Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

Содержание

План:
Введение.
Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).
Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.
Глава 3. Налоговая политика РФ
Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере
налогообложения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Налоговая политика.docx

— 115.01 Кб (Скачать файл)

Налоговая система регулируется основным законом страны - Конституцией

Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации имеет высшую

юридическую силу и прямое действие на всей территории страны.

В статье 57 Конституции записано, что каждый обязан платить законно

установленные налоги и сборы. Согласно статье 15 этого документа, любые

нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и

гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для

всеобщего сведения.

Другим, не менее важным источником нормативного регулирования является

Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый не так давно  он имеет

огромное значение в налоговой  системе.

Федеральные законы Российской Федерации (в том числе и налоговые)

принимаются Государственной  Думой, направляются для утверждения  в Совет

Федерации и в течение  семи дней после подписания Президентом  подлежат

официальному опубликованию.

Ведомственные нормативные  акты (инструкции, приказы, письма, разъяснения  и

т.п.), издаваемые во исполнение решений высших органов государственной

власти и управления страны либо по их поручению, подлежат обязательной

регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После  того они

должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести».

Налоговая политика государства

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий,

осуществляемых государством при формировании доходов государства  и

регулировании экономики[18,26]. Содержание и цели налоговой политики

обусловлены задачами государства  на каждом этапе развития страны.

Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно

обеспечить решение:

1. Экономических задач,  таких как стимулирование экономического  роста,

преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета,

сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста

доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального  дохода в

интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между

общественными, корпоративными и личными интересами в области

налогообложения.

Например, основные направления  налоговой политики государства  на этапе

1996-98 годов определены  в Указе Президента Российской  Федерации от

08.05.96 №685 «Об основных  направлениях налоговой реформы  в Российской

Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины»[8,22].

Это следующие направления:

построение стабильной налоговой  системы в Российской Федерации;

сокращение числа налогов  путем их укрупнения и отмены целевых  налогов,

не дающих значительных поступлений;

консолидация в федеральном  бюджете государственных внебюджетных фондов с

сохранением целевой направленности использования денежных средств;

облегчение налогового бремени  производителей продукции (работ, услуг) и

недопущение двойного налогообложения;

развитие налогового федерализма;

сокращение льгот и  исключений из общего режима налогообложения;

расширение практики установления специфических ставок акцизов;

замена акцизов на отдельные  виды минерального сырья ресурсными платежами;

увеличение роли экологических  налогов.

Из этих направлений налоговой  политики государства поясним одно из них -

развитие налогового федерализма. Налоговый федерализм означает обеспечение

оптимального распределения  налоговых доходов государства  между бюджетами

разного уровня(федеральным, территориальными и местными бюджетами). Для

этого государство может  использовать широкий спектр методов  налогового

регулирования:

закрепление отдельных налогов  за бюджетами разного уровня;

установление твердой  доли налога за отдельным регионом;

трансфертные платежи.

Таким образом, мы определили, что налоги - это обязательные платежи,

взимаемые государством (центральными и местными органами) с физических и

юридических лиц в бюджет соответствующего уровня. Совокупность законов,

правил и практических приемов, относящихся к сбору  налогов, называется

налогообложением, а налоговая  политика представляет собой систему  налоговых

мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов

государства и регулировании экономики

Более подробно о налоговой  политике будет говорится в главе 3.

 

 

 

Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств в системе

экономического регулирования

Переходя к рассмотрению налоговой политики западных стран хотелось бы

отметить , что целостная картина эволюции систем налогообложения ведущих

индустриальных стран  даст возможность сопоставить российский и западный

варианты их реформирования.

После Второй мировой войны  в тяжелом экономическом положении  оказались

почти все развитые капиталистические  государства, причем экономическая

ситуация в странах-победительницах, за исключением США, незначительно

отличалась от хозяйственного положения государств, проигравших  войну.

Западная послевоенная экономика  обладала деформированной милитаризированной

структурой. Были практически  уничтожены нормальные экономические  связи

между промышленностью, торговлей  и финансами. Производство требовало

обновления и значительных капитальных вложений. Существовал  острый дефицит

самых необходимых продуктов. Непрекращающаяся инфляция, не устойчивость

валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики, как  в

развитии сельскохозяйственного производства, так и в обмене своей продукции

на деньги.

"Ножницы цен" между  промышленностью и сельским хозяйством, разрушение

единой системы внутренней и внешней торговли, утрата, прежде всего

европейскими государствами, крупнейших источников иностранной  валюты в виде

платежей за услуги - туризм, банковские и другие операции поставили

западные страны перед  необходимостью скорейшего укрепления финансовой

системы и оздоровления национальных финансов в целом.

После проведения сравнительно скоротечных, но тем не менее эффективных

денежных реформ и мероприятий  по раз регулированию цен и  заработной платы,

западные государства  приступили к последовательному  осуществлению

реформирования своих  налоговых систем. Реформирования, направленного на

увеличение налоговых  поступлений в бюджет, необходимых  для скорейшего

переоснащения производства повышения роли налогов в перераспределении

национального дохода.

Через налоговую систему  ведущие западные страны начинают осуществлять

активное  перераспределение  национального  дохода посредством

государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и

научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения

капиталов и т.д. В конце  семидесятых годов бюджетные  расходы на

финансирование экономики  увеличились: в США- в 2,7 раза, в Англии - в 2

раза, во Франции - в 3 раза, в  ФРГ в 8,5 раз, в Японии – в 11 раз, в

Италии - в 4,3 раза.

Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, определяющим масштабы

государственного вмешательства  в процесс общественного воспроизводства.

Именно из бюджетных налоговых  доходов после Второй мировой  войны

осуществлялись: государственное  финансирование строительства железных и

автомобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротехнических и

мелиорационных сооружений, разработка природных ресурсов, создание новых

видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической

промышленности во Франции), поддержка традиционных, с большим числом

занятых, но малоэффективных  отраслей (угольная промышленность в  Англии),

субсидирование сельского  хозяйства, научных проектов, учебных  учреждений,

экспорта отечественной  продукции, участие государства  в капитале частных

корпораций, подготовка и  переподготовка рабочей силы.

Следует выделить несколько  направлений экономического развития тех лет:

- развитие приоритетных  отраслей промышленного производства  и научно-

технической деятельности;

- создание условий наибольшего   благоприятствования  частному

предпринимательству в целом  и крупным корпорациям в частности;

- преодоление циклических  спадов и стимулирование роста  производства;

- регулирование внешнеэкономических  и внешнеторговых отношений, повышение

конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

- поддержка национального  сельскохозяйственного производителя;

- создание в обществе  благоприятного социального климата  и т.д.[7,34]

Автор хотел бы остановиться на наиболее значимых из них.

Налоговые методы поощрения  предпринимательской деятельности.

Одна из главных задач  государственной политики ведущих  западных стран

послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в

приоритетных направлениях производственной и научно-технической

деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования

прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и  форм их

взыскания.

В ФРГ был создан специальный  Институт финансов и налогов - своеобразный

мозговой центр финансовой деятельности государства. В исследованиях

института прослеживаются две  основные идеи. Первая - улучшение жизненных

условий населения необходимо, и оно требует оживления конъюнктуры  рынка.

Для оживления конъюнктуры  необходимо увеличить капиталовложения, а для

этого надо снижать налоги на предпринимательскую деятельность. Вторая -

необходим выход национальной продукции на мировой, рынок, обеспечение  роста

ее конкурентоспособности, выведение на современный научно-технический

уровень. Соответственно возникает  необходимость обновления основного

капитала, крупных и систематических  капиталовложений. С целью приобретения

возможностей осуществлять эти капиталовложения следует, в  частности,

снизить налоги с корпораций[21,56-57].

Таким образом, оба тезиса отвечали насущным требованиям западногерманской,

а также всей западноевропейской экономики конца сороковых - первой половины

пятидесятых годов. Поиски капиталов  для развития монополий - одна из

главных задач того периода. Снижение налогов с предпринимателей

рассматривалось как

быстродействующее средство мобилизации капиталов.

С конца 50-х годов ситуация начинает меняться. Экономика ФРГ, наряду с

другими западноевропейскими  государствами, приобретает характерные ранее

только США болезненные  симптомы перенакопления капитала. И

западноевропейские налоговые  теоретики вслед за американскими начинают

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях