Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

Содержание

План:
Введение.
Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).
Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.
Глава 3. Налоговая политика РФ
Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере
налогообложения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Налоговая политика.docx

— 115.01 Кб (Скачать файл)

введена уголовная ответственность. Выявлять подобные преступления силами

органов Государственной  налоговой службы стало весьма проблематично, да и

небезопасно. Ситуация осложнялась  криминализацией экономических  отношений и

существованием параллельно  так называемого теневого бизнеса. Для защиты

государственных интересов  было создано специальное правоохранительное

ведомство, обладающее теми же полномочиями по контролю за соблюдением

налогового законодательства, что и налоговый орган.

Условно историю становления  налоговой полиции можно раз  бить на три этапа.

На первом этапе, с марта 1992 года по июль 1993 года, она носила несколько

иное название – Главное  управление налоговых расследований (ГУНР), которое

организационно входило  в структуру Государственной  налоговой службы

Российской Федерации, что  было закреплено соответствующим Указом

Президента России от 30 сентября 1992 года №1148.

На втором этапе согласно Закону РФ от 24 июня 1993 года №5238 "О

федеральных органах налоговой  полиции", вступившему в силу 15 июля этого же

года, правопреемником Главного управления налоговых расследований  при ГНС

России стал Департамент  налоговой полиции Российской Федерации.

В декабре 1995 года ведомство  приобрело новый статус. После  вступления в

действие Федерального закона от 17 декабря 1995 года №200-ФЗ "О внесении

изменений и дополнений в  Закон Российской Федерации "О  федеральных органах

налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" Департамент был

преобразован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации

(ФСНП России)[17]. Важность  этой вехи в становлении налоговой  полиции

определило не переименование, а главным образом наделение  ее

дополнительными полномочиями. В частности, она получила право  на ведение

собственного предварительного следствия, будучи до этого только органом

дознания.

Федеральная служба налоговой  полиции – это специализированный

правоохранительный федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий

законность и правопорядок в сфере налоговых и связанных с ней

правоотношений.

Федеральная служба налоговой  полиции Российской Федерации (ФСНП РФ) входит

в структуру федеральных  органов исполнительной власти (Указ Президента РФ

от 14 августа 199б года №1177)[25].

Федеральные органы налоговой  полиции (ФОНП) являются правоохранительными

органами и составной  частью сил обеспечения экономической  безопасности

Российской федерации.

Их задачами являются:

- выявление, предупреждение  и пресечение налоговых преступлений  и

правонарушений;

- обеспечение безопасности  деятельности государственных налоговых

инспекций, защиты их сотрудников  от противоправных посягательств при

исполнении служебных обязанностей;

- предупреждение, выявление  и пресечение коррупции в налоговых  органах.

Практически во всех странах  с рыночной экономикой (как устоявшейся, так и

развивающейся) существуют ведомства, решающие аналогичные задачи по борьбе

с налоговыми преступлениями: В одних государствах они функционируют  в

рамках министерства финансов (например, в США), или налоговых органов

(Великобритания), других  налоговые сыщики состоят в  штате министерств

внутренних дел (Германия). Интересна практика Итальянской  Республики, где и

таможенники, и пограничники, и налоговые полицейские объединены в

Финансовую гвардию.

ФСНП России является абсолютно  самостоятельным ведомством на правах

государственного комитета и независима относительно других контролирующих и

правоохранительных органов.

Закон обязывает ФОНП осуществлять свою деятельность во взаимодействии с

другими государственными органами: законодательными (федеральными и на

местах), контрольно-исполнительными (например, Госналогслужбой России,

Федеральной службой по валютно-экспортному  контролю, Федеральной службой

по обеспечению государственной  монополии на алкогольную продукцию,

Федеральной службой по делам  о несостоятельности, ведомствами,

уполномоченными решать вопросы  лицензирования того или иного вида

деятельности, а также  регистрации субъектов

предпринимательской деятельности и пр.), правоохранительными (ФСБ, МВД,

ГТК, прокуратура, судом). Основой такого взаимодействия является

обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующие бюджеты  налогов, сборов и других обязательных платежей.

Принципы и порядок  взаимодействия в ряде случаев определены частично или

полностью законодательными актами, а если на этот счет указаний в законах

нет, – то на основе двух и.или многосторонних межведомственных соглашений

(положений, регламентов  и т.п.). Такие межведомственные  документы могут

приниматься как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например,

Управление Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации по г.

Москве имеет соглашения о взаимодействии с Московской регистрационной

палатой, Московской лицензионной палатой, с ГУВД г. Москвы и т.д.

Несмотря на уже большой  стаж существования налоговой полиции, многие

продолжают путать ее с  органами Госналогслужбы. Возможно, это  связано как

раз с тем, что налоговая  полиция "родилась" внутри налоговой  службы, а

также с предоставленным  ФОНП правом проведения проверок соблюдения

юридическими и физическими  лицами налогового законодательства, в рамках

которого они пользуются одной и той же методикой выявления  нарушений в

налоговой сфере.

Принципиальное отличие  этих двух ведомств состоит в исполнении ими

различных функций государственной  власти.

Госналогслужба России (и  соответствующие госналогинспекции на местах)

выполняют контрольно-исполнительные властные функции. Иными словами, это

фискальный орган, обеспечивающий контроль за соблюдением налогового

законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью

внесения в соответствующие  бюджеты налогов, сборов и других обязательных

платежей. А налоговая  полиция – орган правоохранительный, направленный на

борьбу с правонарушениями в этой сфере.

Соответственно отличия  есть и в алгоритмах работы налоговой  полиции и

налоговой инспекции. Порядок  взаимодействия ФОНП с налоговыми органами в

общем виде определен в Законе Российской Федерации "О федеральных органах

налоговой полиции".

Одной из форм такого взаимодействия является проведение совместных проверок

при реализации оперативных  материалов. Совместно могут проводиться  и

контрольные проверки правильности уплаты налогов, сборов и других

обязательных платежей юридическими и физическими лицами. При этом

ведомство, к которому обращаются за помощью, обязано принять решение  о

выделении специалистов в течение 5 дней с момента поступления

мотивированного запроса.

Другая форма взаимодействия – взаимное информирование. Налоговые  органы

передают в территориальные  органы налоговой полиции материалы  о выявленных

фактах уклонения от уплаты налогов в крупных размерах в десятидневный срок.

В свою очередь, ФОНП обязаны принять по этим материалам решение в

соответствии с законодательством, а также известить налоговые органы о

реализации оперативных  материалов по фактам выявления и  пресечения

налоговых преступлений, о  контрольных проверках налогоплательщиков.

Третья форма взаимодействия – обеспечение личной безопасности сотрудников

налоговых органов и членов их семей. Для этого необходим мотивированный

запрос со стороны налоговых  органов.

Деятельность ФОНП основывается на Конституции Российской Федерации,

Конституциях республик в составе Российской Федерации и иных

законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов, регулирующих

отношения в области налогообложения  и правоохранительной деятельности.

Основными законодательными и нормативными актами, регламентирующими

деятельность налоговой  полиции, являются:

- Закон Российской Федерации  от 24.06.93 г. № 5238-1 "О федеральных  органах

налоговой полиции" (с  изменениями и дополнениями), который определяет их

правовой статус, принципы организации и деятельности, систему  и

структуру, полномочия[16];

- Федеральный закон от 12.08.95 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной

деятельности", который определяет содержание оперативно-розыскной

деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и

закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-

розыскных мероприятий;

- Закон Российской Федерации  от 27.12.91 г. №2118-1 "Об основах  налоговой

системы Российской Федерации" (с последующими изменениями и

дополнениями), который определяет наряду с общими принципами построения

налоговой системы в Российской Федерации права, обязанности и

ответственность налогоплательщиков и налоговых органов;

- Закон Российской Федерации  от 21.03,91г. №943-1 "О государственной

налоговой службе РСФСР" (с последующими изменениями и  дополнениями):

- Закон Российской Федерации  от 09.10.92г №3615-1 "О валютном регулировании

и валютном контроле":

- Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 05.05.95г. №70-

ФЗ, определяющий наряду с  Федеральным конституционным законом  от

28.04.95 г. №1-ФКЗ "Об  арбитражных судах в Российской  Федерации" порядок

судопроизводства в арбитражных  судах;

- Гражданский процессуальный  кодекс РСФСР, определяющий порядок

судопроизводства по гражданским  делам;

- Уголовно-процессуальный  кодекс РСФСР, определяющий порядок  производства

по уголовным делам;

- Кодекс РСФСР об административных  правонарушениях, определяющий порядок

производства по делам  об административных правонарушениях;

- Указ Президента Российской  Федерации от 14.02.96 г. №199 "О  некоторых

мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество

организаций";

- Ряд других законодательных  и подзаконных актов, касающихся

налогообложения.

Деятельность ФОНП осуществляется на основе следующих принципов:

- законности;

- уважения прав и свобод  человека и гражданина;

- подконтрольности и подотчетности  высшим органам законодательной  и

исполнительной власти Российской Федерации;

- сочетания гласных и  негласных форм деятельности.

- аполитичности.[16]

Федеральные органы налоговой  полиции являются централизованной системой с

подотчетностью нижестоящих  органов вышестоящим и Директору Федеральной

службы налоговой полиции  российской Федерации (ФСНП России).

Это означает, что они  не имеют подчиненных отношений  с местными органами

представительной и исполнительной власти (для сравнения: органы внутренних

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях