Транспортно- заготовительные расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования является анализ условий "Учет и распределение транспортно-заготовительных расходов".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Учет и распределение транспортно-заготовительных расходов" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Транспортно-заготовительные расходы
1.1. Понятие транспортно – заготовительных расходов……………………6
1.2. Состав транспортно – заготовительных расходов ……………..……...6
1.3. Порядок учета транспортно – заготовительных расходо………….…..8
2. Порядок отражения транспортно – заготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации
2.1. Бухгалтерский учет………………………………………………………10
2.2. Налоговый учет…………………………………………………………..18
2.3. Учет у покупателя, применяющего УСН………………………………20
2.4. Документальное оформление…………………………………………...21
3. Транспортно – заготовительные расходы. Учет у продавца………………22
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Решение задач………………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературных источников……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Копия УЧЕТ ТЗР (контр.).doc

— 519.50 Кб (Скачать файл)

Итак, рассмотрим способы, которыми можно отражать транспортно-заготовительные  расходы.

1 СПОСОБ:

сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались (так называемое прямое включение).

На практике, далеко не во всех случаях предприятие имеет  возможность сразу включить в  стоимость материальных ресурсов все  фактические затраты, связанные  с их приобретением. *(3) На дату принятия материальных ресурсов к учету, предприятие часто имеет информацию только об их контрактной стоимости, а документы, содержащие информацию об остальных транспортно-заготовительных расходах, могут поступить на предприятие значительно позже указанной даты.

Для того чтобы предприятие, все-таки, имело возможность включить суммы транспортно-заготовительных расходов в фактическую стоимость поступивших на предприятие материальных ресурсов, можно применять схему распределения Транспортно-заготовительные расходы.

Рассмотрим фрагмент Графа затрат:

 

 

Из анализа фрагмента  Графа затрат мы видим, что доставка болтов осуществлялась как сторонним  перевозчиком, так и собственным грузовым транспортом предприятия. Для сбора транспортных затрат в Графе затрат предусмотрен специальный Центр затрат (ЦЗ) - «шпион», основным назначением которого является отслеживание маршрутов движения болтов с целью направления по этим маршрутам потока транспортно-заготовительных расходов.

Схема распределения  работает следующим образом:

 

Этап А.

На основании анализа  движения (списания) болтов определяется множество ЦЗ-получателей затрат:

- Цех №1 (уч 1)

- Цех №1 (уч 2)

 

Этап Б.

На основе анализа  остатков болтов на складе, а также  суммы списанных на ЦЗ-получатели затрат болтов, определяется доля затрат, подлежащих передаче от ЦЗ-источника:

=> (20 + 40)/100 = 0,6 => т.е. 60% накопленных затрат необходимо отправить вслед за движением болтов на ЦЗ-получатели затрат

 

Этап В.

Определяется пропорция, в соответствии с которой затраты, переданные от ЦЗ-источника должны распределиться между ЦЗ-получателями:

=> 20 / (20+40) = 0,33 => 33% суммы ТЗР, определенной на этапе Б, приходится на Цех №1 (уч 1)

=> 40 / (20+40) = 0,67 => 67% суммы ТЗР, определенной на этапе Б, приходится на Цех №1 (уч 2)

 

2 СПОСОБ:

 распределение транспортно-заготовительных расходов между видами 
материалов

Данный метод применяется, когда предприятие регулярно  закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии. Здесь, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете. В дальнейшем их нужно распределить между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.

Как известно, в бухгалтерском  учете фактическую себестоимость  приобретенных материалов можно  рассчитывать двумя способами:

- сразу формировать  на счете 10 "Материалы";

- учитывать на счете  10 сырье по плановым ценам,  а фактическую стоимость материалов и ее отклонение от плановой отражать на счетах 15 и 16.

В первом случае нужно открыть к счету 10 специальный субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", где и будет учитывать эти затраты. Договорную же стоимость поступивших материалов нужно отражать на субсчете "Сырье и материалы".

Со счета 10 нужно списывать  только ту сумму транспортно-заготовительных  расходов, которая относится к  материалам, истраченным за месяц. Сначала  нужно определить средний процент  отклонения транспортных затрат по каждому виду материалов. Для этого используют такую формулу:

 

               ТЗР% = (ТЗРн + ТЗРп) : (Мн + Мп) х 100%,

где:

ТЗР% - средний процент  отклонения транспортно-заготовительных  расходов; ТЗРн - остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп - сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн - стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп - стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).

Результат умножают на учетную  стоимость материалов, израсходованных  за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.

 

Пример №1

ЗАО "Сладкоежка" выпускает конфеты. Согласно учетной политике на 2009 год ЗАО "Сладкоежка" формирует себестоимость сырья и материалов на счете 10. Одним из видов используемого сырья является сахар.

Транспортно-заготовительные  расходы учитываются по видам  приобретенных материалов и распределяются в конце месяца - как в бухгалтерском, так ив налоговом учете.

При расчете налога на прибыль ЗАО "Сладкоежка" использует метод начисления.

Покупная стоимость сахара, приобретенного в апреле - 400 000 руб. Эта сумма отражена на счете 10 субсчете "Сырье и материалы". Общая стоимость транспортно-заготовительных расходов, которые образовались у ЗАО "Сладкоежка" при покупке сахара в апреле, равна 60 000 руб. Эта сумма учтена на счете 10 субсчете "Транспортно-заготовительные расходы".

В течение апреля в  производство было отпущено сахара на 350 000 руб. В бухгалтерском учете  это отражено проводкой:

Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Сырье и материалы"

- 350 000 руб. - списана покупная стоимость сахара, отпущенного в производство.

В конце месяца нужно рассчитать сумму транспортно-заготовительных расходов, приходящуюся на использованный сахар. Стоимость сахара, числящаяся на счете 10 субсчет "Сырье и материалы" на 1 апреля 2009 года равна 50 000 руб. Остаток транспортно-заготовительных расходов по сахару, учтенный на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы" этого же счета составил 16 000 руб.

Суммы ТЗР и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают. Процент отклонения этих расходов от договорной стоимости сахара в апреле равен:

(16 000 руб. + 60 000 руб.) : (50 000 руб. + 400 000 руб.) х 100% = 16,89%

Таким образом, транспортно-заготовительные  расходы, приходящиеся на израсходованный  сахар, равны:

350 000 руб. х 16,89% = 59 115 руб.

Эта сумма 30 апреля 2009 года в ЗАО "Сладкоежка" списана так:

Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Транспортно-заготовительные  расходы"

- 59 115 руб. - списана часть ТЗР,  приходящаяся на израсходованный  в апреле сахар.

В налоговом учете к апрельским материальным расходам относится 409 115 руб. (350 000 + 59 115).

Теперь случай, когда для учета материалов предприятие использует счета 15 и 16. Тогда транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к приобретенным ценностям, нужно учитывать на отдельном субсчете счета 15. В конце месяца эти суммы надо прибавить к разнице между учетной и покупной стоимостью сырья и списать на счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Следующий шаг: общая  сумма отклонений в цене сырья, включая  ТЗР, распределяется между стоимостью израсходованных материалов, и их остатка на складе. Такой порядок прописан в пункте 85 Методических указаний, то есть он касается бухучета.

 

3 СПОСОБ:

упрощенный способ учета транспортных расходов

 

Согласитесь, на крупных  предприятиях, где постоянно закупается и используется различное сырье, рассчитывать расходы по каждому виду материалов - задача очень трудоемкая. Поэтому в Методических указаниях предусмотрен порядок, который поможет облегчить бухгалтеру эту работу. 
Допустим, бухгалтер увидел, что средний процент отклонения ТЗР за отчетный период, не превышает 5 процентов от стоимости израсходованных материалов. Тогда всю сумму транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском учете можно включить в стоимость израсходованных материалов. Это разрешено пунктом 88 Методических указаний. Можно ли поступать так же и в налоговом учете? Скорее всего, нет. Ведь статья 254 Налогового кодекса РФ не разрешает включать в расходы транспортно-заготовительные расходы отдельно от материалов.

Пример №2

ООО "АРГО" собирает детские игрушки из частей, которые оно закупает у разных поставщиков. Стоимость пластмассовых деталей для производства кукол на 1 мая 2009 года составила 240 000 руб., а транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на этот остаток, - 14 000 руб. Предположим, что суммы ТЗР и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают. И, согласно учетной политике, при расчете налога используются те же способы их распределения, что и в бухучете. Учитывая материалы, ООО "АРГО" не применяет 15 и 16 счета. Поэтому стоимость остатка деталей отражена на субсчете "Материалы и сырье", счета 10 а ТЗР - на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы" этого же счета. В мае ООО "АРГО" закупило еще пластмассовых деталей на сумму 100 000 руб. Расходы, связанные с доставкой этой партии составили 2000 руб. В производство в течение месяца было отпущено деталей на 150 000 руб. Таким образом, средний процент ТЗР за май составит: 
(14 000 руб. + 2000 руб.) : (240 000 руб. + 100 000 руб.) х 100% = 4,7% 
4,7%  > 5%.

Следовательно, все транспортные расходы в мае 2009 года ООО "АРГО" может списать на расходы. В бухгалтерском учете эти операции отражены так: 
Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Сырье и материалы" 
- 150 000 руб. - переданы заготовки для изготовления кукол в производство; 
Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Транспортно-заготовительные расходы" 
- 16 000 руб. (14 000 + 2000) - списаны транспортно-заготовительные расходы. 
В налоговом учете в состав материальных расходов будет включено 157 050

руб. (150 000 руб. + 150 000 руб. х 4,7%).

И наконец, при покупке  сырья сразу видно: транспортно-заготовительные  расходы составляют не более 10% от его  стоимости. Такие расходы можно  сразу списывать на счета учета  затрат. Однако это правило действует  только в том случае, если материалы будут использованы в производстве. Если же предприятие решило их продать, то транспортно-заготовительные расходы необходимо включить в первоначальную стоимость сырья. Так поступают в бухгалтерском учете (п.88 Методических указаний). 

 

    1. Налоговый учет ТЗР

 

Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что в составе  материальных расходов учитываются  расходы на приобретение работ и  услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями  или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. При этом к работам (услугам) производственного характера относятся в том числе транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения).

Для торговых организаций  порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит  непосредственно от условий договора с поставщиком. Суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, до склада в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам (ст. 320 НК РФ). Другие расходы на содержание собственного автотранспорта, занятого перевозкой товаров, относятся к косвенным расходам по торговым операциям (письмо Минфина России от 13.01.05 г. N 03-03-01-04).

Сумма прямых расходов в  части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма  прямых расходов, приходящихся на  остаток нереализованных товаров  на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость  приобретения товаров, реализованных  в текущем месяце, и стоимость  приобретения остатка нереализованных  товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний  процент как отношение суммы  прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров (п. 2);

4) определяется сумма  прямых расходов, относящаяся к  остатку нереализованных товаров,  как произведение среднего процента  и стоимости остатка товаров  на конец месяца.

 

Пример .

 ООО "МЕГИ" приобретает товары для их последующей реализации. Учетной политикой организации для целей налогообложения на 2007 г. определено, что стоимость приобретения товаров формируется без учета расходов, связанных с приобретением этих товаров. Транспортные расходы на начало месяца - 100 000 руб., за март 2007 г. расходы на доставку товаров от поставщика составили 500 000 руб.

Остаток товаров на начало месяца - 1 000 000 руб., за март поступило  товаров на сумму 5 000 000 руб., реализовано  за этот месяц товаров на сумму 4 000 000 руб.

Остаток нереализованных  товаров на конец месяца - 2 000 000 руб. (1 000 000 + 5 000 000 - 4 000 000).

В конце месяца сумма  транспортных расходов, которая должна быть списана в марте 2007 г., рассчитывается следующим образом:

1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит 600 000 руб. (100 000 + 500 000).

2. Сумма товаров, реализованных  в отчетном месяце, и остатка  товаров на конец месяца - 6 000 000 руб. (4 000 000 + 2 000 000).

3. Средний процент  транспортных расходов по отношению  к общей стоимости товаров  составит 10% (600 000 / 6 000 000) руб. х 100%).

Информация о работе Транспортно- заготовительные расходы