Учет денежных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование организации учета операций с денежными средствами в кассе на ООО «Бэлло».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические основы организации учета и аудита денежных средств в касса предприятия.
Оценить поставку учета денежных средств в кассе на исследуемом предприятии, выявить ее достоинства и недостатки.
Провести аудиторскую проверку учета денежных средств в кассе.
Выявить пути совершенствование организации учета и повышения эффективности системы внутреннего контроля на исследуемом предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет и аудит денежных средств в кассе предприятия.doc

— 1,020.50 Кб (Скачать файл)

 

Выдача наличных денег из кассы происходит в следующих случаях (табл. 1.2):

1.  выплата заработной платы и приравненных к ней платежей (премии, отпускные, пособия)

2.  выдача денег под отчет сотрудникам организации

3.  сдача наличных денег в банк

4.  выплаты поставщикам

5.  выплаты учредителям

Таблица 1.2

Корреспонденция счетов по выдаче денежных средств из кассы

Содержание операции

Дебет

Кредит

Выплачена зарплата из кассы

70

50

Выдано под отчет на хозяйственный расходы

71

50

Выданы дивиденды учредителям

75

50

Переданы деньги инкассатору

57

50

Оплачена задолженность поставщикам

60

50


 

Бухгалтерско-финансовая отчетность предприятия содержит информацию о денежных средствах в бухгалтерском балансе в виде остатков на начало и конец отчетного периода по наличным и безналичным денежным средствам, а также составляется годовой отчет о движении денежных средств предприятия [10]. Он составляется в валюте РФ по данным счетов 50, 51, 55. Этот отчет был задуман как основной информационный источник сведений о движении денежных средств предприятия по обычной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций. 

Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе. 

Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

  • при смене кассира
  • при выявлении недостач и хищений
  • перед составлением годовой отчетности.

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).

Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе прочих доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира. 

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:

Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка

Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи

Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира

Документы строгой отчетности (бланки строгой отчетности, трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и пр.) учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». При выдаче бланков строгой отчетности под отчет материально-ответственным лицам делаются записи по дебету этого счета, а при получении отчета материально-ответственного лица — по кредиту этого счета. Аналитический учет по счету 006 «Бланки строгой отчетности» ведется по видам документов и местам хранения.

Денежные потоки организации отражают в Отчете с подразделением на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций (п. 14 ПБУ 23/2011). Причем каждый существенный вид поступлений в Отчете показывают отдельно (п. 15 ПБУ 23/2011).

В некоторых случаях денежные потоки отражают свернуто. Речь здесь идет о следующих ситуациях (п. п. 16 и 17 ПБУ 23/2011) [25, с. 29]:

- если денежные потоки характеризуют  не столько деятельность организации, сколько деятельность ее контрагентов, или когда поступления от одних  лиц обусловливают соответствующие  выплаты другим лицам. Например, косвенные налоги (НДС, акцизы), денежные потоки комиссионера или агента в связи с осуществлением ими комиссионных или агентских услуг (за исключением платы за сами услуги);

- если денежные потоки отличаются  быстрым оборотом, большими суммами и короткими сроками возврата. Например, осуществление краткосрочных финансовых вложений за счет заемных средств.

Теперь рассмотрим, как быть, если величина денежных потоков выражена в иностранной валюте. В этом случае следует произвести пересчет в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату осуществления или поступления платежа. При несущественном изменении курса пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период. Если же сразу после поступления в иностранной валюте организация меняет ее на рубли, то денежный поток в Отчете отражают в сумме фактически полученных рублей без промежуточного пересчета. Аналогично поступают при обмене рублей на иностранную валюту (п. 18 ПБУ 23/2011).

Остатки денежных средств и денежных эквивалентов в иностранной валюте на начало и конец отчетного периода показывают в Отчете в рублях в сумме, которая определяется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина от 27.11.2006 N 154н.

Разницу, возникающую в связи с пересчетом валюты по курсам на разные даты, заносят в Отчет отдельно от текущих, инвестиционных и финансовых денежных потоков организации как влияние изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю (п. 19 ПБУ 23/2011). 
Отметим, что отдельно следует отражать существенные денежные потоки организации между ней и хозяйственными обществами или товариществами, являющимися по отношению к компании дочерними, зависимыми или основными (п. 20 ПБУ 23/2011).

Организация обязана раскрывать состав денежных средств и денежных эквивалентов и представлять увязку сумм, отраженных в Отчете, с соответствующими статьями бухгалтерского баланса (п. 22 ПБУ 23/2011). 
Следует показать имеющиеся по состоянию на отчетную дату возможности привлечь дополнительные денежные средства, в том числе (п. 24 ПБУ 23/2011):

- суммы открытых организацией, но не использованных ею кредитных линий с указанием всех установленных ограничений по использованию таких ресурсов;

- величину денежных средств, которые  могут быть получены на условиях  овердрафта;

- полученные поручительства третьих  лиц, не использованные по состоянию на отчетную дату для получения кредита, с указанием суммы денежных средств, которые может привлечь организация;

- суммы займов (кредитов), недополученных  по состоянию на отчетную дату  по заключенным договорам с  указанием причин такого недополучения.

С учетом существенности раскрывают также следующую информацию (п. 25 ПБУ 23/2011):

- суммы, которые по состоянию  на отчетную дату недоступны  для использования (например, открытые  в пользу других организаций  аккредитивы по незавершенным сделкам) с указанием причин ограничений;

- сумму денежных потоков, связанных  с поддержанием деятельности  организации на уровне существующих  объемов производства, отдельно  от денежных потоков, связанных  с расширением масштабов этой  деятельности;

- денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций по каждому отчетному сегменту, определенному в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010), утв. Приказом Минфина от 08.11.2010 N 143н;

- средства в аккредитивах вместе с информацией о факте исполнения организацией по состоянию на отчетную дату обязательств по договору с использованием аккредитива. Если обязательства по договору организацией исполнены, но средства аккредитива не зачислены на ее счет, то раскрываются причины и суммы незачисленных средств.

Отметим, что если к какому-либо показателю Отчета организация представляет в своей бухгалтерской отчетности дополнительные пояснения, то соответствующая статья Отчета также должна содержать ссылку на эти пояснения (п. 21 ПБУ 23/2011).

В Отчете следует показать и данные за предыдущий год. Правда, в этом случае придется потрудиться более тщательно. Ведь из-за различий правил учета 2010 и 2011 гг. явно несопоставимы. Тем не менее выход есть. Дело в том, что п. 35 Приказа 34н гласит, что если данные за период, предшествовавший отчетному году, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

1.4 Методика аудита учета денежных средств в кассе

В общем виде этапы аудиторской проверки могут быть представлены в следующем виде.

Планирование (предварительный этап):

  1. знакомство с клиентом:
    • понимание деятельности экономического субъекта;
    • тестирование системы бухгалтерского учета;
    • тестирование системы внутреннего контроля;
  2. расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;
  3. работа по организации аудита;
  4. разработка и согласование общего плана и программы аудита;
  5. подписание договора на аудиторскую проверку.

Сбор аудиторских доказательств (рабочий этап):

  1. получение надлежащих аудиторских доказательств;
  2. проведение детального комплекса тестов внутреннего контроля;
  3. процедуры проверки по существу:
    • детальные тесты;
    • аналитические процедуры;
    • оценка прогнозной информации;
  4. уточнение приемлемого уровня аудиторского риска, существенности;
  5. документирование аудиторских процедур.

Завершение аудита (завершающий этап):

  1. завершение подготовки рабочей документации;
  2. информирование руководства аудируемого лица о выявленных нарушениях в системе бухгалтерского учета;
  3. расчет степени влияния выявленных и неисправленных аудируемым лицом искажений на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  4. формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов:
    • подготовка отчета для аудируемого лица;
    • подготовка и представление аудиторского заключения;
  5. подписание акта приема-сдачи выполненных работ.

Вопросы по планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте) [13, с. 74].

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу [9, с. 53].

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

Информация о работе Учет денежных средств на предприятии