Проверка расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым из выручки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяются взаимоотношения предприятий и фирм различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль за правильностью исчисления и своевременностью их перечисления в доход государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность налогов, исчисляемых из выручки. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы…………………………………………………………………….4-13
2. Задачи контроля хозяйственных операций по учету расчетов по налогам, исчисляемых из выручки, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету расчетов между хозяйствующими субъектами, организация внутреннего контроля по учету налогов из выручки…………………………………………...14-22
3. Методика проведения контроля хозяйственных операций по расчетам по учету расчетов по налогам, исчисляемым из выручки……….23-36
Документальное оформление проведения проверки………………36-38
Хозяйственная ситуация………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………...39-40
Список используемой литературы……………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

для интернета.docx

— 78.82 Кб (Скачать файл)

Проблема налогов – одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой  практике ведения народного хозяйства.

Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы  налогообложения в разных странах  отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.

Однако любая налоговая система  должна отвечать общим требованиям:

    1. Равенство и справедливость
    2. Эффективность налогообложения

Современная налоговая система  Беларуси сложилась в основном в  конце 90-х годов, в период кардинальных экономических преобразований и  перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это повлияло на ее становление.

Существующая налоговая система  создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам  построения в основном соответствует  общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы белорусской налоговой системы не копировались полностью, а формировались с учетом национальной специфики.

Важнейшим элементом налоговой  системы стали следующие виды налогов.

    • Налог на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций.
    • Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками налога являются юридические  лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические  лица, филиалы и другие структурные  подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, участники договора о совместной деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения, индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 1/1 Закона, предприятия и физические лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.

Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых  от обложения НДС).

Под оборотом от реализации для целей  налогообложения понимается продажа, обмен, безвозмездная передача, использование  товаров (работ, услуг) внутри предприятия  для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся  на издержки производства и обращения, натуральная оплата труда работников, передача предмета залога залогодателем залогодержателю.

Добавленная стоимость, облагаемая налогом, исчисляется исходя из суммы, полученной за товары, выполненные работы и  оказанные услуги, за вычетом материальных затрат на производство этой продукции (работ, услуг), а также разницы между доходами и расходами от внереализационных операций.

Налогообложение производится по следующим  налоговым ставкам:

0% ; 10%; 20%; 9,09% или 16,67

  • Подоходный налог с граждан.
  • Акцизы.

               Акцизы относятся к разряду  специальный косвенный нал, включенных в отплату цену товара как надбавка к цене. Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции, монопольно высокие цепы на подакцизные товары позволяют государству применять акцизную политику в отношении определенных товарных групп для пополнения доходов бюджета. А способны воздействовать на потребление различных товаров, например алкоголь и табачные изделия, влиять на структуру потребления.

              Акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного покупателя.

     Плательщиком акцизов являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, филиалы и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, участники договоров о совместной деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения, а также физические лица, реализующие произведенную ими продукцию, ввозящие товары на территорию Беларуси и реализующие ввезенные ими товары.

     Объектом обложения является:

    1. у товаропроизводителей – выручка, полученная от реализации произведенной ими продукции.
    2. у импортеров:
    • таможенная стоимость товаров, на которые установлены ставки акцизов в процентах от таможенной стоимости;
    • физические объемы товаров, на которые установлены ставки акцизов в абсолютных суммах на единицу объема товаров;
    • выручка от реализации импортируемых товаров, на которые установлены свои ставки акцизов в процентах от таможенной стоимости;

Верховным Советом Республики Беларусь утверждается список товаров, акцизы на которые уплачиваются в процентах  к выручке от реализации этих товаров.

Акцизы исчисляются в процентах  к выручке от реализации облагаемых товаров, в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, в  абсолютных суммах на объем товаров в натуральном выражении.

По возвращенным потребителями  товарам после оплаты расчетных  документов акцизы не подлежат уплате в бюджет за тот отчетный период, в котором имел место возврат  товаров. При этом, если подакцизные товары оплачены покупателями  в отчетном месяце и возвращены ими в последние дни отчетного месяца (или в следующем месяце до представления месячного расчета по акцизам), акцизы по ним исключаются из сумм, подлежащих уплате за отчетный месяц. При последующей реализации возвращенных товаров акцизы уплачиваются в общеустановленном порядке.

    • Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
    • Налог на недвижимость.
    • Государственная пошлина.
    • Платежи за землю.

Мода и только мода, а порой  и слепое подражание всему виной. Мы смотрим на Запад. Там – высокоразвитые страны, значит и законодательство более совершенно. Однако в условиях резкого отличия уровня развития хозяйства с устоявшейся высокоэффективной  экономикой и механизма хозяйствования развивающихся стран копировать законодательную базу первых не только нелогично, но и опасно. Ни одному западному специалисту не придет в голову рекомендовать нам лафферовскую кривую – обобщение условий длительного рыночного равновесия, в котором только и могут сложиться и проявиться какие-то рациональные налоговые пропорции. До рыночного равновесия нам пока еще далековато.

Скопировав механизм налогообложения  западных стран Беларусь попала под жесткий налоговый пресс. Иначе и быть не могло, так как налоговая система стран большой семерки эффективна для их высокорентабельных предприятий. Рентабельность же наших хозяйствующих субъектов не позволяет принять на себя столь тяжкое налоговое бремя. Отсюда и все наши беды в течении уже более чем пяти лет.

Разумеется, мимо зарубежного опыта  пройти нельзя. Однако он должен был  послужить нам примером осторожного  отношения к налогам, предостеречь от формального перенесения чужих  образцов на нашу почву. 

 

Краткий аннотированный обзор нормативной и законодательной  базы:

 

  • Налоговый кодекс

           Настоящий кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а так же устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

              Порядок проверки расчетов по  платежам в бюджет и внебюджетные  фонды, осуществления налогового  контроля, обжалования решений налоговых  органов, а так же  права  и обязанности плательщиков, налоговых  органов регламентируют следующие  документы:

  • Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124 (в редакции от 20.04.2006 № 51)
  • Постановление МНС РБ от 19.12.2003 №117 «О порядке обеспечения исполнения и принудительного исполнения налогового обязательства, уплаты пеней»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2006г. №419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений»
  • Закон Республики Беларусь от 02.02.1994г. №2737 – Х11 «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01,01.2004г.)
  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (в редакции Указа президента республики Беларусь от 06.12.2001г. №722 с учетом изменений и дополнений)

           Создан с целью осуществления комплексных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации деятельности государственных органов и иных организаций, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности.

  • Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 г. № 1319 –XII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями)

           Определяет порядок исчисления  и уплаты НДС.

  • Инструкцией о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 05.02.2007 № 22 (далее - Инструкция № 22)
  • Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 397 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость»

           Порядок исчисления налогов и  сборов так же регламентируется  следующими документами:

  • Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 № 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь"
  • Закон от 20.12.1991 № 1323-XII "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (с изм. и доп.)
  • Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.03.1999 № 11 (с изм. и доп.)
  • Закон РБ от 18.10.1994 №3321-Х11 «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

и другие законодательные и нормативные  акты.

 

 

 

2. Задачи контроля хозяйственных операций по учету расчетов по налогам, исчисляемых  из  выручки, источники информации по проведению проверки, разработка плана и программы проверки, организация внутреннего контроля по учету расчетов между хозяйствующими субъектами, организация  внутреннего контроля по учету налогов из выручки

Проверка финансово-хозяйственной  деятельности (проверка) - способ контроля, в процессе которого устанавливается  законность и достоверность совершаемых  хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным  направлениям финансово-хозяйственной  деятельности субъекта предпринимательской  деятельности.

"Ревизия" (от латинского revision "пересмотр") финансово-хозяйственной деятельности - способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Следовательно, основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки (ревизии), являются:

- проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

- проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

Информация о работе Проверка расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым из выручки