Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 23:32, дипломная работа
Целью бакалаврской работы является анализ деятельности контрольно-счетных палат как органов внешнего финансового контроля и разработка мероприятий по повышению эффективности их деятельности в управлении экономическими и социальными процессами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы контрольно-счетных органов;
рассмотреть организационно-правовую характеристику контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
проанализировать деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
рассмотреть проблемы в организации деятельности контрольно-счетной палаты и предложить решения их устранения.
Введение….. …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Особенности деятельности контрольно-счетных органов в системе финансового контроля в России .……………………………………………… 5
1.1. История развития финансового контроля в России и зарубежных странах ……………………………………………………….. ………………… 5
1.2. Контрольно-счетные органы в системе органов государственного
финансового контроля ………………………………………………………….14
1.3.Взаимодействие контрольно-счетных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами……………………... 19
Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска …………………………………………………..………………………………. 24
2.1. Организационно - правовая характеристика деятельности контрольно-счетной палаты Думы города Югорска …………………………………….. 24
2.2. Экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска ……………………………………………………….. 30
2.3. Проблемы в организации проведения финансового контроля контрольно-
счетной палатой и пути их решения ………………………………………… 50
Заключение ….. ……………………………………………………………… 55
Список использованных источников .……………………
Рис.2.Система государственного финансового контроля в России
Наделенные сравнительно более широкими полномочиями контрольные
органы при законодательной(
Для демократического общества важны все звенья организации государственного финансового контроля.
1.3. Взаимодействие контрольно - счетных органов с другими
контролирующими и правоохранительными органами.
Органы государственного финансового контроля, к которым, в частности, относятся и контрольно-счетные органы, в принципе решают одну общую задачу — контролируют соблюдение интересов государства и общества в финансово-материальной сфере. Для эффективного решения указанной задачи за каждым органом государственного финансового контроля закрепляются определенные функции и сфера компетенции.
Основная задача контрольно-счетных органов — проведение внешнего аудита исполнения бюджета, что предусматривает осуществление внешнего контроля как за государственными доходами, так и за расходованием государственных средств в различных звеньях финансовой системы. Эффективное решение этой задачи невозможно без организации тесного взаимодействия с другими государственными контрольными и правоохранительными органами - уполномоченными органами исполнительной власти, отвечающими за исполнение бюджета, органами внутреннего государственного финансового контроля, организованными исполнительной властью, налоговыми органами, прокуратурой, МВД и другими государственными контрольными органами.
Установление такого взаимодействия предусматривает почти во всех законах о контрольно-счетных органах.
Например, в статье 22 закона «О Счетной палате Российской Федерации» сказано, что для выполнения возложенных на нее задач она взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации [6, c.27].
При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов.
Закон о Контрольно-счетной палате Москвы предусматривает ее взаимодействие с федеральными органами государственной власти и контрольными органами Российской Федерации (ст. 32), с органами городского внутриведомственного контроля (ст. 33), с органами прокуратуры, внутренних дел, с таможенной и налоговой службами на территории Москвы (ст. 34). При необходимости Контрольно-счетная палата может использовать материалы других контрольных органов, обеспечивая режим использования указанных материалов, предусмотренный в предоставившей их организации (ст. 35), а также может привлекать в проводимым проверкам и обследованиям специалистов этих организаций.[7, c. 30-33]
Аналогичные нормы имеются и в законах других контрольно-счетных органов.
Однако на практике организация такого взаимодействия часто вызывает целый ряд затруднений, прежде всего по причине, что в законах и положениях, на основании которых действуют вышеуказанные органы, как правило, такое взаимодействие с контрольно-счетными органами не оговорено. Поэтому, почти в каждом регионе Российской Федерации, для организации такого взаимодействия, приходится, либо вводит дополнения в законодательство, либо организовывать взаимодействие между органами на основании заключения специальных соглашений между ними.
Особо остро стоит вопрос координации работы контрольных органов, введения ограничений на проведение контрольных мероприятий на одних и тех же объектах в течение установленного срока. К сожалению, это, в принципе, разумное требование часто не решается из-за нескоординированных действиях при составлении планов контрольных мероприятий и ведомственных амбиций руководителей контрольных органов. В большинстве экономически развитых стран, в которых контрольно-счетные органы признаны «высшими органами финансового контроля», за этими органами закреплена и роль координатора всей контрольной деятельности в финансово-материальной сфере. В России контрольно-счетные органы образованы сравнительно недавно и законодательно не признаны «высшими органами финансового контроля», поэтому вопросы координации контрольной деятельности и согласования контрольными органами планов работы, решаются лишь тогда, когда это действительно серьезно и волнует соответствующие органы как исполнительной, так и законодательной (представительной) власти.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты [1, c.17].
Каждый контрольно-счетный орган и действует в пределах закрепленных за ним полномочий, а сфера их компетенции — контроль за исполнением бюджета того уровня бюджетной систем, который входит в сферу ведения создавшего их органа законодательной (представительной) власти. Однако иногда сферы компетенции различных контрольно-счетных органов пересекаются. Чаще всего это происходит в связи с межбюджетными отношениями, в ходе которых может осуществляться передача доходов или расходов из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня.
Часто эффективной формой проведения контроля при пересечении сфер компетенции контрольно-счетных органов является проведение ими совместных контрольных мероприятий. В настоящее время законодательной основой такого сотрудничества являются соответствующие статьи законов о контрольно-счетных органах, оговаривающие порядок взаимодействия с другими государственными контрольными органами, а также заключенные между контрольно-счетными органами соглашения о сотрудничестве.
Однако проведение совместных проверок — это только одна грань вопроса взаимодействия контрольно-счетных органов. Не менее важны и другие грани этого вопроса, такие как разработка единой концепции и научно-методической базы проведения внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации, в том числе единых программ подготовки специалистов контрольно-счетных органов; организация эффективного информационного взаимодействия между контрольно-счетными органами; взаимные консультации и т.п.
В декабре 2000 года на Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации была образована Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации (АСКОР).
Основными целями Ассоциации определены - повышение эффективности системы государственного финансового контроля, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними. [25,26]
В состав Ассоциации вошли Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Дополнительно, в 2001 г. созданы отделения Ассоциации в Уральском, Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах.
Для координации усилий контрольно-счетных органов Российской Федерации, направленных на создание в России единой (функционирующей на единых принципах и на единой методической основе) эффективной системы внешнего государственного финансового контроля, в аппарате Счетной палаты Российской Федерации создано Управление по взаимодействию с контрольно-счетными органами Российской Федерации.
Таким образом, существующая, в настоящее время в России, система внешнего финансового контроля формируется с учетом особенностей федеративного устройства страны и с правовой точки зрения определена Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ. Внешний финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетными органами разных уровней, является необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений.
Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города
Югорска.
2.1. Организационно – правовая характеристика деятельности
контрольно-счетной палаты Думы города Югорска.
Муниципальное образование город Югорск расположен в Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и имеет статус городского округа.[8, c.1]
Порядок создания и основы деятельности контрольного органа муниципального образования определен в статье 29 Устава города Югорска.
Контрольно-счетная палата в городе Югорске создана 11.09.2006 года в составе представительного органа - Думы города Югорска.
Структура Думы города Югорска представлена на Рисунке 3.
Рис 3. Структура Думы города Югорска
Уставом города Югорска закреплены следующие организационно-правовые основы контрольно-счетной палаты Думы города:
1) контроль за исполнением
2) контроль за соблюдением порядка подготовки и рассмотрения
проекта бюджета городского округа, отчета о его исполнении;
3) контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
4) финансовый контроль за
главных распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета
городского округа, а также за соблюдением получателями бюджетных
кредитов, бюджетных инвестиций условий выделения, получения,
целевого использования и возврата бюджетных средств;
5) проверку отчета об исполнении бюджета городского округа за
отчетный финансовый год и готовит заключение по годовому отчету об
исполнении бюджета городского округа;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными
законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
решениями Думы города.
В положении о контрольно-счетной палате Думы города Югорска более детально определены вопросы организации и деятельности контрольно-счетной палаты.
Рассмотрим коротко некоторые из них.
1.Контрольно – счетная палата Думы города Югорска (далее – Счетная палата) является постоянно действующим органом финансового контроля муниципального образования городской округ - город Югорск, образуемым Думой города Югорска и подотчетным ей. Счетная палата является структурным подразделением Думы города Югорска и финансируется за счет средств местного бюджета.
В своей деятельности контрольно-счетная палата руководствуется законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом города Югорска, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и положением о контрольно-счетной палате Думы города Югорска.
2. Задачами Счетной палаты являются:
3. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением местного бюджета на основе принципов законности, гласности, объективности и независимости осуществляемых в соответствии с действующим законодательством.
4. Счетная палата состоит из председателя счетной палаты и сотрудника счетной палаты. Работники Счетной палаты назначаются на должность по результатам конкурса.
5. Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением местного бюджета, что предусматривает:
1) организацию и проведение
2) организацию и проведение контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
3) экспертизу проектов местного бюджета, иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы местного бюджета и финансов муниципального образования;
4) анализ и исследование отклонений и нарушений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Думу предложений по их устранению, а также по их совершенствованию бюджетного процесса в целом;
5) анализ эффективности использования предоставленных льгот по налогам и кредитов за счет средств местного бюджета;
6) проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам, подразделам и статьям городского бюджета;
7) подготовку и представление в Думу заключений по исполнению местного бюджета;
6. Счетная палата организует свою работу на основе годовых планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением местного бюджета.
В план работы Счетной палаты в обязательном порядке должны быть включены мероприятия, проводимые по запросам председателя Думы города Югорска, главы города Югорска, а также обращения групп депутатов Думы города Югорска, численностью не менее шести депутатов. Годовой план работы Счетной палаты утверждается председателем Думы города Югорска.
Информация о работе Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска