Теоретические основы анализа объемов производства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачами анализа производства продукции являются:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- оценка ритмичности производства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа объемов производства организации
1.1 Понятие и экономическая сущность производства продукции
1.2 Методика анализа объемов производства
2 Анализ объема производства ОАО «Сыры Приморья»
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Сыры Приморья»
2.2 Анализ структуры, состава, выполнение планов производства ОАО «Сыры Приморья»
2.3 Факторный анализ производства и управление объемами производства ОАО «Сыры Приморья» на основе проведенного анализа
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

Таблица 4 - Анализ выполнения плана по ассортименту продукции ОАО «Сыры Приморья»

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенной  в выполнение плана по ассортименту, млн. руб.

План 

Факт 

Сыр Колбасный

40 000

44 000

110

40 000

Сыр Брикетный

30 500

32 500

106,5

30 500

Сыр Пастообразный

19 000

18 500

97,3

19 000

Итого:

89 500

95 000

106,1

89 500


 

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что  план по ассортименту продукции выполнен на 99,4 %

            К вып. п = 89000 / 89500 * 100 = 99,4 %

А если проводить анализ  по изделиям, то процент выполнения плана по колбасному сыру составил 110 %, по брикетному сыру –106,5 %, по пастообразному сыру –    97,3 %.

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции,  то объем ее выпуска в стоимостном выражении  возрастает, и наоборот.

 

 

 

 

Анализ структуры товарной продукции ОАО «Сыры Приморья»  представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Анализ структуры товарной продукции ОАО «Сыры Приморья»

Изделие

Оптовая цена за 1 туб, тыс. руб.

Объем производства продукции, туб

Товарная продукция в  ценах плана, млн. руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры

План 

Факт 

План 

Факт при плановой структуре

Факт 

Сыр Колбасный

2 500

16 000

17 600

40 000

42 266

44 000

+1734

Сыр Брикетный

2 000

15 250

16 250

30 500

32 228

32 500

+ 272

Сыр Пастообразный

1 900

10 000

9 737

19 000

20 076

18 500

- 1576

Итого

-

41 250

43 587

89 500

94 570

95 000

+ 430


 

Из таблицы видно, что  товарная продукция увеличилась  за счет структуры на 430 млн. рублей: по колбасному сыру произошло увеличение на 1134 млн. рублей, по брикетному на 272 млн. рублей, по пастообразному произошло  уменьшение товарной продукции на 1576 млн. рублей.

 Для   расчета фактической  товарной продукции в ценах  плана при плановой структуре  используется коэффициент выполнения  плана по товарной продукции  в целом по предприятию в условно-натуральных единицах:

Квып.п = 43587 / 41250 = 1, 0566545.

То есть если бы план производства был равномерно перевыполнен на 105,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в  ценах плана составил бы 94570 млн. рублей. При фактической структуре  он выше на 430 млн. рублей. Это значит, что увеличилась доля более дорогой  продукции в общем ее выпуске.

Далее нужно рассчитать изменения за счет структурного фактора. Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора представлен в таблице 6.

 

 

 

Таблица 6 - Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора

Изделие

Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.

План 

Факт 

Отклонения

Сыр Колбасный

2 500

38,78

40,38

+1,6

+40

Сыр Брикетный

2 000

36,96

37,28

+ 0,32

+6,4

Сыр Пастообразный

1 900

24,24

22,34

- 1,9

- 36,1

Итого:

-

100

100

+ 0,02

+ 10,3


 

  Из таблицы видно,  что увеличение структуры продукции  на 0,02 % привело к увеличению средней  цены на 10,3 тыс. рублей. Если проводить  анализ по видам продукции,  то увеличение структуры колбасного  сыра на 1,6 % привело к увеличению  цены на 40 тыс. рублей, увеличение  структуры брикетного сыра на   0,32 %, привело к увеличению цены  на 6,4 тыс. рублей, а уменьшение  структуры пастообразного сыра  на 1,9 % привело к уменьшению средней  цены на 36,1 тыс. рублей.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической  структуре продукции, а затем  при плановой и разность между  ними умножается на фактический объем  производства продукции в условно-натуральном выражении:

Цф = (2500 * 40,38 + 2000 * 37,28 + 1900 * 22,34) / 100 = 2178 тыс. рублей.

Цпл = (2500* 38,78 + 2000 * 36,96 + 1900 * 24,24) / 100 = 2169 тыс. рублей.

            Изм. ВП стр = Изм. Цстр * Vф общ = 10,3 * 43587 = + 430 млн. руб.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение  – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению  спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более  высоких цен.

Качество продукции –  понятие, которое характеризует  параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Качество формируется  еще до физического появления  продукции, т.е. это научно-технический  уровень продукции. Это исходное качество должно быть сохранено и в процессе производства.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.

Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В  РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Для  точного анализа  качества продукции нужен анализ обобщающих показателей качества продукции, который представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель 

Прошлый год

Отчетный год

План 

Факт 

Средневзвешенный балл качества продукции

0,65

0,81

0,75

Удельный вес, %

а) продукции высшей категории  качества

б) экспортируемой продукции

в)забракованной продукции

г) зарекламированной продукции

 

70

0,5

0,8

0,4

 

80

1,5

0,4

0,7

 

80

1,0

0,3

0,6

Потери от брака

520

450

400


 

Из таблицы видно, что  за отчетный год на  ОАО «Сыры Приморья» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышения ее конкурентоспособности. Об этом свидетельствует  увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым годом, а также изменения экспортируемой продукции. В отчетном году этот показатель составил 1 %. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличении качества. Далее важно проанализировать  потери от брака: по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился и составляет 400 млн. рублей.

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого  сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта  в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности  можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта  к общему количеству; отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Отсюда коэффициент сортности:

1.  по плану: Ксорт = 10450 / 18300 = 0,571

2. фактически:Ксорт = 17480 / 19500 = 0,896

3. Выполнение плана по  качеству    67 % (0,571 / 0,896)

Анализ качества продукции  представлен в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ качества продукции ОАО «Сыры Приморья»

Сорт продукции 

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции

Стоимость выпуска, млн. руб.

План 

Факт 

План 

Факт 

По цене 1 сорта

План 

Факт 

1 сорт

1200

10450

11200

12540

13440

12540

13440

2 сорт 

800

4800

5050

3840

4040

6760

6060

Итого:

2000

15250

16250

16380

17480

18300

19500


 

Далее очень важно определить влияние сортового состава продукции  на объем выпуска отдельного изделия в стоимостном выражении, представленном в таблице  9.

Таблица 9 -Влияние сортового состава продукции на объем выпуска сыра

 в стоимостном выражении

Сорт 

Оптовая цена

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб.

План

Факт

Отклонения

1 сорт

1200

68,5

68,9

+0,4

+4,8

2 сорт

800

31,5

31,1

-0,4

-3,2

Итого:

2000

100

100

 

+1,6


 

  Из таблицы видно,  что с улучшением качества  продукции (увеличением продукции  I сорта и уменьшением доли  продукции II сорта) средняя цена  увеличилась на 1,6 тыс. рублей, а  стоимость всего фактического  выпуска – на 26000 млн. рублей (16250 туб * 1,6 тыс. руб.).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым  установлен сорт, после этого результаты обобщаются. На взятом предприятии  сорт устанавливается только по твердым сырам.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится  на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака  ведет к повышению себестоимости  продукции, уменьшению объема товарной  и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и удельному весу в общем выпуске  товарной продукции; определяют потери от брака, отраженные в таблице 10.

Таблица 10 - Динамика брака ОАО «Сыры Приморья»

Показатели 

Млн. руб.

1.Себестоимость забракованной  продукции

620

2.Расходы по исправлению  брака

90

3.Стоимость брака по  цене возможного использования

210

4.Сумма удержаний с  виновных лиц

100

5.Потери от брака

400

Информация о работе Теоретические основы анализа объемов производства организации