Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:29, дипломная работа
Целью работы является обоснование теоретических основ расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть теоретические основы расчетно-кассовых операций в коммерческих банках;
провести анализ проведения расчетно-кассовых операций в ОАО «СКБ-банк»;
выявить проблемы и разработать пути совершенствования проведения расчетно-кассовых операций в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 6
1.1.Коммерческий банк как участник платежной системы 6
1.2.Основные положения и организация безналичных расчетов в экономической системе 12
1.3.Налично-денежные операции и кассовое обслуживание клиентов 18
1.4.Операции банков с драгоценными металлами: общая характеристика и правовые основы 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РКО В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ ОАО «СКБ-БАНК» 33
2.1. Характеристика деятельности банка ОАО «СКБ-банк» 33
2.2.Анализ структуры доходов и расходов банка 44
2.3. Анализ расчетных операций коммерческого банка 47
2.4. Анализ налично-денежных операций 50
2.5. Анализ операций с драгоценными металлами 57
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РКО В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 64
3.1.Проблемы коммерческих банков в области осуществлении РКО в современных условиях 64
3.2. Мероприятия по оптимизации расчетно-кассового обслуживания 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
Любые взаимодействия участников платежной системы построены на определенных договорных отношениях. На основании договора открывается корреспондентский счет в расчетной сети Банка России и корреспондентские счета в других банках и кредитных организациях. Договором, как правило, определяются порядок открытия и ведения счета, порядок проведения операций по последнему (в том числе и сроки прохождения платежей), права и обязанности сторон, их ответственность. В нем фиксируются платежные реквизиты сторон. Кроме того, договором предусматриваются стоимость оказания сторонами тех или иных услуг, срок его действия, порядок изменения, расторжения, урегулирования споров6.
Договора корреспондентского (субсчета) и банковского (для физических и юридических лиц) счетов служат основой функционирования платежной системы России.
1.2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Безналичный платежный оборот в стране организуется согласно определенным принципам.
Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и документальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов. В частности, такими принципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие7.
Первый принцип: правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия — обусловлена ролью этих расчетов. Рыночный оборот, по существу, представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств организациями, частными лицами, государством обеспечивается во многом благодаря безналичным расчетам.
К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Главный регулирующий орган расчетов — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. На Банк России возложены следующие функции:
Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации.
Второй принцип: осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие этих счетов, как у получателя, так и у плательщика — необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет.
Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов организаций в банке предопределяются действующим порядком создания организаций, их правовым статусом, а также нормативными документами Банка России.
Согласно Ст. 30 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) в договоре должны быть указаны8:
Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законодательством. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России.
Третий принцип: поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (банки и др.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.
Четвертый принцип: наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:
Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др.
Пятый принцип: срочность платежа — вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете — к платежному кризису. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода — времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций.
Шестой принцип: контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011) публичности бухгалтерской отчетности.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны организаций и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами и др., контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности организаций, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов.
Так, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещением на рынке свободных ресурсов10.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип организации безналичных расчетов во внутреннем обороте России.
Седьмой принцип: имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответственности.
Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого существенно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.
В связи с формированием основ современного рынка в России было принято большое число законов и подзаконных актов в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты, касающиеся усиления имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. Значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства, что закреплено ст. 395 ГК РФ.
Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском и арбитражном судах11.
Претензии к банку, связанные с неисполнением расчетно-кассовых операции, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк, который ведет переписку по этим претензиям с другими банками (при необходимости с участием РКЦ).
Услуги расчетно-кассового
обслуживания (РКО) являются наиболее
распространенными на
Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного и кассового обслуживания и могут иметь один расчетный счет, по линии банковских операций всех видов могут обслуживаться в одном или нескольких банках.
Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к проблеме организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между баками и его клиентами.
Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае зависит, прежде всего, от категории клиента. Для банка наибольшее значение имеет деление на старых и новых клиентов. Особенности хозяйственной деятельности старых клиентов хорошо известны. Однако число новых клиентов банка постоянно растет. Нередко отношения к ним, а также условия предоставления им отдельных видов услуг отличаются от таковых для старых клиентов. В свою очередь среди старых клиентов выделяются различные их группы, отношения банка с которыми также существенно различаются.
Важность выбора клиентом обслуживающего банка и возможности банков по обслуживанию широкого круга клиентуры ставит перед банком задачу привлечения клиентов в банк. Эта работа тесно связана с деятельностью банка по управлению его активами и пассивами, так как определяет формирование определенной структуры активов и пассивов банка с учетом стратегических целей кредитной политики данного банка, разработанной его руководством.
1.3 НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОПЕРАЦИИ И КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ
Для организации кассового обслуживания организаций и физических лиц, а также для выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями в банках создаются кассовые подразделения, осуществляющие кассовое обслуживание клиентов, организационно подчинённых филиалов и внутренних структурных подразделений (ВСП).
Кассовое обслуживание клиента включает в себя следующие операции:
Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называется операционной кассой банка. В состав операционной кассы входят: