Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:47, курсовая работа
Цель исследования: совершенствование организации учета операций с денежными средствами в кассе на ООО «Бэлло».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические основы организации учета и аудита денежных средств в касса предприятия.
Оценить поставку учета денежных средств в кассе на исследуемом предприятии, выявить ее достоинства и недостатки.
Провести аудиторскую проверку учета денежных средств в кассе.
Выявить пути совершенствование организации учета и повышения эффективности системы внутреннего контроля на исследуемом предприятии.
Выдача наличных денег из кассы происходит в следующих случаях (табл. 1.2):
1. выплата заработной платы и приравненных к ней платежей (премии, отпускные, пособия)
2. выдача денег под отчет сотрудникам организации
3. сдача наличных денег в банк
4. выплаты поставщикам
5. выплаты учредителям
Таблица 1.2
Корреспонденция счетов по выдаче денежных средств из кассы
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Выплачена зарплата из кассы |
70 |
50 |
Выдано под отчет на хозяйственный расходы |
71 |
50 |
Выданы дивиденды учредителям |
75 |
50 |
Переданы деньги инкассатору |
57 |
50 |
Оплачена задолженность поставщикам |
60 |
50 |
Бухгалтерско-финансовая отчетность предприятия содержит информацию о денежных средствах в бухгалтерском балансе в виде остатков на начало и конец отчетного периода по наличным и безналичным денежным средствам, а также составляется годовой отчет о движении денежных средств предприятия [10]. Он составляется в валюте РФ по данным счетов 50, 51, 55. Этот отчет был задуман как основной информационный источник сведений о движении денежных средств предприятия по обычной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций.
Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.
Проведение инвентаризации обязательно в случаях:
В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).
Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе прочих доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.
По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:
Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка
Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи
Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира
Документы строгой отчетности (бланки строгой отчетности, трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и пр.) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». При выдаче бланков строгой отчетности под отчет материально-ответственным лицам делаются записи по дебету этого счета, а при получении отчета материально-ответственного лица — по кредиту этого счета. Аналитический учет по счету 006 «Бланки строгой отчетности» ведется по видам документов и местам хранения.
Денежные потоки организации отражают в Отчете с подразделением на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций (п. 14 ПБУ 23/2011). Причем каждый существенный вид поступлений в Отчете показывают отдельно (п. 15 ПБУ 23/2011).
В некоторых случаях денежные потоки отражают свернуто. Речь здесь идет о следующих ситуациях (п. п. 16 и 17 ПБУ 23/2011) [25, с. 29]:
- если денежные потоки
- если денежные потоки
Теперь рассмотрим, как быть, если величина денежных потоков выражена в иностранной валюте. В этом случае следует произвести пересчет в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату осуществления или поступления платежа. При несущественном изменении курса пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период. Если же сразу после поступления в иностранной валюте организация меняет ее на рубли, то денежный поток в Отчете отражают в сумме фактически полученных рублей без промежуточного пересчета. Аналогично поступают при обмене рублей на иностранную валюту (п. 18 ПБУ 23/2011).
Остатки денежных средств и денежных эквивалентов в иностранной валюте на начало и конец отчетного периода показывают в Отчете в рублях в сумме, которая определяется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина от 27.11.2006 N 154н.
Разницу, возникающую в связи с пересчетом
валюты по курсам на разные даты, заносят
в Отчет отдельно от текущих, инвестиционных
и финансовых денежных потоков организации
как влияние изменений курса иностранной
валюты по отношению к рублю (п. 19 ПБУ 23/2011).
Отметим, что отдельно следует отражать
существенные денежные потоки организации
между ней и хозяйственными обществами
или товариществами, являющимися по отношению
к компании дочерними, зависимыми или
основными (п. 20 ПБУ 23/2011).
Организация обязана раскрывать состав
денежных средств и денежных эквивалентов
и представлять увязку сумм, отраженных в Отчете, с соответствующими
статьями бухгалтерского баланса (п. 22
ПБУ 23/2011).
Следует показать имеющиеся по состоянию
на отчетную дату возможности привлечь
дополнительные денежные средства, в том
числе (п. 24 ПБУ 23/2011):
- суммы открытых организацией, но не использованных ею кредитных линий с указанием всех установленных ограничений по использованию таких ресурсов;
- величину денежных средств, которые
могут быть получены на
- полученные поручительства
- суммы займов (кредитов), недополученных по состоянию на отчетную дату по заключенным договорам с указанием причин такого недополучения.
С учетом существенности раскрывают также следующую информацию (п. 25 ПБУ 23/2011):
- суммы, которые по состоянию
на отчетную дату недоступны
для использования (например, открытые
в пользу других организаций
аккредитивы по незавершенным с
- сумму денежных потоков, связанных
с поддержанием деятельности
организации на уровне
- денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций по каждому отчетному сегменту, определенному в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утв. Приказом Минфина от 08.11.2010 N 143н;
- средства в аккредитивах вместе с информацией о факте исполнения организацией по состоянию на отчетную дату обязательств по договору с использованием аккредитива. Если обязательства по договору организацией исполнены, но средства аккредитива не зачислены на ее счет, то раскрываются причины и суммы незачисленных средств.
Отметим, что если к какому-либо показателю Отчета организация представляет в своей бухгалтерской отчетности дополнительные пояснения, то соответствующая статья Отчета также должна содержать ссылку на эти пояснения (п. 21 ПБУ 23/2011).
В Отчете следует показать и данные за предыдущий год. Правда, в этом случае придется потрудиться более тщательно. Ведь из-за различий правил учета 2010 и 2011 гг. явно несопоставимы. Тем не менее выход есть. Дело в том, что п. 35 Приказа 34н гласит, что если данные за период, предшествовавший отчетному году, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.
В общем виде этапы аудиторской проверки могут быть представлены в следующем виде.
Планирование (предварительный этап):
Сбор аудиторских доказательств (рабочий этап):
Завершение аудита (завершающий этап):
Вопросы по планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте) [13, с. 74].
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу [9, с. 53].
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание: