залога, гарантий, поручительства, страхования и другие.
Совокупный лизинговый портфель на 01.01.2013 составил 1,86 трлн. рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам (без учета НДС) достигла 741 млрд. руб. Под объемом нового бизнеса понимается объем сделок, по которым закупка оборудования для передачи в лизинг или получение аванса лизингополучателя наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее последнего дня. [23].
В 2012 году на фоне роста объемов сделок и высокого спроса на лизинг лизингодатели активно расширяли филиальные сети – число филиалов примерно выросло на 30 %.
Рисунок 1 – Структура рынка лизинга по регионам России в 2012 г.
Сегмент-лидер по объему заключенных сделок не изменился: им стала железнодорожная техника – 48,6%, ее доля увеличилась почти на 10 п. п. (в 2011-м – 39,1%). Лидерство в сегменте железнодорожной техники, как и в 2011 году, принадлежит компании «ВТБ Лизинг» (168,3 млрд рублей новых сделок).
Темпы прироста рынка, очищенные от влияния железнодорожного сегмента, составили 51,5% (вместо 79,3%).
Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, обогнав авиационную технику, которая занимала 2-е место в 2011 году. Сегмент лизинга легковых автомобилей остался на 4-м месте по объему.
Несмотря на существенный рост рынка в целом, в 2012 году сократились в объеме 18 сегментов рынка по видам оборудования: из 38, выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, 20 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста (табл. 2).
Таблица 2 – Структура рынка по предметам лизинга в России за 2011-2012 гг.
Предметы лизинга |
Доля в новом бизнесе в 2012 году, % |
Доля в новом бизнесе в 2011 году, % |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % |
Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.2013, % |
Железнодорожная техника |
48,60 |
39,10 |
122,9 |
47,38 |
Грузовой автотранспорт |
9,54 |
8,40 |
103,6 |
6,24 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
7,47 |
10,50 |
27,6 |
12,04 |
Легковые автомобили |
6,22 |
7,10 |
57,0 |
3,98 |
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
4,99 |
4,50 |
99,0 |
4,03 |
Здания и сооружения |
2,68 |
3,20 |
50,1 |
2,72 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование |
2,67 |
1,60 |
199,4 |
2,10 |
Дорожно-строительная техника |
2,61 |
3,40 |
37,5 |
1,96 |
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) |
1,81 |
1,00 |
224,9 |
1,56 |
Суда (морские и речные) |
1,74 |
2,40 |
30,3 |
2,55 |