Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:59, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является изучение порядка проведения аудита денежных средств на предприятии. При изучении цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение денежным средствам, а также формам денежных рас-четов;
- перечислить задачи аудита денежных средств;
- рассмотреть порядок проведения аудита кассовых операций, расчетного и валютного счетов, денежных документов;
- сформулировать выводы.
Введение
3
1 Теоретические основы аудита
4
1.1 Сущность, цели и задачи аудита
4
1.2 Теоретические основы аудита денежных средств
8
2 Подготовка и планирование аудита
12
2.1 Подготовка аудиторской проверки
12
2.2 План и программа аудита
18
3 Порядок проведения и оформления результатов аудиторской проверки
22
3.1 Аудиторская проверка учета денежных средств
22
3.2 Документальное оформление результатов аудиторской
проверки
28
Заключение
33
Список использованной литературы
Инвентаризация кассы.
Инвентаризация кассы проводится немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия недостачи денег в одних кассах за счет денежной наличности других касс. Одновременно кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и несписанных денег не имеется.
Отчет визирует главный (старший) бухгалтер предприятия (фирмы). Начинается подсчет денег и других ценностей, находящихся в кассе. Сначала это делает кассир, потом аудитор. В период инвентаризации в кассе могут находиться частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и другие выплаты, а также различного рода временные надлежащим образом не оформленные расписки о получении взаимообразно работниками предприятия денег из кассы.
Выплаты по частично оплаченным платежным ведомостям аудитор принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. Расписки к зачету в наличный остаток приниматься не должны. Фактическое наличие денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете. После этого аудитор оформляет результаты инвентаризации актом, который, кроме него, подписывают еще кассир и главный (старший) бухгалтер.
При ревизии кассы аудитору необходимо также выяснить:
Направления проверки кассы аудитором показаны на схеме (рис. 4).
При обнаружении недостач на значительные суммы или злоупотреблений следует потребовать отстранения кассира от должности и рекомендовать руководству предприятия передать дело следственным органам.
Проверяющий устанавливает соблюдение сроков обычных инвентаризаций, которые предусматривает руководитель предприятия, но не реже одного раза в квартал. Такая операция должна проводиться внезапно с участием представителя администрации.
Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств.
Кассы предприятия и фирм принимают наличные деньги по приходным кассовым ордерам. Эти деньги могут поступать из банков, от работников в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Особое внимание следует обратить на полноту и своевременность денег, полученных по каждому чеку из банка. Некоторые допускают ошибку, когда просматривают только корешки чеков. Необходимо проверять также выписки банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Если на выписках есть следы подчисток, исправлений, а также при расхождении остатков, аудитор должен получить выписку в банке из текущего счета или расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии ревизуемой организации с данными выписки. В процессе проверки иногда выяснялось, что для сокрытия фактов присвоения наличных денег работники бухгалтерии исправляли шифры в выписках банка (шифр, соответствующий получению наличных денег, исправлялся на шифр, обозначающий безналичные расчеты), уничтожали корешки чеков, по которым были получены деньги, а на соответствующие суммы прилагали фиктивные платежные поручения. Необходимо тщательно проверять не только полноту оприходования сумм, полученных из банка, но и другие поступления: от родителей за содержание детей в детских учреждениях, квартирную плату и др. Проверяя полноту и своевременность оприходования денег, полученных с расчетного счета в банке, аудитору следует применить метод взаимного контроля. При этом сравнивают суммы, отраженные в ведомости № 1 по дебету сч. 50 и суммы по журналу-ордеру № 2 по кредиту сч. 51. Эти суммы должны совпадать.
Правильность списания денег в расход.
Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам.
Прежде всего нужно знать, что наличные деньги выдаются из кассы фирмы только по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.).
Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем предприятия и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными.
Кассовые операции по списанию денег в расход изучают по документам, приложенным к кассовым отчетам за весь период, подлежащий проверке.
При аудите используют следующие формы учетной документации по кассовым операциям:
Необходимо обращать внимание на оформление кассовых документов:
Аудитор должен тщательным образом проверить соблюдение в организации порядка ведения кассовых операций в соответствии с нормативными документами.
Аудитор должен удостовериться в следующем:
К сожалению, не во всех организациях кассовые помещения изолированы, некоторые не имеют сигнализации. Наличные деньги и другие денежные документы должны храниться в несгораемом шкафу. В помещении для пересчета денег клиентами обязательно должны находиться представители предприятия.
Аудиторам необходимо проконтролировать, проводились ли внезапные проверки кассы, проводилась ли ежедневная сдача в бухгалтерию кассовых документов кассиром и есть ли на них расписка главного бухгалтера или его заместителя, имелись ли случаи подписи руководителем или главным бухгалтером незаполненных чеков и выдача их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.
Обращается внимание на записи в кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а все листы — заверены подписями руководителя и главного бухгалтера.
3.2 Документальное оформление результатов
аудиторской проверки
Перед тем как представить аудиторское заключение, аудиторская организация (аудитор) должна передать руководству или собственникам экономического субъекта письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу осуществления аудита аудиторская организация может представлять в устной или письменной форме промежуточную информацию.
Аудиторская организация обязана указать в письменной информации все выявленные ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.
Аудиторская организация может привести в письменной информации аудитора любые сведения, касающиеся проведенного аудита и фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые сочтет целесообразными.
Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Она посвящена лишь тем, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и
иными специалистами, непосредственно проводившими аудит.
Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу письменной информации аудитора на бланке аудиторской организации либо с угловым штампом аудиторской организации, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.
Сведения, содержащиеся в письменной информации аудитора, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей. В необходимых случаях в письменной информации аудитора должны иметься обоснования количественных расчетов и оценок, ссылки на документы действующего законодательства.
В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие - нет, влияют или не влияют перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.
Письменная информация аудитора должна быть адресована руководителям и (или) собственникам экономического субъекта.
Письменная информация аудитора может быть передана только следующим лицам:
а) лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг;
б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;
в) любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации, подписанного лицом, подписавшим договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг.
Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки, что и аудиторское заключение, окончательный вариант письменной информации.
Письменная информация составляется не менее чем в 2 экземплярах. Письменная информация является конфиденциальной. Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению.
Заключительным этапом аудиторской проверки является подготовка аудиторского заключения (приложение 4).
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспекта бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему учет и отчетность в Российской Федерации.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного аудиторского заключения, но может и отказаться от выражения своего мнения.
При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма принимает во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При определении уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна использовать внутрифирменные стандарты, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.
Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют.
Аудиторское заключение собственноручно подписывается уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке. В случаях, предусмотренных нормативными актами, подписи в аудиторском заключении удостоверяются соответствующими печатями; исправления не допускаются.
Аудиторское заключение обычно состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К нему прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта, которая подверглась аудиту.
Вводная часть аудиторского заключения содержит общие сведения об аудиторской фирме.
Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой отчет аудиторской фирмы об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Информация о работе Порядок проведения и оформления результатов аудиторской проверки