Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций
Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.
Обязанности:
1) содействовать аудиторской
организации, индивидуальному
2) не предпринимать каких бы то ни было
действий, направленных на сужение круга
вопросов, подлежащих выяснению при проведении
аудита, а также на сокрытие (ограничение
доступа) информации и документации, запрашиваемых
аудиторской организацией, индивидуальным
аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской
организацией, индивидуальным аудитором
для проведения аудита информации и документации
сведений, содержащих коммерческую тайну,
не может являться основанием для отказа
в их предоставлении;
3) своевременно оплачивать услуги аудиторской
организации, индивидуального аудитора
в соответствии с договором оказания аудиторских
услуг, в том числе в случае, когда аудиторское
заключение не согласуется с позицией
аудируемого лица, лица, заключившего
договор оказания аудиторских услуг;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие
из договора оказания аудиторских услуг.
Изучение и оценку среды контроля и отдельных средств контроля рекомендуется проводить последовательно в четыре этапа:
1) общее знакомство
с системой внутреннего
2) первичная оценка надежности среды контроля;
3) первичная оценка надежности средств контроля;
4) подтверждение оценки надежности средств контроля
Оценка надежности контрольной среды является одним из важнейших факторов, который следует учитывать при определении величины аудиторского риска. Она может влиять на внутрихозяйственный риск и риск системы контроля, а также на выбор тех или иных процедур, применяемых аудитором в ходе проверки.
В случае если аудитор оценивает надежность среды контроля клиента как низкую, то это означает невозможность для него опереться на отдельные средства контроля аудируемой организации и, соответственно, требует увеличения объема аудиторских процедур, что закономерно приводит к росту издержек аудиторской организации на осуществление всей проверки в целом.
И наоборот, если контрольная среда контроля оценивается аудитором как высокая, то представляется возможным рассчитывать на надежность средств внутреннего контроля и, соответственно, уменьшить объем применяемых аудиторских процедур, а значит, сократить расходы на проведение аудиторской проверки.
Как было отмечено выше, по результатам изучения средств внутреннего контроля определяется риск средств контроля клиента, т.е. вероятность того, что разработанные и применяемые в организации средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять существенные нарушения и (Или) препятствовать возникновению таких нарушений.
Между степенью риска средств контроля клиента и степенью надежности системы внутреннего контроля имеется обратная зависимость: высокой степени надежности соответствует низкий уровень риска, и наоборот.
1. Государственный контроль
(надзор) за деятельностью
2. Предметом гос.контроля является соблюдение
саморегулируемыми организациями аудиторов
требований законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых
актов, которые регулируют аудиторскую
деятельность.
3. Гос.контроль осуществляется в форме
плановых и внеплановых проверок.
4. Плановая проверка саморегулируемой
организации аудиторов осуществляется
не чаще одного раза в два года в соответствии
с планом проверок, утверждаемым уполномоченным
федеральным органом.
5. Основанием для осуществления внеплановой
проверки саморегулируемой организации
аудиторов может являться поданная в уполномоченный
федеральный орган жалоба на действия
(бездействие) саморегулируемой организации
аудиторов, нарушающие требования законодательства
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов, которые регулируют аудиторскую
деятельность. Иные основания для осуществления
внеплановой проверки уполномоченным
федеральным органом саморегулируемой
организации аудиторов устанавливаются
законодательством Российской Федерации.
6. Порядок назначения и осуществления
проверки саморегулируемой организации
аудиторов, программа проверки, а также
порядок оформления ее результатов устанавливаются
уполномоченным федеральным органом.
7. Руководитель проверяемой саморегулируемой
организации аудиторов вправе обжаловать
действия (бездействие) должностных лиц,
осуществляющих проверку, руководителю
уполномоченного федерального органа
в течение 10 рабочих дней со дня, следующего
за днем совершения действия (бездействия).
8. В случае выявления нарушений уполномоченный
федеральный орган по результатам проверки
может применить следующие меры воздействия:
1) вынести предписание, обязывающее саморегулируемую
организацию аудиторов устранить выявленные
по результатам такой проверки нарушения
и устанавливающее сроки устранения таких
нарушений;
2) вынести предупреждение в письменной
форме о недопустимости нарушения требований
законодательства Российской Федерации
и иных нормативных правовых актов, которые
регулируют аудиторскую деятельность;
3) вынести решение об исключении сведений
о некоммерческой организации из государственного
реестра саморегулируемых организаций
аудиторов;
4) обратиться в арбитражный суд с заявлением
об исключении сведений о некоммерческой
организации из государственного реестра
саморегулируемых организаций аудиторов.
9. Уполномоченный федеральный орган в
течение трех рабочих дней со дня, следующего
за днем принятия соответствующего решения
по результатам проверки саморегулируемой
организации аудиторов, обязан сообщить
ей в письменной форме о принятом в отношении
ее решении. О результатах проведенной
проверки федеральный орган обязан проинформировать
совет по аудиторской деятельности на
его ближайшем заседании.
10. Саморегулируемая организация аудиторов
в течение трех рабочих дней после дня
истечения срока, установленного уполномоченным
федеральным органом для устранения нарушения,
должна проинформировать в письменной
форме уполномоченный федеральный орган,
а также совет по аудиторской деятельности
об устранении выявленных нарушений на
его ближайшем заседании.
1. Квалификационный аттестат
аудитора выдается при условии,
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню объявления результатов
квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской
деятельности либо ведением бухгалтерского
учета и составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности, не менее трех лет. Не менее
двух лет из последних трех лет указанного
стажа работы должны приходиться на работу
в аудиторской организации.
2. Проверка квалификации претендента
осуществляется в форме квалификационного
экзамена. Порядок проведения квалификационного
экзамена, предусматривающий в том числе
порядок участия претендента в квалификационном
экзамене, круг вопросов, предлагаемых
претенденту, а также порядок определения
результатов квалификационного экзамена,
устанавливается уполномоченным федеральным
органом.
3. К квалификационному экзамену допускается
претендент, получивший высшее образование
в имеющем государственную аккредитацию
образовательном учреждении высшего профессионального
образования.
4. Квалификационный экзамен проводится
единой аттестационной комиссией, которая
создается совместно всеми саморегулируемыми
организациями аудиторов в порядке, установленном
уполномоченным федеральным органом.
5. За прием квалификационного экзамена
с претендента взимается плата, размер
и порядок взимания которой устанавливается
единой аттестационной комиссией.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного
аттестата аудитора принимается в случае,
если:
1) претендент не соответствует требованиям
части 1 настоящей статьи;
2) после сдачи квалификационного экзамена
обнаруживается несоответствие претендента
требованию части 3 настоящей статьи.
7. Квалификационный аттестат аудитора
выдается без ограничения срока его действия.
8. Решение об отказе в выдаче квалификационного
аттестата аудитора может быть оспорено
в суде.
9. Аудитор обязан в течение каждого календарного
года начиная с года, следующего за годом
получения квалификационного аттестата
аудитора, проходить обучение по программам
повышения квалификации, утверждаемым
саморегулируемой организацией аудиторов,
членом которой он является.
33.
Права и обязанности
1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе
самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
исследовать в полном
объеме документацию, связанную с
финансово-хозяйственной
получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
непредоставления
аудируемым лицом всей
выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
2. При проведении аудита
аудиторская организация,
предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
передавать в срок,
установленный договором
обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
34. Оценка состояния системы внутреннего контроля.
Руководство компании несет ответственность за разработку, внедрение и эффективное функционирование системы внутреннего контроля. При этом возможно осуществление внутреннего контроля как специально созданной службой внутреннего аудита, действующей внутри компании, так и наделение функциями внутреннего контроля конкретных работников организации.
Оценка системы внутреннего контроля может проводиться не только в рамках аудита финансовой отчетности, но и как отдельная процедура, проводимая в целях предоставления руководству компании информации для принятия управленческих решений. В ходе оценки системы внутреннего контроля выполняются следующие этапы:
· разрабатывается модель системы внутреннего контроля компании, и определяются критерии для оценки надежности и эффективности ее элементов, которые основываются на принятых в мировой практике стандартах в области внутреннего контроля и учитывают специфику организации;
· формируется фактическая
схема организации системы
· проводится оценка полученной информации о текущем состоянии системы внутреннего контроля на предмет соответствия ее элементов установленным критериям, и разрабатываются рекомендации по повышению их надежности и эффективности.
Результаты оценки системы внутреннего контроля позволяют обоснованно определить направления необходимых изменений в бизнес-процессах и структуре компании и создать основу для внедрения лучшей практики в области внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления:
· оптимально распределить компетенции (полномочия, обязанности и ответственность) между уровнями управления;
· разработать систему регламентов ключевых бизнес-процессов;
· создать или повысить эффективность деятельности подразделений, осуществляющих внутренний контроль как основной вид деятельности (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, контрольно-ревизионный отдел, комитет по аудиту);
· разработать и внедрить регламенты и методики деятельности подразделений, осуществляющих внутренний контроль и т.п.
Итоги проведенной работы
отражаются в отчете по результатам оценки
системы внутреннего контроля. Отчет содержит
оценку степени надежности системы внутреннего
контроля компании, описание выявленных
недостатков структуры и функционирования
системы внутреннего контроля, конструктивные
предложения по ее совершенствованию.
При необходимости также может быть разработана
корпоративная политика в области внутреннего
контроля и проведены мероприятия по ее
внедрению во внутреннюю среду организации.
35. Меры дисциплинарного
воздействия в отношении аудиторских
организаций, аудиторов.
1. В отношении члена
саморегулируемой организации
1) вынести предписание,
обязывающее члена
2) вынести члену саморегулируемой организации
аудиторов предупреждение в письменной
форме о недопустимости нарушения требований
настоящего Федерального закона, стандартов
аудиторской деятельности, правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций,
кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) наложить штраф на члена саморегулируемой
организации аудиторов;
4) принять решение о приостановлении членства
аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой
организации аудиторов на срок до устранения
ими выявленных нарушений, но не более
180 календарных дней со дня, следующего
за днем принятия решения о приостановлении
членства;
5) принять решение об исключении аудиторской
организации, аудитора из членов саморегулируемой
организации аудиторов;
6) применить иные установленные внутренними
документами саморегулируемой организации
аудиторов меры.
2. Аудитор, в отношении которого принято
решение о приостановлении его членства
в саморегулируемой организации аудиторов,
в течение всего срока действия такого
решения не вправе: