РКО физических и юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является обоснование теоретических основ расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть теоретические основы расчетно-кассовых операций в коммерческих банках;
провести анализ проведения расчетно-кассовых операций в ОАО «СКБ-банк»;
выявить проблемы и разработать пути совершенствования проведения расчетно-кассовых операций в коммерческом банке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 6
1.1.Коммерческий банк как участник платежной системы 6
1.2.Основные положения и организация безналичных расчетов в экономической системе 12
1.3.Налично-денежные операции и кассовое обслуживание клиентов 18
1.4.Операции банков с драгоценными металлами: общая характеристика и правовые основы 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РКО В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ ОАО «СКБ-БАНК» 33
2.1. Характеристика деятельности банка ОАО «СКБ-банк» 33
2.2.Анализ структуры доходов и расходов банка 44
2.3. Анализ расчетных операций коммерческого банка 47
2.4. Анализ налично-денежных операций 50
2.5. Анализ операций с драгоценными металлами 57
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РКО В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 64
3.1.Проблемы коммерческих банков в области осуществлении РКО в современных условиях 64
3.2. Мероприятия по оптимизации расчетно-кассового обслуживания 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ.doc

— 1.78 Мб (Скачать файл)

2) Значимость бизнеса основного Акционера Банка в экономике России;

3)Участие в капитале Банка одного из крупнейших международных финансовых институтов – Европейского банка реконструкции и развития;

4) Сильные маркетинговая и рекламная позиции Банка;

5) Широкая и динамично развивающаяся сеть продающих площадок на всей территории России;

6) Удачное территориальное расположение филиалов и дополнительных офисов на центральных улицах и в деловых центрах городов позволяют позиционировать Банк на новых территориях как институт розничных услуг;

7) Наличие практически всех наиболее востребованных рынком банковских продуктов, уверенное присутствие на рынке и прогрессирующая динамика по объемам основных видов банковских операций;

8) Постоянное техническое и технологическое совершенствование продуктов Банка;

9) Наличие высококвалифицированных специалистов на ключевых участках бизнеса, регулярное обучение персонала Банка.

Российскими рейтинговыми агентствами ОАО «СКБ-банк» присвоены  следующие позиции в рейтингах/рэнкингах по итогам 2012 года, которые представлены в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Рейтинги/рэнкинги, присвоенные Банку российскими рейтинговыми агентствами на 01.01.2013 г.

Оцениваемый показатель

Информационное  агентство, предоставившее рейтинг/рэнкинг

РБК. Рейтинг

Интерфакс

Эксперт РА

 

Позиция в рейтинге/рэнкинге

Активы Банка

39

42

42

Собственный капитал

-

54

52

Нераспределенная  прибыль

36

36

-

Общий кредитный  портфель

39

-

39

Портфель кредитов физических лиц 

20

-

20

Общий депозитный портфель

35

-

35

Портфель депозитов  физических лиц

26

28

26

Портфель депозитов  юридических лиц

51

-

-

Вложение в  ценные бумаги

53

-

-

Количество  «активных»  банковских карт

9

-

-


 

Анализ тенденций развития в сфере рынка банковских услуг, анализ факторов и условий, влияющих на деятельность ОАО «СКБ-банк», а также информация об основных конкурентах Банка приведена в составе информации, включенной в Ежеквартальные отчеты по ценным бумагам ОАО «СКБ-банк», размещенные на WEB-сайте Банка в сети «Интернет»: www.skbbank.ru

Сегодня ОАО «СКБ-банк» занимает 6 место по активам среди региональных банков Российской Федерации по данным рейтингового агентства «Эксперт РА». ОАО «СКБ-банк» является одним из лидеров на территории Уральского Федерального округа, а также в домашнем регионе – Свердловской области.

На протяжении 2012 года сохранилась положительная  динамика роста доли основных видов  бизнеса Банка среди кредитных  организаций Уральского Федерального округа, которая представлена в таблице 3. На фоне региональных банков ОАО «СКБ-банк» уверенно продемонстрировал конкурентоспособность своей линейки вкладов и увеличил долю рынка с 14,8% на 01.01.2011 г. до 20,9% на 01.01.2013 г.

 

Таблица 3 - Динамика доли ОАО «СКБ-банк» на банковском рынке Уральского Федерального округа

Показатели

Доля  ОАО «СКБ-банк»  среди региональных кредитных организаций

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

Вклады физических лиц

14,8%

18,0%

20,9%

Депозиты юридических  лиц

10,8%

14,9%

12,3%

Остатки на расчетных  счетах

15,2%

17,3%

13,7%

Кредиты юридическим лицам

13,1%

12,7%

10,9%

Кредиты физическим лицам

20,9%

24,7%

24,4%


 

Значительных  успехов Банк добился и на рынке  депозитов юридических лиц, сумев  отвоевать позиции у региональных кредитных организаций и обеспечить рост своей доли на финансовом рынке  Уральского федерального округа с 10,8% на 01.01.2011 г. до 12,3% на 01.01.2013 г.

Обладая широкой  сетью филиалов и дополнительных офисов, реализовывая эффективную тарифную политику и вырабатывая индивидуальный подход к клиентам, ОАО «СКБ-банк»  нацелен на взаимовыгодное сотрудничество с клиентами, в том числе по организации расчетно-кассового обслуживания. На 01.01.2013 доля Банка среди региональных кредитных организаций по остаткам на расчетных счетах составила 13,7% банковского рынка Уральского Федерального округа.

На 01.01.2013 г. на рынке  кредитования корпоративных клиентов СКБ-банка величина занимаемой доли рынка составила 10,9%.

С каждым годом  Банк все больше увеличивает свое присутствие на рынке потребительского кредитования. Успешное продвижение  кредитных продуктов Банка позволило увеличить долю на рынке с 20,9% по итогам 2010 года до 24,4% по итогам 2012 года.

За отчетный период Банк укрепил свои лидирующие позиции на банковском рынке по основным показателям деятельности и успешно развивал филиальную сеть. Качественные изменения, произошедшие в Банке, способствовали существенному изменению основных финансовых показателей.

Банк существенно активизировал свою деятельность в городах присутствия, повысил качество банковских продуктов, расширил сеть дополнительных офисов и филиалов. За 2012 год открыто 7 новых подразделений Банка:

  • 2 офиса в Екатеринбурге;
  • 5 операционных офисов в остальных регионах России.

На 01.01.2013 года Банк располагает сетью федерального масштаба, включающей 203 точки продаж. Офисы Банка расположены в 8 федеральных округах, 51 субъекте РФ. На территории Уральского Федерального округа ОАО «СКБ-банк» обладает одной из самых крупных сетей среди коммерческих банков, состоящей из 108 офисов и охватывающей 30 городов Свердловской области, 22 города Тюменской области, ЯНАО и ХМАО, 3 города Челябинской области, а также 1 город Курганской области. По данным РБК.Рейтинг СКБ-банк вошел в 100 самых филиальных банков России в 2012 году, заняв 29 место по количеству точек продаж. В результате увеличения сети у Банка появились дополнительные возможности по увеличению клиентской базы, расширению спектра и качества банковских продуктов, реализации межрегиональных программ, комплексному обслуживанию системообразующих клиентов из числа крупнейших предприятий.

Банк в течение последних четырех лет проходил аудит в одной из крупнейших и наиболее признанных во всем мире аудиторских компаний – PricewaterhouseCoopers, которая подтверждала соответствие основных параметров деятельности ОАО «СКБ-банк» международным стандартам.

Величина собственных средств (капитала) Банка на 1 января 2013 года составила 14,4 млрд. рублей. Рентабельность капитала составила 24,2%, рентабельность активов - 2,6%. По итогам работы за 2012 год Банк получил прибыль до налогообложения в размере  3 212 млн. рублей.

Величина привлеченных средств Банка за 2012 год увеличилась на 14,97 млрд. рублей или в 1,15 раза. Их объем на 01.01.2013 года составил 115,98 млрд. рублей. В течение всего отчетного периода наблюдался рост нетто-активов Банка, за 2012 год этот показатель увеличился  в 1,16 раза, что позволило Банку войти в число 40 крупнейших федеральных банков.

За два года работы Банка нетто-активы увеличились более чем в 1,5 раза, что является следствием успешной работы Банка как надежного партнера на рынке финансовых услуг.

Одним из приоритетных направлений деятельности ОАО «СКБ-банк» в 2012 году являлся розничный бизнес. Банк помогает миллионам жителей эффективно распоряжаться собственными средствами, предоставляя равные возможности по использованию своей финансовой инфраструктуры всем категориям населения.

На 01.01.2013 года Банком было эмитировано 1 806 264 банковские карты, сеть банкоматов увеличилась с 571 до 630 штук, что позволило Банку существенно увеличить клиентскую базу розничного бизнеса. Банком был увеличен объем сервисов, доступных пользователям банковских карт. При помощи банкоматов можно вносить платежи за пользование услугами сотовой связи, домашнего телефона, интернет, за пользование дошкольными образовательными учреждениями, спутниковым и кабельным телевидением и многих других предприятий сферы услуг. 

 

Технические и технологические усовершенствования функционирования карточных продуктов Банка позволили увеличить число предприятий, подписавших с Банком генеральные соглашения по реализации «зарплатных  проектов»  с  применением  международных  карт: если  за  2010  год  было  подписано около 4 тысяч «зарплатных проектов», за 2011 год – почти 10 тысяч, то за 2012 год – более 12,5 тысяч.

ОАО «СКБ-банк» ведет непрерывную работу по увеличению качества представляемых услуг. В 2012 году для VIP-клиентов Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Тюмени, Сургута, Ростова-на-Дону, Волгограда Банк продолжил специальное персональное обслуживание.

Основным свидетельством эффективного развития бизнеса, определяющим устойчивое положение на рынке, является рост числа корпоративных клиентов ОАО «СКБ-банк». Индивидуальный подход к каждому клиенту, профессиональное содействие в развитии его бизнеса, оперативность решения всех вопросов являются залогом долгосрочных взаимовыгодных отношений.

ОАО «СКБ-банк» расширил сервис системы дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц «3S-клиент», «3S-bank», а именно: разработан дополнительный пакет 3S-Директор, реализован прием заявок на оказание услуг Банка и обмен клиентов документами (В2В), добавлен «Электронный секретарь» и блок финансовой аналитики.

На 01.01.2013 к системам удаленного доступа Банка было подключено около 45 тысяч юридических лиц и свыше 350 тысяч частных лиц.

Юридические лица эффективно используют собственные средства, размещая их на депозитных счетах и в банковские векселя.

В 2012 году Банк сохранял темпы роста кредитного портфеля юридических лиц.

За два года портфель кредитов юридическим лицам вырос в 1,1 раза. Абсолютный прирост составил 3,3 млрд. рублей. Росту объемов кредитования корпоративных клиентов способствовали активные действия Банка по кредитованию, как крупных предприятий, так и кредитования субъектов малого и среднего бизнеса по всей территории Российской Федерации. По данным  исследования «Кредитование малого и среднего бизнеса в России», проведенного агентством «Эксперт РА», Банк занял 14 место в рэнкинге российских банков по величине ссудного портфеля и стал крупнейшим кредитором малого и среднего бизнеса, зарегистрированным за пределами Москвы. Кредитами Банка воспользовались предприниматели из разных регионов страны: СКБ-банк вошел в десятки крупнейших кредиторов МСБ в Уральском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах и в ТОП-15 в Сибирском и Южном округах.

В Банке организован электронный документооборот прохождения кредитных заявок малого и среднего бизнеса, что дает существенный импульс в развитии и увеличении объемов продаж.

В 2012 году Банк продолжил кредитование физических лиц, которое является одним из перспективных направлений. Активизация работы Банка в сфере кредитования физических лиц привела к увеличению портфеля кредитов в 1,5 раза (рисунок 1).

За прошедший год был существенно расширен перечень технологий, применяемых для выдачи потребительских кредитов, совершенствовались механизмы оценки заемщиков и технология потребительского кредитования.

Для физических лиц ОАО «СКБ-банк» предлагает выгодные и удобные кредиты с «прозрачными» условиями - без скрытых процентов и комиссий.

Таким образом, Банк реализует социально-ориентированную политику, направленную на удовлетворение различных потребностей населения.

 

 

Рисунок 1 - Динамика кредитов физическим лицам, млрд. руб.

 

В течение 2013 года были реализованы мероприятия по улучшению структуры портфеля ценных бумаг. Сформированная структура портфеля и его доля в активах Банка позволяет обеспечить безупречную платежеспособность и управляемость ликвидностью Банка.

По состоянию на 1 января 2013 года список контрагентов Банка, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве на валютном и денежном рынках, включал 163 кредитные организации. В 2012 году Банк продолжил оптимизацию своей корреспондентской сети, создавая наиболее удобную для осуществления клиентских и межбанковских расчетов структуру.

В 2012 году продолжалось активное развитие банковских, информационных технологий и материального обеспечения Банка. Для реализации требований максимальной гибкости, масштабируемости, надежности и безопасности ИТ-инфраструктуры филиальной сети банка и ее обновления, были приглашены эксперты российского подразделения Microsoft Consulting Services (MCS).

Информация о работе РКО физических и юридических лиц