Оценка финансовой устойчивости ООО «Мобил-центр» и рекомендации по управлению финансовой устойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 04:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: провести анализ и оценку финансовой устойчивости ООО «Мобил-центр» и предложить рекомендации по управлению финансовой устойчивостью. В рамках достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать экономическую сущность финансовой устойчивости и систематизировать факторы ее определяющие;
исследовать систему информационного обеспечения анализа финансовой устойчивости ООО «Мобил-центр»;
провести анализ и оценку финансовой устойчивости ООО «Мобил-центр»;
предложить рекомендации по управлению финансовой устойчивостью ООО «Мобил-центр».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ фин. устойчивости.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, разработка, апробирование и последующее  внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

Для решения этой задачи нами предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект:

  • на базе действующей бухгалтерской программы (требуется автоматизация бухгалтерского учета на базе программного продукта «1С: бухгалтерия 8.2») создается отдельный встроенный блок для финансово-экономической службы предприятия:
  • создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита;
  • получение этих рапортов и оперативная работа с ними осуществляются в режиме реального времени пользователями со своих рабочих мест;
  • устанавливается порядок движения документов;
  • устанавливаются конкретные сроки представления, обработки и передачи информации внутри той или иной службы, а также между службами.

Методический аспект:

  • разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат типовых рапортов;
  • определяется уровень аналитики для каждого пользователя (1 — большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица);
  • устанавливается продолжительность периода анализа (день, неделя, месяц, квартал, год, с начала строительства).

Аналитический аспект:

  • определяется перечень анализируемых объектов (участок, объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо);
  • разрабатываются справочники в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей (ТМЦ), поставщиков и покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;
  • устанавливаются единый доступ, порядок заполнения и обновления справочников (в целях устранения дублирования).

Правовой аспект:

  • рапорты предназначены для служебного пользования специалистами финансово-экономической службы и руководящего состава предприятия;
  • в соответствии с решением директора предприятия для каждого специалиста устанавливаются уровень детализации и права доступа к информации (полный, ограниченный, частичный);
  • устанавливается определенный перечень рапортов для конкретного пользователя.

Технический аспект:

  • соответствующими техническими службами прокладывается сеть, устанавливается необходимое оборудование, проводятся технические и другие работы;
  • решается вопрос об увеличении рабочих мест за счет расширения числа пользователей;
  • проводится подключение рабочих мест к единой базе данных.

Только решив данный комплекс задач, можно говорить о  постановке текущего и оперативного учета финансовой устойчивости предприятия.

Разумеется, текущее и  оперативное управление предприятием в целом и финансовой устойчивостью в частности тесно связано с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, поскольку через систему сводных рапортов наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков — с другой. Тем самым, на основе сводных рапортов создается мощный информационный блок, который вбирает в себя всю оперативную информацию о:

  • остатках ТМЦ на складе сырья и материалов, в основном производстве, на складе готовой продукции;
  • поступлении и оплате ТМЦ;
  • отпуске ТМЦ в производство;
  • выпуске готовой продукции, ее отгрузке, реализации и оплате;
  • движении денежных средств;
  • задолженности отдельных дебиторов и кредиторов, материально ответственных и подотчетных лицах;
  • общем финансово-экономическом состоянии предприятия.

Отсюда видно, что информативность  сводных рапортов полностью зависит  от своевременности поступления  исходной информации и ее обработки сотрудниками соответствующих подразделений финансово-экономической службы предприятия. Эта исходная информация может состоять из банковских выписок, приходно-расходных ордеров, счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных на внутреннее перемещение и других документов.

Следовательно, чем быстрее  вносится исходная информация с мест в общую базу данных, тем значительнее наполнение сводных рапортов. Если учесть, что в обязательном порядке осуществляется контроль и натуральных, и стоимостных показателей, то объективность такой информации также повышается. Вследствие этого ускоряется и сам процесс принятия управленческих решений.

Принимая во внимание, что сводные рапорты составляются нарастающим итогом с начала периода, содержат натуральные и стоимостные показатели, включают информацию по каждой службе и подразделению, появляется возможность получить общую информацию о выполнении запланированных показателей, возникших отклонениях, достаточности или недостаточности собственных средств, необходимости привлечения заемных средств, состоянии платежеспособности и др.

В свою очередь, вся сводная  информация легко разбивается:

  • на виды и направления деятельности;
  • по самостоятельным бизнес-единицам и проектам;
  • по отдельным службам и подразделениям, центрам затрат и прибыли.

Понятно, что такой  учет исходной информации, ее обработка  и представление возможны только лишь в том случае, когда средства бухгалтерского учета приспособлены для проведения экономического учета — когда план счетов бухгалтерского учета подготовлен для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия. В противном случае очевидна недостаточность глубины анализа.

Таким образом, особенность  сводных рапортов заключается в  том, что в них собирается вся  необходимая информация:

  • по факту и месту возникновения какой-либо хозяйственной операции;
  • с учетом временного разреза (нарастающим итогом);
  • в разбивке по видам ТМЦ и услуг, контрагентам, материально ответственным и подотчетным лицам, а также отдельным договорам и проектам;
  • в соответствии с достигнутым уровнем аналитики и детализации;
  • для принятия управленческих решений конкретным руководителем (директором и его заместителями по направлениям, руководителями служб и подразделений, крупными акционерами и инвесторами).

В результате на базе бухгалтерской, финансовой и управленческой информации может быть создана серия сводных рапортов, в которых отражаются натурально-вещественные, стоимостные и финансовые показатели, а их подготовка, обработка и анализ проводятся исключительно в финансово-экономической службе предприятия.

В этой связи можно  предложить следующий перечень сводных  рапортов, которые предназначены, прежде всего, для директора предприятия  и руководителя финансово-экономической службы (всего предлагается 12 типовых рапортов, но их количество может быть увеличено в зависимости от необходимости), а также для других служб и подразделений.

Эти рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита вместе с графиком текущей финансовой устойчивости составляются в монопольном режиме (для достижения единства данных) и в любой момент времени.

Рапорт № 1 — Остатки по наиболее важным счетам бухгалтерского учета и расчетные коэффициенты.

Данный сводный рапорт содержит сгруппированную информацию в разбивке по видам деятельности и отдельным подразделениям и включает сведения о состоянии некоторых счетов бухгалтерского учета на конкретную дату и время. Время необходимо указывать потому, что в течение одного и того же дня можно неоднократно получать этот рапорт и видеть происходящие изменения, осуществлять управленческие воздействия, принимать решения и контролировать их выполнение.

Директор предприятия, получая такую информацию, может  составить в наиболее общем виде представление:













 


 



 


 

 


 

 

Рис. 9. Предлагаемая система сводных рапортов внутренней отчетности, анализа и аудита

 

1) об остатках текущих  активов:

  • денежных средствах (расчетный и валютный счет, касса рублевая и валютная, деньги в пути);
  • запасах (склад сырья и материалов, незавершенное производство и склад готовой продукции);
  • задолженности покупателей (по видам продукции);
  • авансах выданных (по видам ТМЦ и услуг);
  • прочих активах;

2) об остатках текущих  обязательств:

  • кредитах банков;
  • задолженности поставщикам (по видам ТМЦ и услуг);
  • задолженности по оплате труда и социальным налогам;
  • задолженности по расчетам с бюджетом (по видам налогов);
  • прочих пассивах;

3) о величине собственных  денежных средств на основе  экспресс-анализа финансовой устойчивости  предприятия; 

4) о размере рабочего капитала (как разнице между текущими активами и текущими обязательствами) в целях оценки величины собственных оборотных средств;

5) о расчетных показателях:

  • выполнении плана по видам бюджетов (закупок, продаж и др.);
  • рентабельности активов, продаж и собственного капитала;
  • оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • уровне оплаты дебиторской и кредиторской задолженности;
  • среднем сроке и средней сумме дебиторской и кредиторской задолженности.

Из приведенного перечня  показателей, составляющих сводный рапорт, видно, что вся информация сжата и представлена исключительно общими итогами. Поэтому каждая строка сводного рапорта может быть далее развернута в самостоятельный баланс — отдельный рапорт, в котором уже содержится динамика, показывается движение материальных и финансовых потоков.

Но все же, несмотря на простоту и информационное содержание сводного документа, работа с ним  требует определенного подготовительного  этапа, настройки счетов бухгалтерского учета, установления сроков сдачи документов на обработку. Кроме того, при составлении данного отчета вряд ли можно будет избежать некоторых условностей, вследствие чего неизбежны отдельные допущения и погрешности. Прежде всего, это касается раздельного учета отдельных видов деятельности, а в них — учета денежных средств, финансового результата, основных фондов, уставного капитала и др.

Если ведется раздельный учет денежных средств по каждому  виду деятельности, то особых трудностей при разделении остатков денежных средств не будет. Если же, наоборот, движение денежных средств по этим видам деятельности осуществляется на общем расчетном счете и в общей кассе, то достаточно показать разность нарастающим итогом между общим поступлением и общим расходованием денежных средств по каждому виду деятельности.

Другими словами, если точно  известно, сколько денежных средств  поступило по данному виду деятельности в виде выручки, авансов и кредитов и сколько денежных средств было израсходовано на оплату сырья и материалов, услуг, авансы, заработную плату и налоги, возврат кредитов и процентов по ним, то можно получить более или менее точно значение остатка денежных средств. Этот остаток в данный момент может быть положительным (поступления превышают расходования) или отрицательным (расходования превышают поступления). В свою очередь, отрицательный остаток означает только одно - произошел внутренний заем денежных средств, поскольку у одного вида деятельности есть свободные денежные средства и есть основания для внутреннего кредитования.

В то же время если по каждому виду деятельности известен остаток денежных средств, установленный расчетным путем, то в любом случае образуется единый неразложимый остаток, который не может быть прямо отнесен на тот или иной вид деятельности и поэтому он является общим. Возникновение этого остатка вызвано тем, что имеют место кредиты, внереализационные доходы и расходы, расчеты по дивидендам с юридическими лицами, накладные и прочие расходы, финансовые вложения, содержание аппарата управления, отдельные налоги, которые относятся ко всей деятельности предприятия. А раз так, то общий остаток целесообразно разнести в пропорциях по всем видам деятельности.

Таким образом, если не удается  определить остатки денежных средств  по каждому виду деятельности прямым счетом, то следует воспользоваться косвенным способом — из прямых поступлений вычитаются прямые расходования, после чего эти результаты корректируются на величину общего остатка.

Информация о работе Оценка финансовой устойчивости ООО «Мобил-центр» и рекомендации по управлению финансовой устойчивостью