Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 23:32, дипломная работа

Краткое описание

Целью бакалаврской работы является анализ деятельности контрольно-счетных палат как органов внешнего финансового контроля и разработка мероприятий по повышению эффективности их деятельности в управлении экономическими и социальными процессами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы контрольно-счетных органов;
рассмотреть организационно-правовую характеристику контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
проанализировать деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
рассмотреть проблемы в организации деятельности контрольно-счетной палаты и предложить решения их устранения.

Содержание

Введение….. …………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Особенности деятельности контрольно-счетных органов в системе финансового контроля в России .……………………………………………… 5
1.1. История развития финансового контроля в России и зарубежных странах ……………………………………………………….. ………………… 5
1.2. Контрольно-счетные органы в системе органов государственного
финансового контроля ………………………………………………………….14
1.3.Взаимодействие контрольно-счетных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами……………………... 19
Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска …………………………………………………..………………………………. 24
2.1. Организационно - правовая характеристика деятельности контрольно-счетной палаты Думы города Югорска …………………………………….. 24
2.2. Экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска ……………………………………………………….. 30
2.3. Проблемы в организации проведения финансового контроля контрольно-
счетной палатой и пути их решения ………………………………………… 50

Заключение ….. ……………………………………………………………… 55
Список использованных источников .……………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 549.50 Кб (Скачать файл)

Рис.2.Система государственного финансового контроля в России

Наделенные сравнительно более широкими полномочиями контрольные органы при законодательной(представительной) власти или законодательно выделенные специальные органы независимого государственного финансового контроля (счетные палаты) проводят внешний (независимый от исполнительной власти) контроль.

Для демократического общества важны все звенья организации государственного финансового контроля.

 

   1.3. Взаимодействие     контрольно - счетных     органов с    другими    

           контролирующими  и правоохранительными   органами.

 

Органы государственного финансового контроля, к которым, в частности, относятся и контрольно-счетные органы, в принципе решают одну общую задачу — контролируют соблюдение интересов государства и общества в финансово-материальной сфере. Для эффективного решения указанной задачи за каждым органом государственного финансового контроля закрепляются определенные функции и сфера компетенции.

Основная задача контрольно-счетных органов — проведение внешнего аудита исполнения бюджета, что предусматривает осуществление внешнего контроля как за государственными доходами, так и за расходованием государственных средств в различных звеньях финансовой системы. Эффективное решение этой задачи невозможно без организации тесного взаимодействия с другими государственными контрольными и правоохранительными органами - уполномоченными органами исполнительной власти, отвечающими за исполнение бюджета, органами внутреннего государственного финансового контроля, организованными исполнительной властью, налоговыми органами, прокуратурой, МВД и другими государственными контрольными органами.

Установление такого взаимодействия предусматривает почти во всех законах о контрольно-счетных органах.

Например, в статье 22 закона «О Счетной палате Российской Федерации» сказано, что для выполнения возложенных на нее задач она взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации [6, c.27].

При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов.

Закон о Контрольно-счетной палате Москвы предусматривает ее взаимодействие с федеральными органами государственной власти и контрольными органами Российской Федерации (ст. 32), с органами городского внутриведомственного контроля (ст. 33), с органами прокуратуры, внутренних дел, с таможенной и налоговой службами на территории Москвы (ст. 34). При необходимости Контрольно-счетная палата может использовать материалы других контрольных органов, обеспечивая режим использования указанных материалов, предусмотренный в предоставившей их организации (ст. 35), а также может привлекать в проводимым проверкам и обследованиям специалистов этих организаций.[7, c. 30-33]

Аналогичные нормы имеются и в законах других контрольно-счетных органов.

Однако на практике организация такого взаимодействия часто вызывает целый ряд затруднений, прежде всего по причине, что в законах и положениях, на основании которых действуют вышеуказанные органы, как правило, такое взаимодействие с контрольно-счетными органами не оговорено. Поэтому, почти в каждом регионе Российской Федерации, для организации такого взаимодействия, приходится, либо вводит дополнения в законодательство, либо организовывать взаимодействие между органами на основании заключения специальных соглашений между ними.

Особо остро стоит вопрос координации работы контрольных органов, введения ограничений на проведение контрольных мероприятий на одних и тех же объектах в течение установленного срока. К сожалению, это, в принципе, разумное требование часто не решается из-за нескоординированных действиях при составлении планов контрольных  мероприятий и ведомственных амбиций руководителей контрольных органов. В большинстве экономически развитых стран, в которых контрольно-счетные органы признаны «высшими органами финансового контроля», за этими органами закреплена и роль координатора всей контрольной деятельности в финансово-материальной сфере. В России контрольно-счетные органы образованы сравнительно недавно и законодательно не признаны «высшими органами финансового контроля», поэтому вопросы координации контрольной деятельности и согласования контрольными органами планов работы, решаются лишь тогда, когда это действительно серьезно и волнует соответствующие органы как исполнительной, так и законодательной (представительной) власти.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты [1, c.17].

Каждый контрольно-счетный орган  и действует в пределах закрепленных за ним полномочий, а сфера их компетенции — контроль за исполнением бюджета того уровня бюджетной систем, который входит в сферу ведения создавшего их органа законодательной (представительной) власти. Однако иногда сферы компетенции различных контрольно-счетных органов пересекаются. Чаще всего это происходит в связи с межбюджетными отношениями, в ходе которых может осуществляться передача доходов или расходов из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня.

Часто эффективной формой проведения контроля при пересечении сфер компетенции контрольно-счетных органов является проведение ими совместных контрольных мероприятий. В настоящее время законодательной основой такого сотрудничества являются соответствующие статьи законов о контрольно-счетных органах, оговаривающие порядок  взаимодействия с другими государственными контрольными органами, а также заключенные между контрольно-счетными органами соглашения о сотрудничестве.

Однако проведение совместных проверок — это только одна грань вопроса взаимодействия контрольно-счетных органов. Не менее важны и другие грани этого вопроса, такие как разработка единой концепции и научно-методической базы проведения внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации, в том числе единых программ подготовки специалистов контрольно-счетных органов; организация эффективного информационного взаимодействия между контрольно-счетными органами; взаимные консультации и т.п.

В декабре 2000 года на Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации была образована Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации (АСКОР).    

Основными целями Ассоциации определены - повышение эффективности системы государственного финансового контроля, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними. [25,26]

В состав Ассоциации вошли Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации. Дополнительно, в 2001 г. созданы отделения Ассоциации в Уральском, Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах.

Для координации усилий контрольно-счетных органов Российской Федерации, направленных на создание в России единой (функционирующей на единых принципах и на единой методической основе) эффективной системы внешнего государственного финансового контроля, в аппарате Счетной палаты Российской Федерации создано Управление по взаимодействию с контрольно-счетными органами Российской Федерации.

    Таким образом, существующая, в настоящее время в России, система внешнего финансового контроля формируется с учетом особенностей федеративного устройства страны и с правовой точки зрения определена Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ. Внешний финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетными органами разных уровней, является необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города

                      Югорска.

 

      2.1.   Организационно – правовая  характеристика   деятельности 

                 контрольно-счетной   палаты Думы города Югорска.

   

      Муниципальное образование город Югорск расположен в Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и имеет статус городского округа.[8, c.1]

      Порядок создания и основы деятельности контрольного органа муниципального образования определен в статье 29 Устава города Югорска.

      Контрольно-счетная палата в городе Югорске создана 11.09.2006 года в составе представительного органа - Думы города Югорска.

             Структура Думы города Югорска представлена на Рисунке 3.

 

Рис 3. Структура Думы города Югорска

 

 

 

       Уставом города Югорска закреплены следующие организационно-правовые основы  контрольно-счетной палаты Думы города:

  • Численность  контрольно-счетной палаты составляет 2 человека.
  • Организацию деятельности контрольно-счетной палаты осуществляет председатель Думы города.
  • Назначение председателя и иных членов контрольно-счетной палаты осуществляется по результатам конкурса.
  • Контрольно-счетная палата осуществляет:

1) контроль за исполнением бюджета  городского округа;

2) контроль за соблюдением порядка подготовки и рассмотрения

проекта бюджета городского округа, отчета о его исполнении;

3) контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения

имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) финансовый контроль за операциями  с бюджетными средствами 

главных распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета

городского округа,  а также за соблюдением получателями бюджетных

кредитов, бюджетных инвестиций условий выделения, получения,

целевого использования и возврата бюджетных средств;

5) проверку отчета об исполнении бюджета городского округа за

отчетный финансовый год и готовит заключение по годовому отчету об

исполнении бюджета городского округа;

6) осуществляет иные полномочия  в соответствии с федеральными 

законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

решениями Думы города.

  • Результаты проверок, осуществляемых контрольно-счетной палатой города, подлежат официальному опубликованию.

 

В положении о контрольно-счетной палате Думы города Югорска более детально определены вопросы организации и деятельности контрольно-счетной палаты.

         Рассмотрим коротко некоторые из них.

1.Контрольно – счетная палата  Думы города Югорска (далее – Счетная палата) является постоянно действующим органом финансового контроля муниципального образования городской округ - город Югорск, образуемым  Думой  города Югорска  и подотчетным ей. Счетная палата является структурным подразделением Думы города Югорска и финансируется за счет средств местного бюджета.  

В своей деятельности контрольно-счетная палата руководствуется законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом города Югорска, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и  положением о контрольно-счетной палате Думы города Югорска.

2. Задачами Счетной палаты являются:

  • Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей местного бюджета .
  • Определение эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и использования муниципальной собственности.
  • Оценка обоснованности доходов и расходов статей местного бюджета.
  • Финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета или влияющих на формирование и исполнение местного бюджета.
  • Анализ выявленных отклонений от установленных показателей местного бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса.

3.  Счетная палата осуществляет контроль за исполнением местного бюджета на основе принципов законности, гласности, объективности и независимости осуществляемых в соответствии с действующим законодательством.

4. Счетная палата состоит из председателя счетной палаты и сотрудника счетной палаты. Работники Счетной палаты назначаются на должность по результатам конкурса.

5. Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением местного бюджета, что предусматривает:

1) организацию и проведение предварительного, текущего, и последующего контроля  за исполнением местного бюджета  в отчетном году;

2) организацию и проведение контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

3) экспертизу проектов местного бюджета, иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы местного бюджета и финансов муниципального образования;

4) анализ и исследование отклонений и нарушений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Думу предложений по их устранению, а также по их совершенствованию бюджетного процесса в целом;

5) анализ эффективности использования предоставленных льгот по налогам и кредитов за счет средств местного бюджета;

6) проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам, подразделам и статьям городского бюджета;

7) подготовку и представление в Думу заключений по исполнению местного бюджета;

6. Счетная палата организует свою работу на основе годовых планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением местного бюджета.

     В план работы Счетной палаты в обязательном порядке должны быть включены мероприятия, проводимые по запросам председателя Думы города Югорска, главы города Югорска, а также обращения групп депутатов Думы города Югорска, численностью не менее шести депутатов. Годовой план работы Счетной палаты утверждается председателем Думы города Югорска.

Информация о работе Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска