Практика предоставления банковских кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является кредитование юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Перечень условных обозначений

4

Введение

4
1.

банковский кредит

6
1.1.

Сущность банковского кредита

6
1.2.

Принципы банковского кредита

12
1.3

Кредитный договор

28
2.

ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

34
2.1.

Порядок рассмотрения вопроса о предоставлении денежных средств в форме кредита

34
2.2.

Анализ и оценка кредитуемого проекта. Особенно важные требования к инвестиционным проектам

47
2.3.

Заключение о выдаче кредита

63
3.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ КРЕДИТОВ НА ПОРТЕБИТЕЛЬСКИЕ НУЖДЫ

66
3.1.

Виды потребительских кредитов и необходимые условия для их выдачи

66
3.2.

Кредитование населения с использованием кредитных банковских пластиковых карточек

69
3.3.

Порядок оформления и выдачи кредитов в белорусских рублях на строительство (реконструкцию) и приобретение жилых помещений

3.4.

Кредиты на финансирование недвижимости

80
3.5.

Порядок оформления и выдачи кредитов в иностранной валюте

83

Заключение

80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

83

ПРИЛОЖЕНИЯ

89

Вложенные файлы: 1 файл

Банковский кредит.doc

— 684.50 Кб (Скачать файл)

           Гарантия оформляется гарантийным письмом, которое представляется в кредитующее учреждение банка. В нем указывается наименование гаранта, организация ссудополучателя, обслуживающих их банков, вид, срок погашения и сумма гарантии, а также предельный срок. В случае отсутствия у ссудополучателя средств на расчетном счете для погашения кредита банк предоставляет требование о погашении ссуды гаранту.

 

 

 

       Необходимость  использования банковского кредита обуславливается закономерностями и непрерывностью кругооборота фондов предприятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотных средств и основных фондов, экономическими интересами кредитора и кредитополучателя.

    Банковский  кредит – основная форма кредита.  Деятельность банков должна быть  направлена на укрепление денежного  оборота, выполнение единой денежно-кредитной  политики.

      Система  банковского кредитования охватывает  принципы, объекты кредитования, механизм предоставления и возврата кредитов, а также контроль в процессе кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2  ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯБАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

2.1. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ФОРМЕ КРЕДИТА

 

 

 Денежные средства в форме кредита юридическим  лицам могут предоставляться  как в белорусских рублях, так  и в иностранной валюте (преимущественно  на валютоокупаемые проекты).

При необходимости использования  кредита для расчетов  в другой валюте допускается за счет кредитных средств покупка-продажа иностранной валюты или белорусских рублей, а также конверсия иностранной валюты в иную иностранную валюту в соответствии с нормативными правовыми актами и локальными нормативными правовыми актами банка с направлением денежных средств на цели, предусмотренные в кредитном договоре. 

Обособленное подразделение юридического лица, выделенное на самостоятельный  баланс и действующее на основании  утвержденного положения, вправе получать кредит только от имени юридического лица, если такие полномочия ему предоставлены. Наряду с комплексным анализом обособленного подразделения юридического лица учреждение банка обязано проверить правоспособность и оценить платежеспособность самого юридического лица. 

Кредитование убыточных юридических лиц возможно при условии разработки кредитополучателем и утверждения органом управления кредитополучателя или вышестоящим органом  программы по ликвидации убытков и финансовому оздоровлению с учетом погашения выданных кредитов и процентов в сроки, определенные кредитным договором, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Программа должна быть представлена в учреждение банка для оценки ее реальности с учетом фактического финансового состояния и перспектив развития кредитополучателя, для установления постоянного контроля за выполнением разработанных мероприятий и экономическим результатом в сроки, определенные программой.  

Кредитование юридических лиц-нерезидентов осуществляется на цели инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

 

 

 Порядок рассмотрения ходатайства  заявителя.

 

 Основанием для  начала работы по рассмотрению вопроса  о выдаче кредита является представление  заявителем в учреждение банка письменного ходатайства на получение кредита, подписанного руководителем заявителя и содержащего исходные данные о запрашиваемой сумме кредита, целевой направленности, сроках погашения, процентной ставке и предлагаемом обеспечении.

После рассмотрения руководителем учреждения банка ходатайство направляется в  кредитную службу учреждения банка для формирования пакета документов на выдачу кредита и в службу безопасности для проверки благонадежности заявителя.  

Кредитный работник знакомит заявителя  с порядком, условиями предоставления кредита и требованиями по заполнению анкеты заявителя. 

Копия анкеты заявителя (приложение А), заполненной в установленном порядке, направляется в службу безопасности учреждения банка.

Работники службы безопасности учреждения банка устанавливают фактический и юридический адрес, проверяют репутацию заявителя в деловом мире и другие вопросы, касающиеся благонадежности юридического лица. В случае установления фактов, свидетельствующих о невозможности предоставления заявителю кредита, работниками службы безопасности в течение 3-х рабочих дней с момента поступления ходатайства заявителя в учреждение банка составляется докладная записка, которая представляется руководителю учреждения банка для принятия решения о дальнейшем рассмотрении документов заявителя.

По усмотрению председателя кредитного комитета  учреждения банка  срок рассмотрения ходатайства может  быть изменен, в зависимости от степени  сложности проверяемых вопросов.  

В случае принятия руководством учреждения банка на основании проведенного службой безопасности анализа  решения о нецелесообразности осуществления сделки, дальнейшая работа по изучению её условий прекращается, а заявитель письменно уведомляется об отказе в выдаче кредита с указанием причин отказа. 

При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита заявителю, текущий счет которого открыт в учреждении банка, используются учредительные документы, находящиеся в деле юридического лица по открытию счетов.

По усмотрению банка  могут быть затребованы и другие документы, подтверждающие способность заявителя своевременно возвратить кредит, а также платежеспособность гаранта или поручителя. 

Кредитный работник проверяет полноту  полученных от заявителя документов и на их основании проводит анализ финансово-экономического состояния  заявителя, анализ кредитуемого проекта и бизнес-плана.

Информационным источником комплексного анализа финансовой деятельности заявителя является финансовая и  бухгалтерская отчетность.

Реальность прогнозных показателей  движения денежных средств и расходов анализируется на основании финансовой отчетности юридического лица, исходя из фактических величин за предыдущий год и текущий отчетный период.

В случае возникновения сомнений в  достоверности документов либо при  необходимости дополнительного  анализа представленной информации кредитный работник учреждения банка до выдачи кредита непосредственно с выходом на предприятие проверяет состояние учета, достоверность баланса, реальное наличие кредитуемых товарно-материальных ценностей и выясняет другие вопросы, возникшие в ходе изучения представленных документов. При необходимости, достоверность данных, отраженных в годовом балансе заявителя, по письменному обращению учреждений банка подтверждается налоговыми органами.

Соответствие копий документов, подтверждающих реальность кредитуемой сделки, их оригиналам удостоверяются печатью и подписями заявителя, заверяется подписью работника кредитной службы с указанием фамилии и должности лица, произведшего сверку и даты проведения сверки. Оригиналы документов возвращаются заявителю.

По результатам анализа  определяется класс платежеспособности предприятия. 

Проверка правоспособности заявителя  проводится юридической службой  учреждения банка на основании следующих  документов:

  • учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями, в которых следует обратить внимание на правильное написание полного и сокращенного наименования организации, ее юридического адреса, на полномочия органов управления в части заключения кредитных договоров, контрактов, распоряжения имуществом юридического лица;
  • свидетельства о государственной регистрации.

Для установления полномочий руководителя (иного уполномоченного лица) в  учреждение банка предоставляется  контракт, заключенный между нанимателем  и руководителем юридического лица, либо доверенность, в соответствии с которой уполномоченному лицу юридического лица предоставляется право на подписание договоров, копия приказа о назначении на должность руководителя и удостоверения руководителя .

Юридическая служба  осуществляет проверку соответствия представленных к кредитованию контрактов (договоров), включая договоры (контракты) на реализацию , в том числе контракты (договоры), представляемые в течение периода кредитования в рамках кредитных (в т.ч. возобновляемых) линий, законодательству Республики Беларусь.

О результатах произведенной  проверки на предмет соответствия формы  и содержания представленных заявителем документов действующему законодательству юридическая служба  в течение 3-х рабочих дней с момента представления  заявителем полного пакета необходимых документов в учреждение банка составляет заключение, которое представляется председателю кредитного комитета учреждения банка.  

Сформированный пакет  документов направляется в службу безопасности для подготовки заключения. В заключении службы безопасности должны найти отражение фактический и юридический адрес заявителя, факт регистрации юридического лица и постановки на учет в регистрирующих и налоговых органах, репутация заявителя в деловом мире, взаимоотношения юридического лица с собственником (арендодателем) на предмет использования арендных платежей, наличие имущественных претензий и долгов, исполнение обязательств по ранее полученным кредитам, включая полученные в других банках, а также ряд других позиций по усмотрению службы безопасности, которые в последствии могут повлиять на своевременность возврата кредита и процентов по нему. Заключение готовится в течение 3-х рабочих дней с момента представления пакета необходимых документов и представляется на рассмотрение председателю кредитного комитета учреждения банка.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и оценка кредитуемого проекта. Особенно важные требования к инвестиционным проектам:

 

    Как говорилось выше,  практика предоставления инвестиционных  кредитов очень трудоемка .При рассмотрении заключения экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта следует обращать внимание на данную в заключении оценку:

  • существующих приоритетов развития отрасли во взаимосвязи с инвестиционным проектом, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах;
  • возможности осуществления инвестиционного проекта коммерческой организацией, исходя из ее финансового положения, технических и технологических условий, обеспеченности сырьем;
  • выбора технологии и оборудования, используемых в инвестиционном проекте;
  • потребности рынка в намечаемой к выпуску продукции, прогнозируемых тенденциях по его развитию, эффективности стратегии маркетинга организации-инвестора;
  • реальности программы выпуска продукции с учетом загрузки производственных мощностей;
  • степени конкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам, возможности сбыта продукции в намечаемых объемах;
  • достоверности инвестиционных затрат по инвестиционному проекту;
  • кадрового потенциала, системы управления организацией и их соответствия требованиям инвестиционного проекта;
  • сравнительных показателей эффективности и устойчивости инвестиционного проекта;
  • основных преимуществ инвестиционного проекта.

 При анализе  инвестиционного проекта на основании  предоставленного бизнес-плана проверяются:

  • обоснованность объема привлечения кредитных средств для реализации предлагаемого проекта, в том числе на выполнение строительно-монтажных работ;
  • соответствие инвестиционного проекта стратегии развития отрасли;
  • реальность осуществления строительной фазы проекта в принятые сроки и начало производства;
  • исходные данные для проведения экономических расчетов;
  • расчет экономической эффективности и окупаемости проекта, возможность погашения кредита в планируемые сроки.

Основными показателями оценки эффективности инвестиционного  проекта являются: срок окупаемости проекта (простой, динамический), коэффициент покрытия задолженности, индекс рентабельности, уровень безубыточности, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности.

 

 

На стадии предконтрактной  подготовки кредитуемого проекта кредитная служба совместно с заинтересованными службами учреждения банка предлагают клиентам наиболее оптимальные схемы расчетов, в том числе с использованием в расчетах аккредитивов, иностранных кредитных линий, факторинга и др.

Кредит на цели, связанные с созданием и движением текущих (оборотных) активов, может быть предоставлен на срок не более 18 месяцев, за исключением кредитов, источником погашения которых являются бюджетные средства.

Кредит на выплату  заработной платы может быть предоставлен юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании в учреждениях АСБ «Беларусбанк», на экономически обоснованный срок реального возврата кредита.

Кредит, предоставляемый  на затраты по выращиванию молодняка животных, пушных зверей и рыбы, включая расходы по выплате заработной платы, предоставляется на срок оборачиваемости прокредитованных активов.

Проценты за фактическое  время пользования кредитом начисляются  в соответствии с Учетной политикой  банка и уплачиваются в сроки и в размере согласно условиям кредитного договора. Кредитная служба учреждения банка осуществляет контроль за полнотой и достоверностью начисления процентов за пользование кредитом. 

 

     Наименьший удельный  вес в кредитном портфеле юридических лиц нашего филиала занимает факторинг (1,9 %).

Факторинг – финансирование под уступку денежного требования, при котором одна сторона (Фактор) согласно договору факторинга обязуется  второй стороне (Кредитору) вступить в  денежное обязательство между Кредитором и Должником на стороне Кредитора путем выплаты Кредитору суммы денежного обязательства Должника с дисконтом.

Информация о работе Практика предоставления банковских кредитов