Теоретические и методологические основы у чета и аудита материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
Исследование теоретических и методологических основ учета и аудита материалов;
Оценка сложившейся практики учета и аудита материалов на рассматриваемом предприятии и формулирование выводов по состоянию объекта исследования;
Разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности системы учета и аудита материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

При приемке давальческого сырья в первичных учетных документах ООО «Стиль-ЛМК» обязательно указывает наименование заказчика, наименование самого материала, его количество и стоимость, а также места хранения и переработки.

В бухгалтерском учете при этом производятся следующие записи:

Д-т 003 - принята к учету стоимость давальческого сырья;

Д-т 20, К-т 10, 26, 60, 70, 69 - отражены расходы по переработке давальческого сырья;

Д-т 62, К-т 90 - отражена выручка от реализации выполненных работ (оказанных услуг) по переработке давальческого сырья;

Д-т 90, К-т 68 - начислен НДС со стоимости услуг по переработке;

Д-т 90, К-т 20 - списаны фактические затраты по оказанию услуг;

Д-т 90, К-т 99 - определен финансовый результат;

К-т 003 - по факту передачи готовой продукции заказчику списана стоимость давальческого сырья.

 

Теперь рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете ООО «Стиль-ЛМК» в качестве заказчика операций по переработке сырья в готовую продукцию.

Приобретение сырья, предназначенного для переработки, отражается по общим правилам:

Д-т 10-1, К-т 60 - приобретено сырье (материалы), предназначенное для переработки;

Д-т 19, К-т 60 - отражена сумма НДС со стоимости приобретенного сырья (материалов);

Д-т 60, К-т 51 - произведены расчеты с поставщиком сырья;

Д-т 68, К-т 19 - НДС со стоимости сырья (материалов) принят к возмещению;

Д-т 10-7, К-т 10-1 - приобретенное давальцем сырье (материалы) передано в переработку.

Операция по передаче сырья оформляется накладной на отпуск материалов (форма № М-15), подписанной обеими сторонами.

После выполнения подрядчиком работ, предусмотренных договором, он передает готовую продукцию ООО «Стиль-ЛМК», т.е. давальцу, представляет ему отчет переработчика о расходе сырья и акт приема-передачи выполненных работ.

Отчет переработчика содержит данные о количестве полученного, использованного и неиспользованного сырья (материалов), количестве произведенной из этого сырья готовой продукции, а также сведения об отходах, если они имеются. Акт приема-передачи выполненных работ содержит данные о фактически выполненных работах и их стоимости.

На основании акта и отчета в бухгалтерском учете ООО «Стиль-ЛМК»  на дату подписания акта делаются следующие записи:

Д-т 20, К-т 10-7 - стоимость сырья, переданного в переработку, списана на затраты по производству готовой продукции;

Д-т 20, К-т 60 - в расходах на производство отражена стоимость выполненных подрядчиком (переработчиком) работ;

Д-т 19, К-т 60 - отражен НДС со стоимости выполненных подрядчиком работ;

Д-т 43 (10), К-т 20 - отражена себестоимость готовой продукции или обработанного материала, предназначенных для дальнейшей переработки.

 

Иногда в процессе переработки подрядчиком используются не все переданные ему от ООО «Стиль-ЛМК» материалы. Оприходование возвращенных из переработки материалов в бухгалтерском учете ООО «Стиль-ЛМК» бухгалтер отражает следующим образом:

Д-т 10-1, К-т 10-7.

 

Организация учета строительных материалов

Движение материалов и их документальное оформление

Документальное оформление операций, связанных с движением материалов, осуществляется в соответствии с постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств, нематериальных активов и материалов» от 30.11.97№71а.

Хозяйственные операции по движению материальных ценностей осуществляются материально ответственными работниками ООО «Стиль-ЛМК». В ООО «Стиль-ЛМК» определен круг лиц, отвечающих за сохранность материально-производственных запасов, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности. Однако не всегда эти положения соблюдаются. Так, первичные документы зачастую оформляются ненадлежащим образом. Фактически хозяйственные операции по движению материальных ценностей совершаются лицами, не уполномоченными на то, не являющимися материально-ответственными лицами, кроме того руководителем не определены должностные лица, имеющие право подписи на выдачу особо дорогостоящих материальных ценностей.

Материалы приходуются в единицах, указанных в расчетных документах или в единицах учета их использования с пересчетом количества ценностей в данные измерители при оприходовании. Допускается оформление однородных грузов, поступающих в организацию в течение одного дня, один раз — по окончании рабочего дня.

Из-за частого отпуска материальных ценностей на нужды строительства, в ООО «Стиль-ЛМК» используются лимитно-заборные карты (форма № М-8). Они выписываются в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Первый экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, второй — остается на складе. Отпуск материалов в производство осуществляется работником склада при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения строительной организации.

Отпуск материалов со складов организации на производство (бригадам, на рабочие места), осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются строительно-монтажным департаментом и отделом подготовки строительства по решению руководителя организации. Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода.

В ООО «Стиль-ЛМК» в связи со спецификой отрасли нередок и сверхлимитный отпуск материалов, к которому относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (т.е. расходов сверх норм).

В таких случаях в первичных учетных документах (лимитно - заборных картах, требованиях - накладных) проставляется штамп (надпись) "Сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.

Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита, и т.д.) производится с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения.

Однако следует отметить, что пересмотр и внесение изменений в лимиты, осуществляется не так часто, как следовало бы, из-за трудоемкости расчетов.

Аналитический и синтетический учет материалов

Как уже отмечалось выше в учетной политике, аналитический учет материалов организован количественно-суммовым способом, ведется на основании количественно-суммовых карточек. Информация о движении материальных ценностей в таких карточках отражается на основании первичных документов. Карточка количественно-суммового учета материалов служит также основой для расчета стоимости материальных ценностей при их списании. По каждому аналитическому счету открываются оборотные ведомости, в которые ежемесячно переносятся данные карточек количественного учета. Итоговые данные оборотных ведомостей сверяют с оборотами и остатками по соответствующему синтетическому счету Главной книги.

Однако следует отметить, ООО «Стиль-ЛМК» является достаточно крупной строительной организацией со значительной номенклатурой материалов, что усложняет учет ведением количественно-суммовых карточек, так как происходит дублирование складского учета.

На предприятие регулярно поступают однотипные материалы по разным ценам поставщиков и с различными транспортно-заготовительными затратами. В соответствии с учетной политикой ООО «Стиль-ЛМК» материалы принимаются по фактической стоимости и отражаются на синтетическом счете 10 «Материалы» с открытыми к нему субсчетами.

Резервы под снижение стоимости материалов

В организации «Стиль-ЛМК» бывают случаи снижения рыночной цены материалов, их морального старения, полной или частичной утраты первоначальных качеств. Организация должна отражать такие материалы в балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости. Для этого под снижение стоимости материалов начисляется резерв, который отражается представляет собой разницу между фактической себестоимостью запаса (его первоначальной стоимостью) и его текущей рыночной оценкой. В ООО «Стиль-ЛМК» создание такого резерва не предусмотрено.

2.3. Аудит материалов ООО «Стиль-ЛМК»

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации в организации следует проводить проверки. На крупных предприятиях для этого целесообразно организовать службу внутреннего аудита (контроля).

На исследуемом предприятии «Стиль-ЛМК» отдел внутреннего аудита не создан. Отсюда вытекает ряд сложностей, появляющихся в текущей деятельности предприятия. От ошибок не застрахован никто, тем более в крупной строительной организации, где процесс учета материальных ценностей достаточно трудоемкий. Также играет роль человеческий фактор. Бухгалтерии предприятия сложно организовать такой процесс оперативно, четко и достоверно, а еще сложнее проводить проверку проделанной самими же работы. Бывает, работники бухгалтерии исследуемой организации знают о допущенных ошибках еще до проверки, могут откладывать ее проведение, а, проведя, не принимать оперативных мер, ссылаясь на занятость, нехватку времени для разработки системы отлаживания ошибок. Однако такое отсрочивание принятия необходимых мер только усугубляет положение.

Рассмотрим ошибки, допускаемые в учете материалов ООО «Стиль-ЛМК», возникающие из-за недостатка контроля со стороны бухгалтерии, складского аппарата и отсутствия системы и службы внутреннего контроля.

 

  1. Проведение инвентаризации материалов и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.        

Согласно учетной политике, плановые инвентаризации материалов ООО «Стиль-ЛМК» проводит один раз в квартал за 10 дней  до окончания отчетного периода по материалам группы А, один раз в полгода – по материалам группы Б, один раз в год по – по материалам группы В. Внеплановые инвентаризации проводятся по распоряжению материально-ответственных лиц при наличии их обоснования и с согласия руководителя.

Однако фактически инвентаризация проводится не в заявленные в учетной политике сроки и не в полном объеме: выборочно проверяются отдельные группы материалов (обычно дорогостоящие из проверяемой группы); при зафиксированных случаях недостачи и порчи материальных ценностей инвентаризационная комиссия создается не сразу, сама же инвентаризация может быть отложена на остаточно долгий срок, порядка одного - двух месяцев.

В ООО «Стиль-ЛМК» существует персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий, утвержденных руководителем организации, о чем ежегодно издается приказ. В состав указанных комиссий включены начальник административно-хозяйственного отдела организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (по одному работнику из информационно-технического отдела, службы технического надзора и отдела комплектации).

Но при этом иногда не все участники инвентаризационной комиссии, утвержденные приказом руководителя, присутствуют при проведении проверки.

Также не соблюдаются обязанности бухгалтерская служба организации:

- осуществление контроля за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций;

- требование сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу;

- отслеживание своевременности завершения инвентаризаций и документального оформления их результатов;

- отражение на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

 

По результатам инвентаризаций и проверок неоперативно и несвоевременно принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.

 

 

  1. Движение материалов.

 Руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации не установлен порядок отпуска материалов со склада (кладовой) цеха подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места.

Возможными последствиями отсутствия установленного порядка отпуска материалов со склада (кладовой) цеха подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места является снижение надежности внутреннего контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, что увеличивает риск утраты данных ценностей.

 На исследуемом предприятии  выявлены случаи, когда не оформлялись накладные на внутреннее перемещение при передаче материалов с одного склада на другой.

Информация о работе Теоретические и методологические основы у чета и аудита материалов