Понятие аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс аудит .doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

6. В случае разглашения  аудиторской тайны аудиторской  организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

8. Знакомство с внешними и внутренними факторами, влияющими на финансово-хозяйственную деятельность потенциального клиента. 
Аудитор должен выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность клиента.

К внешним факторам относятся макроэкономические и отраслевые факторы.

Макроэкономические факторы  — это основная деятельность (снижение, рост); международная торговля, тарифные барьеры; изменения в налогообложении; зависимость от иностранных рынков; колебания курсов валют; система  внешнего контроля; изменения государственной политики; влияние процентных ставок на стабильность компании; экономические факторы, влияющие на ликвидность потребителя; изменения индексов ценных бумаг или развитие рынка собственности.

Отраслевые факторы  — это среда регулирования (новые или ожидаемые законодательные акты, например контроль за ценами и загрязнением окружающей среды); экономические условия (сокращение и расширение отрасли, возникновение отраслей с высоким риском, серьезная ценовая конкуренция, насыщенность рынка, цикл деятельности и сезонность); труд (трудовые проблемы, необычная трудовая практика, отраслевая безработица, уровень отраслевой зарплаты, нехватка работников определенной профессии, квалификации).

Внутренние  факторы, влияющие на деятельность клиента, можно классифицировать следующим образом:

общие факторы: история  клиента; структура бизнеса; виды производственной деятельности и важнейшие производственные единицы; быстрое расширение бизнеса; существующие и возможные разногласия; мнение руководства по поводу своего предприятия в отрасли; мнение руководства по поводу результатов и тенденций развития; главные заботы руководства; ожидания от проведения аудита;

собственность: особенности  собственности клиента; курс акций  клиента; необычные торговые операции с акциями клиента;

основная стратегия  деятельности: планируемые или предполагаемые приобретения; ожидаемые изменения  в производстве; капитальные вложения; планируемое расширение рынка; планирование налогов;

совет директоров и старший  управленческий персонал: степень независимости от исполнительской управленческой службы; частота заседаний совета; принуждение исполнителей совершать неправомерные действия (ложная информация, действия, противоречащие интересам акционеров, и т.п.); факторы, влияющие на оплату труда управленцев;

операции: сущность и  основные пользователи продукции или  услуг клиента; стадии и методы производства продукции и связанный с ними риск; характер и местоположение производственных мощностей; уровень контроля центрального аппарата децентрализованных операций; факторы себестоимости производства; приемлемость получения кредита от поставщиков; зависимость от поставщиков и приемлемость сырья, услуг; производственные мощности; технические проблемы производства; продолжительность и гибкость производственного цикла и др.;

финансы: характеристика потоков денежных средств; политика и процедуры инвестирования; уровень  прибыли; основные банковские операции; использование лизинга; гарантии и  другие выплаты; другие обязательства;

маркетинг: основные покупатели и рынки; опора на отдельных покупателей проектов или операций; финансовое состояние покупателей; важнейшие конкуренты и положение клиента на рынке; стабильность рынка и сезонные тенденции; порча продукции; зависимость от привилегий, лицензий или схем; новые виды продукции с сомнительными потенциальными возможностями; предпочтения в отношении покупателей; политика в области финансирования основной продукции, ценообразование и скидки; реклама и ее эффективность; тенденции ухудшения; уровень результатов маркетинга; дополнительный риск для увеличения продаж;

персонал: квалификация, опыт и комплектность основного  персонала; политика набора и продвижения  служащих; зарплата и премии служащих, распределение прибыли; управленческие планы в отношении персонала; текучесть кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы развития аудита в России.

При рассмотрении становления  аудита в России то можно выделить несколько этапов.

Первый из них был  ознаменован появлением первой аудиторской фирмы “Инаудит”. Она была создана согласно специальному постановлению. Целью существования данной фирмы было осуществление аудиторских проверок и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям

Она была наделена рядом прав и могла проводить следующие действия

ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности совместных предприятий  и организаций

- проверки бухгалтерских  книг, отчётов, планов, смет и других  документов, наличия денежных сумм  и ценных бумаг, наличия и правильности расходования материальных ценностей получение от учреждений Госбанка СССР и других кредитных учреждений необходимых сведений, справок, копий документов, связанных с операциями соответствующих организаций и предприятий, о состоянии счетов и оборотов по ним

- получение от предприятий  и организаций отчётной документации  и иной документации в согласованных  объёмах публикацию в СССР  и за границей своего устава, баланса, счёта прибылей и убытков,  а также рекламных материалов  о деятельности фирмы “Инаудит”; и прочее

И хотя данная фирма обладала рядом положительных свойств, относительно существовавших на то время ревизионных  групп, но все же была подвластна государству, что лишало ее ряда преимуществ.

И в итоге фирму  сохранить не удалось так, как  в ней было сконцентрировано много кадров обладающих амбициями и высокими лидерскими качествами, что они не могли находиться под чьим либо руководством. И произошел распад этой фирмы на отдельно существующие сегменты.

Следующий этап проходил в начале 90-х, была попытка принятия акта об аудиторской деятельности в СССР. В этот период времени в стране появилось большое количество фирм, в том числе и аудиторских. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы надо отметить “Контакт” и “Рафаудит”, которые по организации работ, сбору информации стали эталоном для других аудиторских фирм. Заслуга этих фирм в становлении аудита и его популяризации в России чрезвычайно велика. Основной целью существования данных фирм было проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчётности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой деятельностью и т. п. И как выводом из вышесказанного можно сказать, что в те годы были заложены основные понятия аудита.

Далее в январе 1990 г. на рынке СССР появилось СП “Эрнест энд Янг Внешаудит”, оно проводило аудиторские проверки на совместных предприятиях по их просьбе, причём вне зависимости от их расположения или принадлежности. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую “большую шестёрку”.

Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться  общественные ассоциации бухгалтеров  и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, “круглые столы” по проблемам учёта, налогообложения  и аудита. Впервые начинают подниматься вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учёта и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств - начинается третий этап становления аудита в России.

5 декабря 1991 года появляется  проект Закона “Об аудиторской  деятельности”. В течение двух  лет проект этого Закона совместно  обсуждается, дорабатывается и  согласовывается. Над ним работают 11 ведомств, в их числе Госналогслужба, Генеральная прокуратура, Центральный банк, МВД, Госкомитет по антимонопольной политике, Минфин и др. 22 декабря 1993 года Президент Российской Федерации подписывает Указ, которым утвердил “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”, вступившие в силу с момента опубликования Указа с 29 декабря 1993 года. В этих правилах даётся определение понятия аудиторской деятельности, указывается сфера аудита, его цели, помимо инициативной проверки вводится понятие проверки обязательной, Временные правила регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской деятельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливаются серьёзные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчёты и небрежности в работе. Важным во Временных правилах является раздел о подготовке аудиторского заключения, которое по правилам должно состоять из трёх частей: вводной аналитической и итоговой.

Измененный ФЗ «об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г № 307-ФЗ

 

  1. Общее понятие аудиторского риска.

Аудиторский риск – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения, в случае когда  в ФО содержаться существенные искажения

Риск делится на:

  1. Неотъемлемый риск – подверженность остатка средств на счетах БУ или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенным при допущения отсутствия необходимых средств внутреннего контроля
  2. Риск средств контроля – риск того, что искажение, которые имели место в отношении остатка средств по счетам БУ или группы однотипных операций и было существенными, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью системы БУ и СВК
  3. Риск необнаружения – аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по счетам БУ, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности искажений остатков средств по другим счетам БУ или группы операций

Методики определения  риска

  1. Интуитивные – основываются на профессиональном суждении, которые формируются в том числе с помощью специального тестирования
  2. Расчетные – составление и решение аудиторской модели относительных величие

Чем выше риск, тем ниже существенность

 

  1. Методика определения количественного уровня существенности. (он же или часть его – ответ на 43 вопрос, поэтому такой большой)

 

Концепция  существенности  существует как в бухгалтерском  учете, так и в аудите.  Существенными  в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность  финансовой отчетности клиента . Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает  уровень   существенности , то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения. Установить четкие и однозначные критерии  существенности  совсем непросто. В американских стандартах финансовой отчетности  существенность  определяется как величина пропуска, неточного или неправильного трактования факта бухгалтерской информации, которая в свете сопутствующих обстоятельств делает вероятным, что суждение, сделанное на основе этой информации, могло бы измениться или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт. Исходя из данного определения, только пользователь финансовых отчетов вправе определить  уровень   существенности  информации. Поскольку финансовая отчетность имеет достаточно широкий круг пользователей, каждый из них имеет разное представление об  уровне   существенности . Так, для вкладчиков компании существенной является информация о результатах деятельности предприятия, динамике прибыли и реальности активов. Для потенциальных инвесторов будет существенной информация о финансовой устойчивости предприятия, потенциальных изменениях спроса на производимую продукцию, рентабельности вложений и реальности инвестиционных проектов. Уровень существенности - предельное значение искажения бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская организация должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность, не устанавливают более жесткие требования.

Информация о работе Понятие аудиторской деятельности