Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:10, курсовая работа
Объектом данного исследования является анализ условий "Учет и распределение транспортно-заготовительных расходов".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Учет и распределение транспортно-заготовительных расходов" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Транспортно-заготовительные расходы
1.1. Понятие транспортно – заготовительных расходов……………………6
1.2. Состав транспортно – заготовительных расходов ……………..……...6
1.3. Порядок учета транспортно – заготовительных расходо………….…..8
2. Порядок отражения транспортно – заготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации
2.1. Бухгалтерский учет………………………………………………………10
2.2. Налоговый учет…………………………………………………………..18
2.3. Учет у покупателя, применяющего УСН………………………………20
2.4. Документальное оформление…………………………………………...21
3. Транспортно – заготовительные расходы. Учет у продавца………………22
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Решение задач………………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературных источников……………………………………………...
Итак, рассмотрим способы, которыми можно отражать транспортно-заготовительные расходы.
1 СПОСОБ:
сразу включать затраты в стоимость той продукции, при покупке которой они образовались (так называемое прямое включение).
На практике, далеко не во всех случаях предприятие имеет возможность сразу включить в стоимость материальных ресурсов все фактические затраты, связанные с их приобретением. *(3) На дату принятия материальных ресурсов к учету, предприятие часто имеет информацию только об их контрактной стоимости, а документы, содержащие информацию об остальных транспортно-заготовительных расходах, могут поступить на предприятие значительно позже указанной даты.
Для того чтобы предприятие, все-таки, имело возможность включить суммы транспортно-заготовительных расходов в фактическую стоимость поступивших на предприятие материальных ресурсов, можно применять схему распределения Транспортно-заготовительные расходы.
Рассмотрим фрагмент Графа затрат:
Из анализа фрагмента Графа затрат мы видим, что доставка болтов осуществлялась как сторонним перевозчиком, так и собственным грузовым транспортом предприятия. Для сбора транспортных затрат в Графе затрат предусмотрен специальный Центр затрат (ЦЗ) - «шпион», основным назначением которого является отслеживание маршрутов движения болтов с целью направления по этим маршрутам потока транспортно-заготовительных расходов.
Схема распределения работает следующим образом:
Этап А.
На основании анализа движения (списания) болтов определяется множество ЦЗ-получателей затрат:
- Цех №1 (уч 1)
- Цех №1 (уч 2)
Этап Б.
На основе анализа остатков болтов на складе, а также суммы списанных на ЦЗ-получатели затрат болтов, определяется доля затрат, подлежащих передаче от ЦЗ-источника:
=> (20 + 40)/100 = 0,6 => т.е. 60% накопленных затрат необходимо отправить вслед за движением болтов на ЦЗ-получатели затрат
Этап В.
Определяется пропорция, в соответствии с которой затраты, переданные от ЦЗ-источника должны распределиться между ЦЗ-получателями:
=> 20 / (20+40) = 0,33 => 33% суммы ТЗР, определенной на этапе Б, приходится на Цех №1 (уч 1)
=> 40 / (20+40) = 0,67 => 67% суммы ТЗР, определенной на этапе Б, приходится на Цех №1 (уч 2)
2 СПОСОБ:
распределение транспортно-заготовительных
расходов между видами
материалов
Данный метод применяется, когда предприятие регулярно закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии. Здесь, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете. В дальнейшем их нужно распределить между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.
Как известно, в бухгалтерском
учете фактическую
- сразу формировать на счете 10 "Материалы";
- учитывать на счете 10 сырье по плановым ценам, а фактическую стоимость материалов и ее отклонение от плановой отражать на счетах 15 и 16.
В первом случае нужно открыть к счету 10 специальный субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", где и будет учитывать эти затраты. Договорную же стоимость поступивших материалов нужно отражать на субсчете "Сырье и материалы".
Со счета 10 нужно списывать
только ту сумму транспортно-
ТЗР% = (ТЗРн + ТЗРп) : (Мн + Мп) х 100%,
где:
ТЗР% - средний процент отклонения транспортно-заготовительных расходов; ТЗРн - остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп - сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн - стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп - стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).
Результат умножают на учетную стоимость материалов, израсходованных за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.
Пример №1
ЗАО "Сладкоежка" выпускает конфеты. Согласно учетной политике на 2009 год ЗАО "Сладкоежка" формирует себестоимость сырья и материалов на счете 10. Одним из видов используемого сырья является сахар.
Транспортно-заготовительные расходы учитываются по видам приобретенных материалов и распределяются в конце месяца - как в бухгалтерском, так ив налоговом учете.
При расчете налога на прибыль ЗАО "Сладкоежка" использует метод начисления.
Покупная стоимость сахара, приобретенного в апреле - 400 000 руб. Эта сумма отражена на счете 10 субсчете "Сырье и материалы". Общая стоимость транспортно-заготовительных расходов, которые образовались у ЗАО "Сладкоежка" при покупке сахара в апреле, равна 60 000 руб. Эта сумма учтена на счете 10 субсчете "Транспортно-заготовительные расходы".
В течение апреля в производство было отпущено сахара на 350 000 руб. В бухгалтерском учете это отражено проводкой:
Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Сырье и материалы"
- 350 000 руб. - списана покупная стоимость сахара, отпущенного в производство.
В конце месяца нужно рассчитать сумму транспортно-заготовительных расходов, приходящуюся на использованный сахар. Стоимость сахара, числящаяся на счете 10 субсчет "Сырье и материалы" на 1 апреля 2009 года равна 50 000 руб. Остаток транспортно-заготовительных расходов по сахару, учтенный на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы" этого же счета составил 16 000 руб.
Суммы ТЗР и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают. Процент отклонения этих расходов от договорной стоимости сахара в апреле равен:
(16 000 руб. + 60 000 руб.) : (50 000 руб. + 400 000 руб.) х 100% = 16,89%
Таким образом, транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на израсходованный сахар, равны:
350 000 руб. х 16,89% = 59 115 руб.
Эта сумма 30 апреля 2009 года в ЗАО "Сладкоежка" списана так:
Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Транспортно-заготовительные расходы"
- 59 115 руб. - списана часть ТЗР,
приходящаяся на
В налоговом учете к апрельским материальным расходам относится 409 115 руб. (350 000 + 59 115).
Теперь случай, когда для учета материалов предприятие использует счета 15 и 16. Тогда транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к приобретенным ценностям, нужно учитывать на отдельном субсчете счета 15. В конце месяца эти суммы надо прибавить к разнице между учетной и покупной стоимостью сырья и списать на счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
Следующий шаг: общая сумма отклонений в цене сырья, включая ТЗР, распределяется между стоимостью израсходованных материалов, и их остатка на складе. Такой порядок прописан в пункте 85 Методических указаний, то есть он касается бухучета.
3 СПОСОБ:
упрощенный способ учета транспортных расходов
Согласитесь, на крупных
предприятиях, где постоянно закупается и используется
различное сырье, рассчитывать расходы
по каждому виду материалов - задача очень
трудоемкая. Поэтому в Методических указаниях
предусмотрен порядок, который поможет
облегчить бухгалтеру эту работу.
Допустим, бухгалтер увидел, что средний
процент отклонения ТЗР за отчетный период,
не превышает 5 процентов от стоимости
израсходованных материалов. Тогда всю
сумму транспортно-заготовительных расходов
в бухгалтерском учете можно включить
в стоимость израсходованных материалов.
Это разрешено пунктом 88 Методических
указаний. Можно ли поступать так же и
в налоговом учете? Скорее всего, нет. Ведь
статья 254 Налогового кодекса РФ не разрешает
включать в расходы транспортно-заготовительные
расходы отдельно от материалов.
Пример №2
ООО "АРГО" собирает детские игрушки из
частей, которые оно закупает у разных
поставщиков. Стоимость пластмассовых
деталей для производства кукол на 1 мая
2009 года составила 240 000 руб., а транспортно-заготовительные
расходы, приходящиеся на этот остаток,
- 14 000 руб. Предположим, что суммы ТЗР и
в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают.
И, согласно учетной политике, при расчете
налога используются те же способы их
распределения, что и в бухучете. Учитывая
материалы, ООО "АРГО" не применяет
15 и 16 счета. Поэтому стоимость остатка
деталей отражена на субсчете "Материалы
и сырье", счета 10 а ТЗР - на субсчете
"Транспортно-заготовительные расходы"
этого же счета. В мае ООО "АРГО" закупило
еще пластмассовых деталей на сумму 100
000 руб. Расходы, связанные с доставкой
этой партии составили 2000 руб. В производство
в течение месяца было отпущено деталей
на 150 000 руб. Таким образом, средний процент
ТЗР за май составит:
(14 000 руб. + 2000 руб.) : (240 000 руб. + 100 000 руб.)
х 100% = 4,7%
4,7% > 5%.
Следовательно, все транспортные расходы в мае 2009 года ООО
"АРГО" может списать на расходы.
В бухгалтерском учете эти операции отражены
так:
Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Сырье и материалы"
- 150 000 руб. - переданы заготовки для изготовления
кукол в производство;
Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Транспортно-заготовительные
расходы"
- 16 000 руб. (14 000 + 2000) - списаны транспортно-заготовительные
расходы.
В налоговом учете в состав материальных
расходов будет включено 157 050
руб. (150 000 руб. + 150 000 руб. х 4,7%).
И наконец, при покупке
сырья сразу видно: транспортно-заготовительные
расходы составляют не более 10% от его
стоимости. Такие расходы можно
сразу списывать на счета учета
затрат. Однако это правило действует
только в том случае, если материалы будут использованы в производстве.
Если же предприятие решило их продать,
то транспортно-заготовительные расходы
необходимо включить в первоначальную
стоимость сырья. Так поступают в бухгалтерском
учете (п.88 Методических указаний).
Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК
РФ предусмотрено, что в составе
материальных расходов учитываются
расходы на приобретение работ и
услуг производственного
Для торговых организаций порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, до склада в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам (ст. 320 НК РФ). Другие расходы на содержание собственного автотранспорта, занятого перевозкой товаров, относятся к косвенным расходам по торговым операциям (письмо Минфина России от 13.01.05 г. N 03-03-01-04).
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма
прямых расходов, приходящихся на
остаток нереализованных
2) определяется стоимость
приобретения товаров,
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров (п. 2);
4) определяется сумма
прямых расходов, относящаяся к
остатку нереализованных
Пример .
ООО "МЕГИ" приобретает товары для их последующей реализации. Учетной политикой организации для целей налогообложения на 2007 г. определено, что стоимость приобретения товаров формируется без учета расходов, связанных с приобретением этих товаров. Транспортные расходы на начало месяца - 100 000 руб., за март 2007 г. расходы на доставку товаров от поставщика составили 500 000 руб.
Остаток товаров на начало месяца - 1 000 000 руб., за март поступило товаров на сумму 5 000 000 руб., реализовано за этот месяц товаров на сумму 4 000 000 руб.
Остаток нереализованных товаров на конец месяца - 2 000 000 руб. (1 000 000 + 5 000 000 - 4 000 000).
В конце месяца сумма транспортных расходов, которая должна быть списана в марте 2007 г., рассчитывается следующим образом:
1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит 600 000 руб. (100 000 + 500 000).
2. Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца - 6 000 000 руб. (4 000 000 + 2 000 000).
3. Средний процент
транспортных расходов по