Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Введение 3
1. Методологические основы контроля кассовых операций в организациях 5
1.1. Цель, задачи, источники информации для проверки и основные
направления исследования кассовых операций 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки 7
1.3. Методологические приемы фактического и документального
контроля, используемые при контроле кассовых операций 11
1.4. Проверка кассовых операций в национальной, иностранной
валюте, и операций с денежными документами 15
2. Методика контроля кассовых операций в организации 26
2.1. Методика контроля документального оформления
кассовых операций 26
2.2. Методика контрольной проверки по поступлению и
выбытию наличных денежных средств 27
2.3. Оформление результатов контроля кассовых операций 31
2.4. Проблемы и пути совершенствования методики контроля
кассовых операций 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
СОДЕРЖАНИЕ
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Эффективность работы предприятия или организации зависит от своевременного получения информации о его финансовом состоянии, что возможно лишь при условии эффективного построения учета и контроля на предприятии, в том числе и за использованием и поступлением наличных денежных средств.
Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель — обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.
Необходимость учета и контроля за правильностью ведения кассовых операций, кроме того обусловлена тем, что деятельность предприятий, независимо от форм собственности и вида их деятельности, неизбежно связана с непрерывным осуществлением операций с наличными денежными средствами. Такого рода операции включают в себя текущие производственные расходы наличных денежных средств на хозяйственные нужды, расчеты с работниками по оплате труда и оплате из кассы командировочных расходов, и т.д.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и предопределило выбор темы данной курсовой работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных направлений повышения эффективности аудита денежных средств и кассовых операций предприятия. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. определить основные направления и значение исследования кассовых операций;
2. показать значение аудита денежных операций в условиях рыночной экономики;
3. рассмотреть общую методику проведения аудита кассовых операций;
4. проверить операции предприятия по поступлению и выбытию основных средств.
В
данной курсовой работе методика и
организации и осуществления
аудиторской проверки кассовых операций
будет изучена на примере одного из предприятий
Республики Беларусь. Так как руководство
исследуемого предприятия считает информацию,
изложенную в аудиторских документах
конфиденциальной, то в ксерокопиях аудиторской
проверки название предприятия и его реквизиты
заштрихованы. В курсовой работе оно условно
носит название КУП «Минсктранс».
Проверка кассовых операций осуществляется, как правило, специалистами обслуживающего банка, ведомственными ревизорами и аудиторами по данным счета 50 «Касса». Целью проверки кассовых операций является установление правильности и законности ведения кассовых операций и полноты отражения их в бухгалтерском учете (Приложение 1).
Основными задачами проверки кассовых операций являются:
проверка правил приема наличных денежных средств, полноты и своевременности оприходования их в кассу;
контроль соблюдения лимита кассовой наличности;
установление порядка выплаты денежных средств из поступивших в кассу сумм в пределах установленного банком лимита и целей;
контроль соблюдения лимита расчета наличными денежными средствами между субъектами хозяйствования;
проверка целевого характера использования денежных средств и депонирование сумм;
проверка порядка инкассирования денежной выручки и отражения ее в бухгалтерском учете;
установление законности, обоснованности и правильности оформления операций по учету денежных средств;
проверка правильности учета кассовых операций;
контроль соблюдения правил ведения кассовых операций и денежных документов.
Источниками информации в ходе проверки являются: бухгалтерский баланс, форма № 1, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, форма №4, журналы-ордера № 1,2 и соответствующие им ведомости, кассовая книга, книга кассира-операциониста, отчеты кассира с приложенными к ним приходными и расходными кассовыми ордерами и расчетными и расчетно-платежными ведомостями на выплату заработной платы, пособий и т.п., чековая книжка для получения денежных средств в обслуживающем банке, выписки банка, приказы, договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, учетная политика организации, должностные инструкции, должностная инструкция кассира, договор о полной индивидуальной материальной ответственности, материалы инвентаризации, перечень лиц, которым могут выдаваться денежные средства в подотчет на хозяйственно-операционные расходы и размер таких сумм, график инвентаризаций денежных средств и денежных документов, наличие постоянно действующей комиссии по инвентаризации денежных средств и денежных документов, а также другие документы для учета по счету 50 [21, c.176].
Выручка предприятий торговли, общественного питания, а также иных предприятий, оказывающих услуги населения и производящих их оплату за наличный расчет поступает в кассы предприятия и затем сдается в учреждение банка для зачисления на расчетный счет. При этом в кассы торговых предприятий ежедневно поступают большие суммы наличных денег. Кроме того даже если предприятие не занимается реализацией товаров и услуг за наличный расчет, оно всегда имеет потребность в наличных денежных средствах, которые расходует на хозяйственные нужды, выплату командировочных расходов, оплату труда работников и т.д. Поэтому на любом предприятии есть касса и совершаются операции, связанные с движением наличных денежных средств в кассе.
Поэтому организация надлежащего учета и контроля ведения кассовых операций имеет большое значение для хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, которое заключается в улучшении использования денежных ресурсов, обеспечении сохранности денежных средств, ценных бумаг и денежных документов, обеспечении контроля за соблюдением расчетно-кассовой дисциплины, обеспечении законности, целесообразности и эффективности использования денежных средств в кассе, в правильности и своевременности всех необходимых расчетов.
Аудит кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям:
- инвентаризация денежной наличности;
- проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;
- проверка правильности списания денег в расход [14, c.42].
При аудите кассы и кассовых операций необходимо руководствоваться Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденными постановлениями Правления Национального банка Республики Беларусь 26.03. 2003 г. № 57, зарегистрированными в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14.04. 2003 г., peг. № 8/9393. и другими нормативно-законодательными документами, представленными в разделе 1.2.
Основными источниками аудита кассы и кассовых операций являются кассовые книги; отчеты кассира с приложенными к ним приходными и расходными кассовыми ордерами; корешки чеков использованных чековых книжек; выписки банков со счетов предприятия; журналы-ордера по счету 50; соответствующие машинограммы; Главная книга и другие документы, в которых отражаются операции с денежными документами [24, c.48].
В Республике Беларусь сформировалась целая система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области движения денежных средств. Кратко рассмотрим важнейшие из них.
Закон Республики Беларусь от 25 июня 2001 г. № 42-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности". В данном Законе рассмотрены понятия первичных документов и регистров учетной информации. Также представлен состав бухгалтерской отчетности для целей анализа финансового положения, ее представление, публикация и хранение. Состав первичных документов регулируется постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. № 43 "Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации".
Порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег из выручки предприятиям, предпринимателям, открывшим счет, частным нотариусам, лимит остатка кассы предприятиям устанавливаются согласно Правилам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 августа 2007 года № 166.
Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.10.2003 №183 утверждают основные принципы организации учета кассовых операций на предприятиях Республики Беларусь. Приведены формы первичного учета кассовых операций, а также правила их заполнения [9].
Организация проведения валютных операций в Республике Беларусь, их прием предприятиями, первичный учет регулируются Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении правил проведения валютных операций» и Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2004 г. №98 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь".
«Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь», утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. N 213.
Постановление Правление Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201 «Об утверждении Правил осуществления операций с электронными деньгами».
С использованием наличных денежных средств осуществляется также большая часть расчетов с физическими лицами. В частности это расчеты за реализованные товары и услуги. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", юридические и физические лица, занимающиеся реализацией продукции (работ, услуг) за наличный расчет через стационарные торговые (обслуживающие) пункты, обязаны осуществлять прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, зарегистрированных в государственной налоговой инспекции. Соответствующие требования к кассовым суммирующим аппаратам и программному обеспечению компьютерных систем, применяемых для этих целей, определяются Кабинетом Министров Республики Беларусь. В остальных случаях при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет прием денежных средств осуществляется по приходным кассовым ордерам либо отрывным талонам (билетам), зарегистрированным в государственной налоговой инспекции [16, c.28].
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 18 мая 1995 г. N 257/5 "О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 15 декабря 1994 г. N 250/13" установлены сроки перехода юридических и физических лиц на прием денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет через стационарные торговые (обслуживающие) пункты с использованием кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем и утвержден Перечень стационарных торговых (обслуживающих) пунктов, действующих на территории Республики Беларусь, в которых юридические и физические лица осуществляют прием денежных средств при реализации продукции (товаров, работ, услуг) за наличный расчет с использованием кассовых суммирующих аппаратов или компьютерных систем в соответствии со сроками, установленными в пунктах 2.1 и 2.2 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15 декабря 1994 г. N 250/13, в редакции постановления Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 18 мая 1995 г. N 257/5.